Сегодня

Вторник, 24 апреля 2018
vkontakte twitter facebook ok

Человек-эпоха

Номер газеты: 
28
Дата публикации: 
18.07.2012
Заслуженный учитель Российской Федерации, Почётный гражданин Пичаевского района – эти самые значимые из его званий не скажут о данном человеке так, ка

Заслуженный учитель Российской Федерации, Почётный гражданин Пичаевского района – эти самые значимые из его званий не скажут о данном человеке так, как само имя - Николай Васильевич Наумов.
Есть люди, которые олицетворяют собой целый этап, значимый период в истории какого-то населённого пункта. Для Пичаевского района имя Николая Наумова – это целая эпоха в сфере развития системы образования.
 
  Николай Васильевич родился в 1934 году в давно исчезнувшем с карты Тамбовщины посёлке Ивановское Рудовского района. Его осознанное детство пришлось на самый трудный период в истории нашей страны - Великую Отечественную войну. В 1941-м он пошёл в первый класс, а в сентябре пришла похоронка на отца. На попечении у матери остались он и младшая сестра.
   Война есть война. Детям рано пришлось узнать, что такое тяжёлый труд, лишения, голод.
Николай Васильевич и сейчас хорошо помнит, как в третьем классе взял в руки косу. Дед, который к тому времени совсем ослеп, приказал внуку накосить травы, а он в первый раз так переусердствовал, что серьёзно поранил руку. Шрам так и остался на всю жизнь как напоминание о том случае.
Закончив имевшуюся в посёлке четырёхлетку, Николай Наумов перешёл в пятый класс Б-Шереметьевской школы, где в 1951-м году закончил 10 классов.   
   Школа была в 8-ми километрах от дома, так что в день приходилось проходить приличное расстояние.
Военное и послевоенное время было особенное голодным. Николай Васильевич рассказывает, как мать давала ему в дорогу по одной картофелине и просила есть её на обратном пути, чтобы хватило сил дойти до дома.
   К концу десятого класса из шумной компании ивановских ребят, посещавших Большешереметьевскую школу, осталось только двое. И Николай Васильевич очень боялся, что мать скажет, что пора и ему бросать учёбу, чтобы идти работать в колхоз, как уже сделали некоторые его сверстники.
«Но мама была мудрой женщиной, и я благодарен ей, что она позволила мне завершить учёбу до конца, - говорит наш герой,- тем более, что учёба давалась мне легко, особенно точные науки».
   После десятого класса Николай Наумов поступил в Моршанский учительский институт на физико-математический факультет. Закончив его через два года (столько составлял курс обучения), он попал по распределению в Глуховскую среднюю школу (ныне Гавриловский район). За хорошую учёбу в институте молодого специалиста допустили к работе со старшими классами, где он преподавал физику, математику и черчение. Этот период продлился всего два года, затем его призвали в армию.
   Здесь же, в Глуховской школе, наш герой встретил свою судьбу. Уроженка Сосновского района, Мария Серафимовна также попала сюда по распределению после института, закончив географический факультет. В Глуховке и зародились их чувства. Вместе они уже почти 55 лет.
В 1958-м году Николай Васильевич получил должность директора Глуховской средней школы. За 5 лет работы он показал себя, как говорится, с лучшей стороны, и ему предложили руководство Пичаевской школой. Наш герой несколько раз отказывался: не хотел менять накатанную рабочую колею, сложившийся семейный быт; но, когда просьбы начальства стали более настойчивыми, пришлось согласиться.
   В истории Пичаевской средней школы, пожалуй, нет человека, который так долго стоял у её руля и сделал для её развития так много. Он возглавлял это учебное заведение 26 лет - с 1963 по 1989 годы. При нём было возведено новое большое трёхэтажное здание школы, усовершенствован учебный процесс. Прежде всего директор ввёл ученическое самоуправление по методу Макаренко: инициировал создание ученического комитета, Совета дружины, комитета комсомола.
   Педагогика стала его призванием. Но об этом человеке нельзя сказать, что он был обычным директором обычной школы. Он стал прекрасным руководителем учебного заведения, выпускники которого показывали хорошую подготовку по разным предметам не только на уровне области, но и поступали в престижные московские вузы.
   На вопрос, каким должен быть настоящий руководитель, Николай Васильевич отвечает: прежде всего, знать своё дело, быть уверенным в себе, всегда иметь своё мнение и уметь его отстаивать. Он всегда умел настоять на своём, чем заслужил уважение коллег и не всегда был в почёте у начальства. Его и сейчас знают как человека принципиального, с чёткой жизненной позицией и твёрдым характером.
   В 1988 году Николай Васильевич стал участником Всесоюзного съезда учителей по трудовому обучению и воспитанию. Собравшиеся здесь директора и педагоги делились накопленным опытом, учились друг у друга. Н.Наумову тоже было что рассказать. Пичаевская школа, помимо общего среднего образования, готовила водителей. Здесь были картинги, тракторы. Много делалось для развития спорта: существовали различные секции, в подвале оборудовали тир. При школе открыли теплицу.
   Сложились в этом учебном заведении и свои традиции. Так, к мероприятию «За честь школы» готовился каждый класс, стараясь проявить себя с лучшей стороны. Каждое лето от школы функционировал лагерь труда и отдыха, ученическая бригада считалась лучшей в районе.
С 1992 по 2000-й годы Николай Васильевич возглавлял отдел народного образования района. И здесь всегда отстаивал своё мнение, несмотря ни на что пытаясь вложить в систему образования только лучшее.
   Общий стаж его работы - 50 лет. По словам нашего героя, он никогда не жалел, что выбрал педагогический труд, хотя жизнь не раз предоставляла ему шанс стать военным.
   Какое бы направление каждый не выбирал, считает он, главное -оставаться человеком, не терять своего лица и, когда надо, проявлять твёрдость и принципиальность.
Николай Васильевич – Заслуженный учитель Российской Федерации, в прошлом году ему присвоили звание Почётный гражданин Пичаевского района. Но главным достижением своей жизни он считает не высокие звания, а успехи своих учеников.
   Многие из ребят с радостью встречаются, общаются, благодарят за вложенные знания и воспитание.
   Николай Васильевич, уже будучи на заслуженном отдыхе, продолжает держать руку на пульсе времени. К нынешним реформам в сфере образования относится неоднозначно. Что касается профильного обучения, то его пытались ввести ещё 20 лет назад. Однако он убеждён, что хорошие общие базовые знания по всем предметам важнее, а профиль могут компенсировать факультативные занятия.
  Говоря о нынешней молодёжи, Николай Васильевич, как опытный педагог, отмечает, что дети по большому счёту не изменились, не стали глупее или хуже. Просто у них появилось больше свободы. А это палка о двух концах. С одной стороны, открытость и оригинальность мышления, а с другой - вседозволенность и неумение выбрать, что хорошо, а что плохо.
  И ещё нынешние дети не умеют радоваться простым вещам. Наш герой вспоминает, как много лет назад, вернувшись из армии, где он занимался радиосвязью, уже в школе вместе с ребятами собрал усилитель низкой частоты и присоединил к нему микрофон. Привёз этот аппарат на выставку, а коллеги из других школ не поверили, что он может работать. На счастье мастера, электричество, которое подавали в то время только по часам, было подключено, и Николай Васильевич продемонстрировал усилитель в действии, произнеся несколько слов в микрофон так громко, что все были удивлены, а сам он и сейчас, вспоминая этот случай, радуется, как ребёнок.
   Больше 30-ти лет прошло с тех пор, а ситуация изменилась ненамного. Нашего героя хорошо знают и в наши дни, помнят его заслуги. Он остаётся прекрасным примером не только для родных детей и внуков. Это образец честности, трудолюбия, преданности своему делу для нескольких поколений жителей нашего района. Он один такой в своём роде. Он - человек-эпоха. 

Рубрика: 

Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на сайте.

Добавить комментарий

Новости

Главное

Наверх