Лента новостей
Статья16 ноября 2015, 08:45

Не таи в своём сердце скорбей

1 октября нынешнего года исполнилось бы 80 лет со дня рождения Марии Николаевны Щербаковой, члена литературного клуба "Муза". Больше двадцати лет своей жизни посвятила она библиотечному делу. Поэтому и в связи с прошедшей недавно юбилейной датой, и в связи с Годом литературы хотелось бы вспомнить об этой удивительно добродушной женщине.

Семья Щербаковых переехала в Знаменку из Туркмении в 1976 году. Квартиру получили в посёлке сахзавода. Работать Мария Николаевна начала в центральной библиотеке методистом. Потом её перевели в Кариан-Строгановский филиал библиотекарем, возвращали в центральную библиотеку.

С июня 1987 года Мария Николаевна снова была назначена в Кариан-Строгановский филиал на должность старшего библиотекаря. В это же время она становится активным членом клуба "Муза". Она была самой старшей из нас - опытная, широко образованная, начитанная, мудрая, добрая и красивая. Поначалу мы стали её звать Марья-Краса-длинная коса. Однажды мы спросили Марию Николаевну, кто её любимый поэт? И были обескуражены, услышав в ответ: "Омар Хайям".

- Из древности?

- Да.

- А за что вы его любите?

- Его рубаи - короткие, ёмкие, мудрые. Они и сегодня звучат злободневно. Почитайте, поймёте.

Почитать в те годы о Хайяме было нечего. Только несколько лет спустя нашли стихи, а потом и биографию Хайяма (1046-1123г.г). Действительно, стихи, написанные около тысячи лет назад, и сегодня не потеряли своей актуальности:

Не таи в своём сердце обид и скорбей,
Ради звонкой монеты поклонов не бей.
У занимающих посты больших господ
Нет в жизни радости от множества забот.
А вот поди же: они полны презренья
Ко всем, чью душу червь стяжанья не грызёт.
Чтоб мудро жизнь прожить знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Вы, злодейству которых не видно конца,
В судный день не надейтесь на милость Творца!
Бог, простивший не сделавших доброго дела,
Не простит сотворившего зла подлеца.

Творчеству Хайяма мы посвятили одно заседание клуба, а Мария Николаевна получила от нас звание: "Дама, которая любит Омара Хайяма".
Мы знали, что Мария Николаевна родилась в селе Александровка Моршанского района и поначалу думали, что библиотекарем стать ей местный техникум помог. Но это не так.

В семье она была самой старшей из шестерых детей, поэтому сразу же после окончания школы пошла работать учётчицей в местный колхоз. Отец в начале пятидесятых годов уехал на заработки в столицу Туркмении Ашхабад. После того, как он немного обосновался в городе, к нему приехала старшая дочь Мария. Ехала тринадцать суток в товарном вагоне. Затем постепенно переехала вся семья.

В январе 1954 года Мария устроилась ученицей оверлочницы в швейный цех Ашхабадской трикотажной фабрики. В том же году уволилась и поступила на учёбу в местный культпросветтехникум на отделение "Библиотечное дело". В 1957 году, получив диплом, уехала в областной город Ташауз. Устроилась на работу в областную библиотеку.

Город Ташауз расположен в пустыне Каракумы в оазисном левобережье реки Амударья. Основан в начале девятнадцатого века как Хивинская крепость. В 1873 году в составе Хивинского ханства принят под протекторат Российской империи. Несмотря на жаркое сухое лето, область считалась самой урожайной по производству хлопка. И библиотекарей, наравне с другими городскими служащими, регулярно отправляли на сбор хлопка.

В Ташаузе Мария, в девичестве Анохина, вышла замуж за Александра Григорьевича Щербакова. Он родился в Ташаузе, там же окончил школу и строительный техникум. Работал прорабом и мастером бригады. Вырос он с бабушкой, так как его отец погиб на войне в 1943 году, а мать погибла от рук сожителя. Корни семьи мужа Марии Николаевны в Самарской области. Но во время коллективизации Щербаковы бежали оттуда в Туркмению. Уже будучи замужем, Мария Николаевна заочно окончила библиотечный факультет Ашхабадского университета. В Ташаузе родились дети - Гриша и Таня.

Наши посиделки в "Музе" в конце прошлого столетия совпали с пустыми полками в магазинах. К каждому заседанию женщины старались что-нибудь испечь вкусненькое к чаю. Мария Николаевна всегда пекла пирожки - мягкие, вкусные, с разной начинкой. Приносила горячие - с пылу, с жару. Она продолжала их печь даже тогда, когда в магазинах всего стало навалом и мы, моложе её по возрасту, все обленились, покупали готовые сласти. Она пекла их даже тогда, когда по состоянию здоровья не могла уже ходить на заседания клуба. Пирожки всегда разлетались мгновенно. Пришлось уговаривать Марию Николаевну прекратить печь. В этом году она покинула нас совсем. 27 июля её не стало.

На открытии очередного осенне-зимнего сезона в клубе "Муза" мы вспоминали эту добрую, мудрую женщину. Светлая ей память!

Автор:Кариан-Строганово