Лента новостей
Статья5 мая 2015, 15:37

Фронтовая радистка

Не одно поколение никифоровцев прошло через добрые руки врача-педиатра Раисы Ивановны Кривец. Её нет среди нас уже более двенадцати лет, однако земляки хорошо помнят эту маленькую хрупкую женщину, прошедшую сквозь адово пламя войны.

К профессии о которой мечтала, Рая Дмитриевцева шла трудными путями. Вы­пускница-отличница рабфака Мичуринского плодоовощного института всё-таки рискнула и поехала сдавать экзамены в Саратовский медицинский ин­ститут. Ей повезло — поступила. Однако учиться оказалось делом невозможным — студенческой стипендии ни на что не хватало, из дома помощи не было. Приходилось го­лодать.

Из-за безденежья пришлось перевестись в Тамбов­ский учительский институт на заочное отделение. Нашлась и работа — учитель русского языка и литературы в Знамен­ской школе.
По призыву райкома комсомола в апреле 1942 года Раиса ушла на фронт. Служба началась в Тамбовско-Ряж­ском дивизионе ПВО.

Из статьи Ульяны Кривец, внучки Раисы Ивановны, опубликованной в газете «Знамя» 6 мая 2005 года: «Несмотря на успехи нашей армии, положение на фронтах оставалось очень тяжёлым. Вражеская авиация дотягивалась до глубоких тылов. Бомбили Коче­тов­ку. И потом, до глубокой старости, бабушка часто вспоминала тот ужас, который испытала, попав первый раз под бомбёжку. Рассказывала, что небо было черным-черно от фа­шист­ских самолётов, тут и там с воем падали и рвались бом­бы. И она, среди десятков таких же робких, застенчивых девчонок, которым предстояло стать солдатами, вжималась в зе­м­лю, оглушённая грохотом взрывов, присыпанная землёй...

Было это по дороге в город Елец, куда девушки-призывницы были направлены на учёбу. Им предстояло стать фронтовыми радистками.

Пролетели два учебных месяца. И здесь её добросовестность и привычка делать всё как можно лучше дали себя знать. Как отличницу, единственную радистку первого класса, её направили на офицерские курсы в 175-й полк связи в Москву. По окончании курсов уже младший лейтенант Раиса Дмитриев­цева отправилась к месту назначения в 69-й отдельный батальон ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь) в качестве начальника радиостанции, командира взвода радистов. В этом ба­тальоне прослужила до конца войны.

Военные будни вспоминать не любила, говорила, что это был тяжелейший труд на пределе возможностей и огромная ответственность. В век спутниковой связи трудно представить, что в те времена рация бы­ла чуть ли не единственным средством, в любой обстановке обеспечивавшим связь командиров, разведки и авиации с боевыми единицами. Очень ску­по рассказывала об «охоте» на диверсанта — фашистского ра­диста, оказавшегося советским предателем, о шальной пуле, пролетевшей в миллиметре от виска за неделю до победы, о своей первой горькой любви к парню из фронтовой разведки, погибшему в сорок четвёртом».

Победный май Раиса встретила под Берлином. В июне её воинская часть перебазировалась в Вильнюс.

В 1946 году для неё наступила мирная жизнь — она де­мо­би­лизовалась из армии. И снова ме­чта стать врачом завладела разумом фронтовички, и теперь она уже не собиралась расставаться с ней. Поступила в Ки­шинёвский медицинский институт.

Учёба в послевоенные го­лодные годы была трудной, однако она приближала де­вушку к заветной цели. Спустя 5 лет новоиспечённый врач-терапевт Раиса Дмитриевцева поехала по распределению в забайкальский посёлок Ургал.

Из статьи Ульяны Кривец: «Вот об этом времени Раиса Ивановна всегда вспоминала с теплотой. Ургал в то время был местом политической ссылки репрессированных лиц. Родст­венников так называемых «врагов народа». Ей пришлось ра­ботать и общаться с людьми, от­бывавшими наказание по «делу врачей» и убийству С.М. Кирова.

Это были хорошо воспитанные, умные, интеллигентные люди. Тоже врачи, они отличались высоким профессионализмом, сочетавшимся с чуткостью и тактом. Именно они сделали, по её словам, из неё настоящего врача — практика, преданного своей профессии, готового бросаться на помощь больному по первому зову, независимо от собственного самочувствия, времени суток и погодных условий.

С такими людьми она начинала работать и такой оставалась до конца своей жизни».

Связав свою судьбу с пи­ло­том 3-го полка авиации дальнего действия, базировавшегося на аэродроме в Никифо­ровке, Яковом Ефимо­вичем Кривцом, Раиса Ива­новна по­сле многих переездов и демобилизации мужа осела в Дмитриевке, поближе к родителям. В 1961 году она начала работать в Никифоровской рай­онной больнице врачом-педиатром, где трудилась вплоть до выхода на заслуженный отдых.

Вместе с мужем Раиса Ивановна воспитала достойных детей, была заботливой женой, матерью и бабушкой. А скольким детям она помогла, скольких вылечила за десятилетия врачебной деятельности! Скольким молодым специалистам дала путёвку в жизнь!

Безусловно, участница Ве­ликой Отечественной войны, врач-педиатр Раиса Ивановна Кривец прожила достойную жизнь и оставила о себе добрую память потомкам.


Автор:Елена Яковлева