Лента новостей
Статья3 августа 2016, 09:00

Вдохновение и труд слились едино

ГДЕ ещё можно услышать одновременно бравурные фортепьянные аккорды и робко извлекаемые звуки начинающим пианистом, баян и гитару, трубу и флейту, как не в школе искусств? А вот нежный детский голосок выводит мелодию, от которой замирает на мгновение сердце. Это идёт занятие по классу вокала. В зале юные хореографы отрабатывают танцевальные движения, слышится ритмичная музыка.
Здесь музы творчества переплелись, здесь вдохновение и труд слились едино. Каждый сентябрь мамы приводят сюда будущие таланты, в надежде, что они расцветут очень скоро. Но прежде, чем такое случится, потребуется очень много труда, усидчивости и терпения. И юному дарованию, и его родителям, и педагогу. А здешние педагоги не просто профессионалы в своём деле, а по-настоящему люди творческие. Иначе не получится взрастить эти самые юные таланты.
- Приходят к нам ребятишки маленькие, с такими наивными глазками, думают: вот сейчас они сядут за пианино и сразу заиграют. И нужно сделать всё, чтобы эти детки не разочаровались, день ото дня стремились, как можно лучше разучить музыкальное произведение, - рассказывает педагог Светлана Валерьевна Нуждина. В августе исполняется ровно тридцать лет, как она начала здесь свою педагогическую деятельность.
Светлана Валерьевна хорошо помнит, как сама впервые переступила порог музыкальной школы и от радостного предчувствия встречи с музыкой замерла душа. Так же, как и нынешним её ученикам, тоже очень хотелось поскорее научиться извлекать из волшебных клавиш разные мелодии. Музыкальная школа тогда располагалась на улице Почтовой. Удивительная атмосфера, свойственная такой школе, очаровывала, проникала в ребячьи сердца, наполняла их духом творчества. Занималась она у педагога Валентины Васильевны Ананьевой, заслуженного работника культуры России. Педагог требовательный и творческий, она заряжала этим качеством своих учеников.
Инжавинская общеобразовательная средняя школа, где училась в те годы Светлана, тогда ещё по фамилии Лакеева, занималась в две смены. Соответственно в две смены работала и музыкальная школа. Сюда надо было спешить после или перед занятиями в основной школе, засиживаться дотемна, так как световой день в течение учебного года большей частью бывает короток, сумерки наступают рано. Улица Почтовая, как и другие, в непогоду отличалась бездорожьем и слякотью, по вечерам её плохо освещали фонари. Но никого из посещающих занятия в музшколе это не отпугивало и не удручало. Многие дети приходили сюда разучивать домашние задания, так как далеко не сразу родители могли приобрести инструмент, чтобы дети занимались дома. Почти два года среди таких была и Светлана.
Когда в средней школе образовался оркестр, она в него вошла, обучившись играть на гитаре. Мастер-класс ребятам давал учитель Сергей Чернов- ныне директор краеведческого музея. А тогда он в школе преподавал историю, а во внеурочное время обучал желающих ребят игре на балалайке и гитаре. Светлана в то время училась уже в старших классах и посещала эти занятия. С тех пор гитара стала её вторым после фортепиано любимым инструментом. В школе искусств она обучает детей игре и на этом музыкальном инструменте. Она ещё и аккомпаниатор у детей, обучающихся игре на духовых инструментах. В качестве концертмейстера неоднократно принимала участие в региональных и областных конкурсах молодых исполнителей на духовых инструментах имени Агапкина.

ГИТАРА - один из популярнейших и любимых музыкальных инструментов у молодёжи. Желающих научиться владеть им всегда много. В школе искусств обучением игре на гитаре занимаются два педагога- С.В. Александрова и С.В. Нуждина. В этом году двое учеников Светланы Нуждиной по классу классической гитары получили свидетельства об окончании школы. Они хорошо овладели этим инструментом.
Есть у Светланы Валерьевны ученики по классу фортепиано и гитары и в сельской местности. Музыкальные классы открыты в посёлке Землянский, Красивке, Карай-Салтыково и в Карауле. Туда на рейсовых автобусах выезжают в определённые дни педагоги школы искусств. Надежда Александровна Кузнецова и Ольга Алексеевна Безбородова обучают ребят игре на аккордеоне. Согласно программе, как общий инструмент Безбородова так же даёт уроки и на пианино. Светлана Валерьевна Нуждина занимается по классу фортепьяно и гитара, Виктор Семёнович Кравчук - духовых инструментов, Валентина Александровна Осинцева давала им теоретические знания.
Конечно же, это очень непросто, учитывая наше бездорожье, еженедельно выезжать в сёла. Надо уложиться во временные рамки с учётом расписания пассажирского автотранспорта. Однако педагоги школы искусств помимо основных дисциплин успевают иногда ещё и оказывать помощь учителям школьных филиалов в подготовке каких-то мероприятий к праздникам. Детям нравятся музыкальные сказки - они их готовят к Дню матери, 8 Марта, как и небольшие концерты, с которыми выступают в местной школе.
По просьбе учителя О.В. Хахаевой музыкальный педагог Светлана Нуждина в прошлом году подготовила вокальную группу девочек к мероприятию, посвящённому памяти сельского врача Дамира. А в этом году оказала консультативную помощь при подготовке коллектива школьного филиала к районному смотру хоров, к концерту в честь Дня Победы. Отметила - карайсалтыковские учителя и культработники подготовили очень хороший концерт.

ДЛЯ ПЕДАГОГА нет большей радости, чем успехи учеников. Светлана Валерьевна и сейчас помнит охватившее чувство радости, когда её ученица Варвара Нищева из Карай-Салтыкова стала дипломантом на зональном фестивале-конкурсе «Сказка в музыке», в котором принимали участие дети в возрасте до 10 лет. В этом году две её ученицы по классу фортепиано из замещающей семьи по окончании учебного года за успехи в обучении награждены грамотами школы искусств. Эти маленькие победы учеников вдохновляют педагога на дальнейшие достижения. А труд этот очень кропотливый. Мы даже не представляем до какой степени.
- Разные приёмы применять приходится, - рассказывает Светлана Валерьевна. - Какой-то ребёнок очень развитый, ему учёба легче даётся, занимается с удовольствием. Другому - труднее, и тут многое зависит от мастерства педагога - как сумеет заинтересовать, и от характера ребёнка- насколько настойчив в достижении цели. Кому-то хочется быстрее добиться успеха и он старается. Кто-то пришёл в школу искусств, потому что так родители пожелали, и надо помочь ему полюбить это занятие, - делится она особенностями своей профессии.
К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход. Это - первое. Здесь не может быть единого задания, как в общеобразовательной школе - сегодня весь класс изучает одну тему, завтра - другую. В школе искусств педагог занимается с каждым ребёнком отдельно. Всё зависит от того, как он усваивает материал. Начинающему музыканту нужно запомнить клавиатуру - все нотки, где они располагаются, а это очень сложно. Для этого придумываешь обучающие игры. Тем, кто поменьше, читаешь стишки, чтобы они запомнили нотки. Есть у нас музыкальные стихи, где объясняется и про ключ скрипичный - почему он так называется, и где эти нотки стоят. Здесь не последнюю роль играют приобретённый опыт и методические разработки. Разыскиваем новинки, совершенствуемся в этом деле.
Во-вторых, начинаешь выбирать какое-то произведение, которе бы юному пианисту захотелось разучить. Проиграешь подряд несколько - какое ему больше понравится? По трудности в принципе они одинаковые, но немаловажно, какое ближе ребёнку по его темпераменту, характеру. Кто-то отдаёт предпочтение элегическим, спокойным мелодиям, кому-то нужны сейчас только весёлые, темпераментные.
- И конечно занимаетесь постановкой руки, чтобы пальчики уверенно бегали по клавишам?
- Эта работа в течение всего периода обучения. Как приходят дети на занятия, так и начинаем этим заниматься.
- У каждого человека свой путь в профессию. А как всё складывалось у Вас?
- Я не сразу решилась поступить в музыкально-педагогическое училище имени Рахманинова, - рассказывает Светлана Нуждина. - Конкурсы в то время были очень большие. Когда училась в последнем, седьмом классе музшколы, ездила в Тамбов на подготовку к преподавателю. В 1982 году поступила на фортепьянное отделение -16 человек было на одно место. Поступала на базе восьмилетней общеобразовательной школы. Учиться было сложно, жила на частной квартире, инструмента там не было. Заниматься ходила в училище, спешила к открытию - к шести часам утра, чтобы занять инструмент. Нас там таких много было. Или оставалась вечером. Иногда студенты перед экзаменами со сторожихами договаривались, чтобы разрешали ночью позаниматься.

УЧИЛИЩЕ Светлана Нуждина закончила в 1986 году, приехала в Инжавино работать в свою родную музыкальную школу. Дело было в августе, все педагоги находились ещё в отпуске. И ей пришлось временно исполнять обязанности директора. Музыкальная школа в то время располагалась в полуподвале Инжавинской средней школы. Учеников было много. В каждого она вложила частицу своей души.
Среди её выпускников есть те, кто избрал музыку своей профессией. В настоящее время в школе искусств работает педагогом бывшая ученица С.В. Нуждиной - Лариса Михайловна Юшина (тогда Романова). Одна из недавних выпускниц, продолжив музыкальное образование, теперь занимается педагогической деятельностью в колледже искусств Тамбова.
Немало встречается трудностей на пути музыкального педагога. Дети - есть дети. Музыкальное образование для многих не основное. Кто-то доходит до финиша, а кто и сходит с дистанции, проучившись несколько лет. Но годы учёбы музыке всегда оставляют в жизни добрый след. У тех, кто прошёл даже неполный курс обучения, развивается музыкальный вкус и слух, расширяется кругозор.
В августе, как и всегда, будет объявлен набор учеников в школу искусств на новый учебный год. Придут ученики и в класс к Светлане Валерьевне. Она будет знакомить их с азами музыкальной грамоты и владения инструментом, а потом вместе с ними радоваться их первым успехам. В её кабинете есть уголок с множеством Благодарственных писем, Дипломов и грамот о достижениях учеников и её - педагога. А иначе быть не может, если человек приходит в профессию по призванию.

Фото Елены ТЕЛИНОЙ.

Автор:Любовь Пьянова