Сегодня

Суббота, 20 октября 2018
vkontakte twitter facebook ok

Главный учитель

Номер газеты: 
38
Дата публикации: 
16.09.2015

Валентина Александровна Климонова последние 20 лет возглавляет отдел образования администрации района. В том, что в самые неблагоприятные для всей социальной сферы годы удалось сохранить оптимальную структуру образовательных учреждений, её заслуга бесспорна. Сегодня наш район уверенно занимает верхние строчки областного рейтинга развития системы образования. Признанием вклада Валентины Александровны в социально-экономическое развитие района служит решение поместить её портрет на Доску Почёта.

Большая и дружная семья Филоновых жила на Ягоднике. Александр Ильич, бывший фронтовик, работал в совхозе "Дубовое" плотником, Татьяна Макаровна там же была нянечкой в детском саду. Родители - люди работящие, и детей приучали к труду, к ответственности, к самостоятельности, к взаимовыручке. Анатолий, Надежда, Любовь, Валентина, Тамара, Сергей и Юрий - настоящий "филоновский клан". Все друг за друга стояли горой, старшие помогали родителям воспитывать младших, все стремились хорошо учиться. 

Валентина Александровна с детства брала пример со старшего брата. Он показал сестре, что при желании ребёнок из простой многодетной сельской семьи может добиться всего, о чём мечтает. Он стал военным, поколесил по стране от Прибалтики до Сахалина, дослужился до больших чинов. Валя тоже очень тянулась к знаниям, старалась учиться хорошо. Мечтала быть учителем, очень любила русский язык и литературу (за это спасибо учителям Анне Ильиничне Ермолиной и Валентине Сергеевне Горбуновой). После школы решила поступать в пединститут, но тамбовский пед с первой попытки ей не покорился. Неудача нисколько не уменьшила желания быть учителем, лишь несколько удлинила путь к мечте. Вчерашняя школьница сразу же пошла на работу - стала пионервожатой в Избердеевской средней школе. И на следующий год поступила в Мичуринский педагогический институт на филологический факультет. 

После института молодого педагога направили в райком комсомола на должность секретаря. В её обязанности входила работа со школьными комсомольскими организациями, так что далеко от своей профессии Валентина Александровна, теперь уже Климонова, не отошла. А спустя пять лет она вернулась в родную школу - завучем и учителем русского языка и литературы. Учителем Валентина Александровна была замечательным, в меру строгим, в меру демократичным, объясняла материал так, что не понять было просто невозможно. А ещё она очень любила детей, относилась к ним, как к равным, не обижала и тем более не унижала их достоинства. Это я как бывшая ученица говорю. Было очень жаль расставаться с любимым учителем, когда её в очередной раз "выдернули" из школы и направили в райисполком. 

Не хотела переходить на новую работу и сама Валентина Александровна - от живых людей к бумажкам. Но её мнения не очень-то и спрашивали руководители района, когда выдвигали на более серьёзную должность. Молодой, активный, инициативный, ответственный работник, член КПСС с восемнадцати лет, - из кого ещё готовить руководящие кадры для района, как не из таких людей? Климонова попыталась отказаться, но отказ не приняли. Этой работе Валентина Александровна отдала десять лет, пока должность не сократили. В 1991-м году в её биографии появилось ещё одно место работы - отдел ЗАГС администрации района. Работа однообразная, кропотливая, требующая большого внимания. Единственная отдушина - регистрация браков. Валентина Александровна искренне радовалась за молодожёнов и желала им счастья. Её же семейное счастье было недолгим, Валентина Александровна рано овдовела, больше спутника жизни не искала и посвятила себя воспитанию дочери.

Возглавила районный отдел образования Валентина Александровна в 1996-м году. Хозяйство Климоновой досталось незавидное. Многие помнят, что это были за годы. Учителя зарплату не получали месяцами, материальное пособие на методическую литературу выдавалось чем угодно, вплоть до водки и сатиновых трусов, только не деньгами и не необходимыми пособиями. Педагоги думали о том, как выжить самим, как прокормить своих детей. Те, кто помоложе, без сожаления уходил из профессии и уезжал в поисках лучшей жизни в города. Учительские кадры стремительно редели. По поводу нового назначения впору было принимать соболезнования, а не поздравления. Старинный знакомый недоумевал: "Зачем тебе всё это нужно? Сидела бы себе в загсе, конфеты ела да шампанское с молодыми распивала…".

В очень непростых условиях начинала свою работу в отделе образования Валентина Александровна. "У нас учителя очень терпеливые, они сами всё понимали и работали, как обычно. Никаких забастовок, никаких срывов занятий из-за отсутствия зарплаты не было",- вспоминает те годы Климонова. 

А тут ещё в жизнь вошло слово "оптимизация", которым объяснялись все перемены не в пользу учителей и учеников. Стремительно закрывались малочисленные и малокомплектные сельские школы по всей стране по причинам экономического характера. Справедливости ради стоит отметить, что такую политику в нашем районе не поддерживали. Руководители района стремились сохранить сеть образовательных учреждений, используя для этого любую возможность, потому что есть школа - есть село, и наоборот. На закрытие шли неохотно, исчерпав все возможности. Оптимизируя расходы на содержание зданий и сохраняя штаты, создавали сельские социокультурные центры, собирая под одну крышу учреждения социальной сферы - школу, Дом культуры, библиотеку, детский сад. Реструктуризация сети образовательных учреждений шла, в принципе, безболезненно.

И школы, и отдел образования старались привлечь материальные средства, участвуя в конкурсах на предоставление грантов. Первым обладателем гранта в районе стал ресурсный центр обеспечения сферы образования. За победу в конкурсе центр получил пять компьютеров. Волчковская и Избердеевская средние школы первыми начали участвовать в конкурсах, за ними потянулись другие школы. Материальное поощрение победителей и призёров таких конкурсов позволило многим образовательным учреждениям значительно обновить материально-техническую базу. 

Сегодня отношение к сельской школе изменилось. Начальные школы сохранили везде, где есть хоть один ученик. Безусловно, было бы более выгодно экономически организовать подвоз детей из очень маленьких школ в более крупные. Но администрация района сознательно идёт на большие затраты, сохраняя маленькие школы. Позиция главы района Сергея Ефанова в этом вопросе однозначна - школы, в которых детям комфортно, должны функционировать. Сейчас в районе шесть начальных школ, учеников в которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Но они реализуют и программу предшкольной подготовки. Вместе с тем в сельском районе есть школы, отвечающие всем требованиям сегодняшнего, и вероятно, завтрашнего дня, прекрасно технически оснащённые, с комфортными бытовыми условиями. Сегодня в современных условиях обучаются 95 процентов школьников. Это лучший показатель в области. 

Не пошли в районе в самые тяжёлые времена на разрушение системы дошкольного образования, её удалось сохранить и развить. Сегодня в региональном рейтинге, характеризующем состояние дошкольного образования, район занимает верхнюю строчку. Как, впрочем, и в области дополнительного образования. А по такому показателю, как "реализация муниципальной образовательной политики" мы на шестом месте. Эти результаты достигнуты не только трудом учителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования, многоопытного директорского корпуса, коллектива отдела образования и его начальника Валентины Александровны Климоновой. Общий успех обеспечивает и внимание руководителей района к сфере образования. Как к безусловному приоритету социально-экономического развития района относились к сфере образования и бывший глава района Евгений Николаевич Кирин, и Сергей Николаевич Ефанов. 

Буквально накануне начала учебного года Климоновой вручили Диплом победителя областного конкурса, проводимого областным управлением образования и науки совместно с областной организацией профсоюза работников народного образования и науки в номинации "Самый грамотный менеджер в образовании". Под стать своему руководителю и коллектив отдела, здесь работают настоящие профессионалы, с которыми Валентине Александровне работается легко и комфортно. На работу она идёт с радостью.

Валентина Александровна - потрясающая мама и замечательная бабушка. "Моя семья - это семья Светланы. Дочь, зять Сергей, внуки Антон и Даша - это всё, чем дорожу",- говорит Климонова. Более двадцати лет прожили молодые вместе с тёщей. И вовсе не потому, что не было возможности разъехаться - не было желания. 

Новый учебный год несёт учителям новые проблемы, подкидывает новые задачи. Но они обязательно с ними справятся. Валентина Александровна в этом даже не сомневается - она знает своих коллег и верит в их мудрость и преданность профессии.

 
Автор: 
Тамара Толстова
Рубрика: 

Оставляя комментарий, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на сайте.

Добавить комментарий

Наверх