Лента новостей
Статья28 мая 2014, 09:00

Человек-легенда

Без права на ошибку


Саперы сыграли решающую роль в ликвидации последнего очага сопротивления немцев. У них не было права на ошибку, на войне все рисковали своей жизнью, а они - больше других. Малейшая неточность лишала жизни. Выполняя эту опасную работу, Николай Татаринцев действовал бесстрашно и четко. За участие в боевых операциях под Сталинградом получил звание лучшего минера подразделения и был награжден медалью “За боевые заслуги”.
После поражения под Сталинградом немецко-фашистское командование решило взять реванш под Курском, где линия фронта сложилась в форме дуги с вершиной у города Рыльска, концами упершись возле городов Орел и Белгород. Фашисты тщательно готовились к наступлению, огромное количество танков и авиации перебазировали в районе Курска.
Упорно готовились к предстоящему сражению и советские войска. 252-я стрелковая дивизия после кратковременного отдыха была переброшена на курское направление. Работы у саперов было более чем достаточно. Необходимо было очистить освобожденную от фашистов территорию, чтобы не осталось ни одной мины, а также рыть траншеи для прибывающего пополнения войск и соединять их ходами сообщений. Николаю Татаринцеву и его товарищам опасную работу приходилось выполнять по ночам на нейтральной зоне, расчищая от мин путь нашим войскам для наступления, устанавливая мины на предполагаемом направлении ударов противника.
О том, как воевал наш земляк, рассказывает Николай Томашов в очерке “Саперы были первыми”, опубликованном в книге “По следам героических лет” (Смоленское издательство):
“Бои были жаркими. Враг бросил в рассчитанном нами направлении свои полчища танков и артиллерии. Однако многие из них замерли, подорвавшись на наших минах. Тогда наши войска не только сдержали натиск, но и перешли в активное наступление. А Татаринцев за освобождение Белгорода и за бои на Курской дуге был награжден медалью “За отвагу”.

По путям-дорогам
фронтовым


Для нашего земляка Николая Татаринцева они пролегли от Сталинграда и Курска через Харьков, Полтаву до Чехословакии. Всю войну служил в составе саперного взвода 928-го полка 252-й стрелковой дивизии. Участвовал в боях за освобождение от фашистов Молдавии. При прорыве обороны противника и в последних боях у села Тешкурены Унгенского района он с товарищами проделал свыше десяти проходов в заграждениях врага, уничтожил из личного оружия шесть пехотинцев, восьмерых взял в плен и 18 сентября 1944 года был награжден орденом Славы третьей степени - так говорится в его наградном листе.
Из воспоминаний Н.П. Татаринцева:
“На Украине со мной такой случай был. Ночью надо было перебраться на другой берег реки. Мосток - небольшой и плохой. Я решил на лошади проехать по льду. Несколько шагов лошадка сделала и рухнула под лед. Мне помогли выбраться. Ну и лошадь следом за мной. До ближайшей деревни дошли, обогрелись, обсохли. Я крепким был, не простудился. Почти до конца войны без ранения прошел. Про меня говорили, что Богом храним.
Два года не выходил с передовой, воевал без передышки. Девятнадцать суток стояли, артиллерия бьет, песок летит, глаза застилает. Немец долбил - места не найдешь.
Снаряды свои от вражеских мы отличали по звуку. Свою пулю не учуешь. До куста доползешь, вдруг пуля «щелк», ветку зацепит. Значит, меня снайпер засек, лежи, не шевелись - вторая пуля твоя. В Кировоградской области пришлось нам отступать. Враг нас надыбал, мы бежим, а сзади второй эшелон, он не пустит, погонит вперед. Команда была: “Ни шагу назад!”
А этот эпизод, рассказанный им, о форсировании Днестра:
“Вода шла бурным потоком, очень трудно было делать понтонные переходы. Переправляли части на другой берег в ночное время. Так и продвигались вперед, делая переправы. Молдаване, счастливые, встречали нас с цветами и угощали виноградным вином. Сорокалитровые бочки с вином у них были. Если пробку нам никак не удавалось вынуть, стреляли из ружья и получались фонтаны красного вина. Это было красное вино нашей победы!”

Ордена Славы
второй и первой
степени


Николай Петрович Татаринцев отличился во время форсирования рек - Днепра, Днестра и Дуная. 11 марта 1945 года был удостоен ордена Славы второй степени. С тяжелыми боями прошел солдат, освобождая Румынию, Польшу, Венгрию.
В наградном листе, подписанном командиром 928-го стрелкового Дунайского ордена Кутузова полка гвардии полковником Веселковым, о боевых делах сапера Н. Татаринцева говорилось: “В ночь на 23 марта 1945 года в бою при прорыве обороны противника в районе села Самор в 40-50 метрах от противника под сильным минометным и ружейно-пулеметным огнем он сделал проход в минном поле, чем содействовал успешному прорыву обороны врага. 30 апреля 1945 года в бою при форсировании реки Дунай в районе города Братислава под сильным артиллерийско-минометным и ружейно-пулеметным огнем успешно переправил пехоту, материальную часть, стрелковое оружие и боеприпасы, чем содействовал быстрому расширению плацдарма на противоположном берегу реки Дунай. Достоин правительственной награды - ордена Славы первой степени”.
Так он стал полным кавалером ордена Славы.
Этот орден был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 февраля 1943 года. Награждались им сержанты и солдаты, в авиации - младшие лейтенанты, отличившиеся в боях и проявившие “славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия”. Этот орден имеет своего исторического предшественника - Георгиевский крест. Статус этих орденов во многом сходен: их получали только за личные конкретные подвиги. За годы Великой Отечественной войны орденом Славы трех степеней награждены более двух с половиной тысяч человек, среди них 50 уроженцев земли Тамбовской. В их числе наш землях, отважный сапер Николай Татаринцев.

О Победе узнал
в госпитале


6 апреля 1945 года его полк подошел к городу Моравска-Острава. Реку Морава форсировали по опыту Дуная. Саперы изготовили плот для перевозки личного состава и боеприпасов. Майор Тарасов приказал доставить боеприпасы в расположение наших войск. Бойцы погрузили их на плот. Фашистская авиация произвела налет. Река бурлила и кипела. Тем временем шло подкрепление. Боеприпасы доставлены были вовремя.
Впереди бойцов ждало сплошное минное поле. Саперам предстояло расчистить войскам путь и разминировать замок, в котором находились старики и дети. 150 человек были освобождены от плена. Десятки мин в этот день обезвредил Николай Татаринцев.
Здесь, на территории Чехословакии, он впервые за всю войну был ранен: “шальным” осколком ему повредило глаз и в результате взрывной волны контузило.
Из воспоминаний Н.П. Татаринцева:
“1 мая мы получили приказ усилить оборону. Саперы должны были обезвредить десять противотанковых мин. Я тогда задержался, как будто чувствовал. Дождались темноты. Дело было на переднем крае. Стрельба и взрывы не утихали. Я услышал крик: “Иди за повозкой!” Шага два отошел, и меня взрывной волной резко бросило на землю. Оказалось - девять мин мы сняли, а на десятую повозка и наехала. Взрыв был сильный: пять килограммов взрывчатки. Меня нашли товарищи по стону. В лощине, метрах в тридцати от воронки они увидели почти безжизненное и окровавленное тело. Сначала я стонал, потом уже потерял сознание. Ребята осторожно положили меня на плащ-палатку и на руках донесли до расположения взвода. Я не подавал признаков жизни. Привезли меня в госпиталь города Брно.
Правым глазом долго не видел. О нашей победе над фашистами узнал в госпитале. Радовался, что конец войне, что больше не попаду в это пекло”.
“Надо же такому случиться перед самым концом войны”, - горевали боевые друзья Татаринцева. На письма, направленные Исайченковым и Голиковым в эвакогоспиталь с просьбой сообщать о состоянии здоровья и местонахождении Татаринцева, поступил ответ: “В начале мая ефрейтор Татаринцев эвакуирован в глубокий тыл страны. Другими данными госпиталь не располагает”. О фронтовой дружбе и этих друзьях Николай Петрович всегда вспоминал с особой теплотой.

Дорога домой


После длительного лечения, получив группу инвалидности, Николай Петрович вернулся домой, в родное село Трескино.
Из воспоминаний Н.П. Татаринцева:
“Домой добирался долго. В декабре 1945 года приехал в Инжавино. Солдаты набрали трофеев со складов и ехали домой не с пустыми руками. Как добраться до села? Смотрю, наши трескинские ребята на быках приехали, наверное, за зерном. Я - к ним. Так с ними вместе и добрался до села уже к ночи. Прихожу домой, мать - в слезы. Прибежали женщины, спрашивают про своих мужей, сыновей. Андрея Татаринцева мать все плакала... Не дождалась. Ровесников моих из нашего села не пришло с войны много, человек восемнадцать. Когда уходил на войну, у меня девчонка оставалась. Она тоже была в армии, там нашла себе мужа. После войны жила в Ржаксинском районе. Мы с ней ни разу больше так и не увиделись”.
Он женился на умной и работящей девушке Тае из села Грушевка. Трудился в колхозе до 1957 года.
Из воспоминаний Н.П. Татаринцева:
“Поля в годы войны обрабатывали одни женщины. Пахали на коровах. За три года после войны поля перепахали, с земледелием навели порядок. Я выполнял тяжелую мужскую работу. Телега такая была - дроги называлась, длиною 5 метров. По четыре бочки солярки на нее ставил и подвозил к тракторам для заправки. А зимой корма возил с полей на фермы. Бывало, на поле приедешь, копна снегом занесена. Разгребешь ее и погрузишь на сани. Молодой был, сильный...”
С 1957 по 1985 год он работал в системе потребкооперации, старался учесть все запросы покупателей.

Признательность
земляков


Более полувека прожили они с Таисией Кузьминичной в любви и согласии, вырастили сыновей - Александра и Евгения, дочь Веру. Не могли нарадоваться на своих внуков и правнуков. В 2002 году Николая Петровича постигло большое горе - овдовел. Очень тяжело переживал утрату своей жены. Пережить это горе помогали дети. Он долгое время жил в своем родном доме с семьей сына Александра. Когда был помоложе, ездил на встречи с однополчанами, всегда был желанным гостем в Трескинской школе, часто встречался с молодежью других школ района, по их просьбе рассказывал о своем боевом пути, о том, как на фронте ковалась Победа.
8 мая 2005 года в Трескинской школе состоялось торжественное открытие мемориальной доски с надписью “Здесь обучался полный кавалер ордена Славы трех степеней Татаринцев Николай Петрович”.
Тяжелая болезнь унесла теперь уже и его жизнь, но память о нем всегда будет жить в сердцах земляков.
В школьном музее истории села Трескино собран материал об участниках Великой Отечественной войны - уроженцах этого села. В разделе “Они сражались за Родину” отдельная страница посвящена отважному саперу, воину-богатырю Н.П. Татаринцеву. Здесь представлены копии его наградных листов, удостоверений, адресных поздравлений, фотодокументы, газетные материалы, книги очерков о 252-й стрелковой дивизии, в которой служил полный кавалер ордена Славы.
В декабре 2014 года исполнится 90 лет со дня его рождения. У краеведа села Трескино Т.В. Минаевой есть желание к этой дате издать о нем книгу, в которой отразить историю семьи Татаринцевых. Краеведом записаны его рассказы о детстве. Своими воспоминаниями могут поделиться его сестра Анна Петровна и двоюродный брат Владимир Эктов. Материал для книги фактически уже собран. Это было бы хорошей данью памяти и признательности земляками его ратных и трудовых подвигов, поэтому желаем в этом всяческих успехов.
Автор:Любовь Пьянова