Лента новостей
Статья12 мая 2014, 12:43

Эта память горькая оставлена войной

КРАСНОАРМЕЕЦ РОМАН ФЁДОРОВИЧ МЕДВЕДЕВ УМЕР ОТ ПОЛУЧЕННЫХ РАН В ДЕКАБРЕ 1943 ГОДА, НО ПАМЯТЬ О НЁМ ХРАНЯТ ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА

Очень трепетно память о своём отце многие годы свято чтит дочь погибшего красноармейца Альбина Романовна Енгоян. Особенно бережно в семье хранятся несколько писем с фронта, которые сейчас представляют большую историческую ценность, так как являются подлинными свидетельствами участия в Великой Отечественной войне.


Побег из плена

Со слов дочери бойца, Альбины Романовны, её отец - уроженец Гавриловки 1-й, 1910 года рождения. До войны работал в сельской бригаде МТС. На фронт был призван Гавриловским райвоенкоматом в 1941 году, оставив на руках жены Екатерины Леонтьевны четверых детей: Мишу, Валю, Алю и Тоню.
Из всех детей в настоящий момент в Гавриловке 1-й живёт младшая из дочерей, Альбина Романовна. Она вспоминает, что в 1942 году отец попал в окружение, а затем в плен. Доверившись одной женщине, болгарке по национальности, Роман Фёдорович и другие бойцы нашли в её доме кров и еду, а та предательски навела на них немцев. Отец рассказывал, какие адские издевательства терпели узники фашистских лагерей, страшный голод и жутчайшие условия содержания в концлагере. Позже оказалось, что немцам нужен был шофёр. Роман Фёдорович вызвался сам, благодаря чему смог бежать, захватив при этом в плен «языка». Высокопоставленного немецкого генерала ему удалось связать и доставить к своим, при нём имелись секретные документы, представляющие большую ценность.

Письма фронтовые, крещёные огнём…

За «языка» Роману Фёдоровичу дали 15-дневный отпуск. В это время он смог побывать на родине и повидаться с родными и близкими. Об этом свидетельствует письмо жене красноармейца Медведева от 16 июля 1943 года следующего содержания: «Здравствуйте, милая Катюша! Во-первых, сообщаю о том, что в часть прибыл без опозданий и благополучно. По прибытии в часть я одновременно получил семь писем. Катя, я ещё раз всех вас благодарю за хорошую весточку мне. После того, как побыл дома, мне кажется, что я будто не служил совсем…Катя, дорогая, до свидания. Крепко целую. Катя, как вы дошли из Кирсанова и как ваше здоровье? Всем от меня привет. Папане, мамане, Лене… Пишите. К вам с приветом, Роман Медведев.»
В письме от 26 июля он снова пишет родным: « Дорогая Катя, вы спрашиваете, почему от меня не было долго писем – целый год. Это я вам отвечал в предыдущих письмах, всё подробно, возможно, вы их не получали, я не знаю, но кратко сообщу ещё несколько слов. С первых дней войны не было возможности писать письма потому, что не было полевого адреса, затем мы в составе войсковой части попали в окружение немецких войск, пытаясь выйти из окружения, попали в плен к немцам. Из плена убежал 14 января 1942 года, перешёл фронт и пришёл к войскам Красной Армии. Оттуда меня направили на формировочный пункт, а затем в часть, где я нахожусь в настоящее время. Всё точно расскажу, когда приеду домой, о всех своих похождениях и переживаниях за время своего плена и своей службе. У немцев в плену остались товарищи, я с ними врозь с 20 августа 1941 года. В настоящее время не могу сказать о их судьбе, если бы я не убежал, то, конечно, я жив не был бы, а давно бы помер с голода или же расстрелян, немецкий плен – это верная смерть. Ещё вы пишите о том, что боитесь Гитлера, что к вам враг приближается, и вы хотите бежать. Конечно, немцы – это злейшие враги, но вы их преждевременно не бойтесь. Потому что они от вас далеко, хотя они на подступах к городу Воронеж, но их Красная Армия дальше не допустит, которые попробуют прорваться к центрам нашей страны, они себе найдут могилу… Я сегодня с политруком написал на Гавриловский райисполком, чтобы вас обеспечивали всем, чем вы нуждаетесь. Особенно писать нечего, чувствую себя хорошо, здоровье хорошее. Чего желаю вам - быть здоровыми навсегда. Прошу, пишите почаще письма, что у вас есть нового.»
В письме от 22 августа 1943 года он снова пишет домой: «…Не забываю ни на минуту о вас. Вам очень трудно воспитывать четверых маленьких детей в такой трудный момент. Я представляю о вашей жизни, потому что я её посмотрел. Я написал письмо в Гавриловский РВК и сельсовет, почему вам отказали хлеб. Больно на душе в те последние минуты, когда я расставался с вами, может быть, и навсегда, потому что мы не знаем, что впереди ожидает нас с тобой. Передавайте от меня всем привет родным и знакомым.»

Вдовьи слёзы и осиротевший кров

В декабре 1943 года в семью пришла страшная весть – известие от фронтового товарища Василия Яшина, который сообщал, что не стало его друга Романа Фёдоровича. В своём письме, датированном 20 декабря 1943 года, родным он пишет: «18 декабря 1943 года не стало моего друга Романа Фёдоровича, Катиного мужа. В 10 часов утра его ранило вражеским снарядом на вылет, осколком был повреждён кишечник. В 7 часов вечера Роман умер на операционном столе. Прошу сообщить Кате и её детям печальное известие. Верный друг Василий Кириллович Яшин. Так я и расстался с Романом».
В ответе на запрос жены командир войсковой части Медведева С. В.Лобанов отвечает: «На ваше письмо сообщаю, что ваш муж Медведев Роман Фёдорович действительно умер от ран 18 декабря 1943 года. Извещение о его смерти и оставшиеся деньги 273 рубля вам посланы, других документов и фотокарточек у него не оказалось». Как удалось узнать родственникам погибшего красноармейца уже в наше время из Центрального архива министерства обороны, покоится отважный стрелок Роман Медведев в Могилёвской области, Телишевском районе, селе Потеряевка в братской могиле № 13. Таким образом, родственникам известно, где навсегда обрёл покой настоящий отважный защитник Родины, геройски погибший за свою страну в той страшной войне.
Автор:Анна ШЕРАШОВА