Лента новостей
Экономика19 января 2019, 20:02

Александр Ганов о новых вагонах, международных отношениях и будущем развитии региона

Фото:  ФБ Группа За Никитина
Фото: ФБ Группа За Никитина

Пресс-завтраки уже стали традиционной формой взаимодействия и общения СМИ с представителями власти. Эстафету в разговорах за чашкой кофе о важных событиях, происходящих в Тамбовской области, принял вице-губернатор Александр Ганов. Беседа длилась 1:40, за это время политик рассказал о проектах индустриальных парков, о перспективах малого, среднего бизнеса и фермерства, о новых вагонах, фуа-гра и о динамике развития экономики в целом.

- Александр Николаевич, тамбовская экономика в прошлом году демонстрировала очень хорошую динамику. Как вы оцениваете в целом динамику развития за три года, пока вы курируете эту сферу. Какие успехи считаете глобальными?

- Если говорить о прошлом годе, то макроэкономические цифры, связанные с регионом, действительно позитивные. Я бы не назвал это фееричным ростом, но, тем не менее, в ряде отраслей мы видим очень серьёзную динамику. Локомотивом на короткий период является промышленный сектор и та его часть, которая называется пищевая промышленность и переработка. По самым скромным оценкам прошлого года рост в этом секторе превысил 10%. И это поступательный рост на протяжении всех трёх лет. Мы понимаем, что это быстрая победа, которая сформирована за счёт реализации тех проектов и тех решений, которые дали быстрый результат. Практически все макроэкономические показатели демонстрируют плюсовую динамику. Это и валовой региональный продукт, и всё, что связано с доходами населения, показателями рынка труда, с инвестициями. Хотя там у нас не всё так радужно. Очень высокий показатель инвестиций на душу населения в регионе достигнут уже, что называется, на входе. И наша задача удерживать ситуацию в том формате, в котором она есть сейчас. Это удаётся.

- Какие задачи стоят на 2019 год?

- Если говорить о том, что будет дальше, то ключевая задача состоит в том, чтобы не останавливался быстрый рост наших приоритетных областей, но при этом возникла новая экономика. И эта новая экономика уже должна давать результат и свой вклад в валовой региональный продукт и в те позитивные показатели, о которых мы говорим. Это более длинные процессы. Новые предприятия и отрасли не возникают за один год. Но в 2019 году и дальше будут реализованы новые проекты. У меня оптимизм есть, несмотря на напряжённую ситуацию в стране. Это связано в первую очередь с ограничением финансирования со стороны иностранных фондов и компаний, с санкциями. Но мы способны вырабатывать решения, которые компенсируют и преодолевают те негативные вещи, которые в экономике случаются.

Александр Ганов о новых вагонах, международных отношениях и будущем развитии региона


- Какие конкретные проекты планируется реализовать в ближайшем будущем, и какие предприятия заработают в наступившем году?

- Практически в каждом макрорегионе, которые привязаны к городским муниципальным образованиям, есть определённые проекты, которые реализуются и часть из них будет введена в 2019 году, часть – позже. Назову несколько крупных.

Кирсановский сахзавод

- В Кирсанове продолжается реконструкция сахарного завода, но, по сути - это новое предприятие. Масштабнейшая стройка с бюджетом более 20 миллиардов рублей. Это предприятие должно заработать в 2021 году.

Котовск – территория опережающего развития

- Практически весь 2018 год мы занимались организационными задачами, чтобы была возможность привлекать резидентов на территорию индустриального парка и моногорода вообще. Было очень много сложностей, но результат уже есть. Заключен договор аренды на земельный участок под индустриальным парком корпорацией «Развитие». И у всех потенциальных резидентов есть возможность начать фактическое строительство. Создание инфраструктуры внутри индустриального парка уже почти завершено и проходит государственную экспертизу. И наша задача на 2019 год – убедить потенциальных резидентов, что мы выполним как регион свои обещания и построим инфраструктуру раньше, чем она им потребуется. То есть, если построят завод, а к нему не будет подведено электричество и так далее, то это будет выглядеть смешно. Главный риск резидентов связан именно с этим.

Александр Ганов о новых вагонах, международных отношениях и будущем развитии региона


- Мы сейчас ведем переговоры с резидентами и подписываемся под тем, что не будет срывов в графике строительства инфраструктуры и убеждаем начать стройку параллельно. Уже два резидента подписали соответствующее соглашение, включены в реестр Минэкономразвития. Индийское предприятие по переработке масленичных культур. Предприятие с индийскими технологиями и капиталом. Очень интересный проект. Собственники предприятия владеют этим бизнесом у себя на родине несколько десятилетий и имеют большие компетенции именно в переработке масленичных культур. Причём, не только подсолнечника и сои, но и хлопка.

Александр Ганов о новых вагонах, международных отношениях и будущем развитии региона


- Ещё семь проектов в работе, они все стартуют в 2019 году на территории опережающего развития. Это оптово-распределительный центр, который позволит решить много задач. Для маленьких предприятий всегда проблема – выход на рынок и соответствие тем критериям, которые этот рынок диктует. ОРЦ – это как раз тот проект, который эту задачу должен решать. Кроме этого, запроектировано уже несколько предприятий, связанных с пищевой промышленностью, с мясопереработкой, с энергоцентром. В ряде точек нашей области пытаемся решить проблему дорогой электроэнергии. И в стране, и в тамбовской области её стоимость для промышленных потребителей достаточно высока, превышает уже 7 рублей за киловатт. Для того, чтобы повысить привлекательность для размещения промышленных производств, на территории региона запущено несколько проектов, связанных с формированием газогенерации. То есть производства электроэнергии из природного газа. Там стоимость до 4 рублей, и это уже с учётом окупаемости всех инвестиций. Такой проект будет реализован в Котовске, Уварове и, возможно в Первомайске. Это позволит сильно поднять конкурентную способность региона по отношению к нашим соседям. Такие проекты есть у ряда наших предприятий, в частности у «Пигмента».

На территории Котовского лакокрасочного завода, который в банкротстве несколько лет, строится предприятие по переработке нефтеотходов, где конечным продуктов будет всё, что связано с ГСМ. То, есть из мазута будут делать продукт, который можно дальше продавать. В Котовске продолжается развитие ряда предприятий. На заводе нетканых материалов раз в год вводится одно новое производство. Панируется производство медицинских средств гигиены. Если говорить о фонде моногородов, то мы надеемся на большое финансирование в этом году, для того чтобы построить инфраструктуру. Бюджет региональный это не потянет. Несколько предприятий Котовска, уже не в рамках индустриального парка, получат статус резидентов территории опережающего развития. Мы уже получили заявки, они на стадии рассмотрения.

Биотехнологический кластер в Уварове

- Уваровский проект – это большая наша надежда. В этом индустриальном парке будет сформирован биотехнологический кластер предприятий. Развитие этой отрасли даст много положительного. Во-первых, это поэтапное создание компетенций, которые позволяют и науку подтянуть, и образовательные программы создать под эту отрасль, и масштабное обучение специалистов наладить, и в экономику вклад серьёзный внести. Начинаем с проекта по переработке зерна в концентрированный белковый корм для животных и аквакультуры. Это знаковый для региона проект. В Тамбовской области много зерна и много фуражного зерна. Но зарабатывают на нём больше транспортные компании, а производитель получает небольшие деньги. А развитие биотехнологического кластера, связанного с переработкой зерна, позволит из продукта в 100 долларов получить продукцию в 1000 долларов за тонну. И этот проект тиражируемый. Есть технологические риски. Это будет одно из первых предприятий в России такого технологического уровня и направленности. Если с технологией удастся всё сделать в соответствии с проектом, то это гигантская возможность для развития целой отрасли в регионе.

«Мичуринская долина»

- В 2018 году территория бывшего завода поршневых колёс в Мичуринске, фактически получила вторую жизнь. Она активно развивается, почти вся заполнена строящимися объектами. Государственных денег там нет. На этой территории больше пищевых предприятий. И в силу специализации самого Мичуринска, большие ожидания, что этот проект будет развиваться дальше. Есть идея присоединения дополнительных территорий, возможно, за счёт муниципальных государственных земель.

Александр Ганов о новых вагонах, международных отношениях и будущем развитии региона


- Если говорить о «Мичуринской долине», то большая подготовка была в 2018 году. Проект имеет поддержку на разных уровнях. Главная задача 2019 года – получить статус Инновационно-технологического центра. Это происходит на законодательном уровне. Есть определённый порядок, установленный правительством. Надо все правила соблюсти. Если эта территория поучит статус НТЦ, то, конечно будет большая возможность для развития и бизнеса, и науки в Мичуринске. Это будет, по сути, второе «Сколково». Это очень серьезно в плане коммерциализации научных разработок и помощи бизнесу для того, чтобы они имели дополнительный интерес при покупке технологических решений у нас, а не у западных компаний. В законе есть два критерия, по которому статус НТЦ может быть предоставлен. Он может быть дан научной организации, которая входит в реестр первоклассных, и инициатором получения статуса может стать учреждение высокого уровня образования, например, исследовательский университет. МичГАУ таким не является. В России в агропромышленной сфере нет ни одной научно-образовательной организации, которая имеет статус НТЦ. Все понимают, что это не правильно, поэтому рассчитываем на поддержку Минэкономразвития и Минсельхоза, чтобы такой статус МичГАУ был присвоен. В 2019 году мы должны это реализовать.

- Какова на сегодняшний день ситуация с месторождением «Центральное», какие перспективы развития?

- Это огромная возможность для региона создать целую отрасль и привлечь большое количество занятости. Надо учитывать экологические риски, в первую очередь. Специалисты говорят, что они могут быть минимизированы. В 2018 году найден стратегический партнёр. Корпорация «Развитие» получила в управление это предприятие. Это юрлицо, которое обладает лицензией, которая требует реновации в 2019 году. Задачи две: получить лицензию на участок восточного месторождения и завершить ту работу, которая была начата. Корпорация «Развитие» заказала исследования, которые связаны с получением продуктов для конечных потребителей, находящихся на территории России, в соответствии с их техническим заданием. В 2019 году эта работа будет завершена. Как только потребители увидят готовый продукт, который подходит им, есть основания для серьёзного старта проекта. То есть инвесторы будут готовы вкладываться большими деньгами в проектирование и строительство объекта. Заказчики – два крупных Крымских предприятия.

- Какова ситуация на предприятиях тамбовской оборонки?

- Концерн «Созвездие» достаточно серьёзно сократил объёмы по тамбовскому кусту с 2015 года. Но можно констатировать, что на 2018 год тамбовские предприятия холдинга увеличили объём выручки с четырёх до шести с лишним миллиардов рублей. Это очень позитивный факт. В декабре прошлого года заключён масштабный контракт с Минобороны. Значительная часть этого контракта будет исполняться тамбовскими предприятиями. «Электроприбор» прибавил в 2018 году. Котовский пороховой завод, несмотря на сложности, вводит новые цеха. Были вложены серьёзные инвестиции для того, чтобы снизить риски, связанные с безопасностью. Вводятся новые цеха. И это уже другой технологический уровень и уровень защиты людей. Предприятие уже набирает дополнительно людей. Оборонный бюджет в целом в стране не растёт. Он, наоборот, сокращается. Концерн «Созвездие» делает продукцию, связанную с системами связи, передачи данных. Изобрели недавно специальные погодные датчики для определения температуры и влажности. Наши предприятия агропрома могут использовать их в части цифрофизации и автоматизации системы управления процессом.

- Насколько тесна связь науки и производства в Тамбовской области? Используются ли идеи местных учёных в региональной экономике?

- Мы стали проводить научно-технические советы вместе предприятиями, где именно директора участвуют в рассмотрении тех разработок, которые подготовлены в научной среде. Это уровень людей, которые понимают и принимают решения. А учёные получают обратную связь, относительно того, что нужно доработать или каким путём надо идти, чтобы быстрее коммерциализировать проект. У нас появилась «Миэлта» в 2018 году, на 80% уже заполненная резидентами. Это научно-производственные компании, в основном агросектор. Запущен процесс по созданию цифровой платформы и в 2019 году должен быть промышленный результат. Как только у платформы будет 10 тысяч коммерческих пользователей, дальше это будет летать без господдержки. Наша задача сейчас этот проект подготовить к коммерциализации.

Александр Ганов о новых вагонах, международных отношениях и будущем развитии региона

- В 2018 году ТГТУ выиграл грант от Министерства науки, связанный с созданием инженерного центра. Три года мы пытались это сделать, и вот в прошлом году получили позитивный результат. Это исследования, связанные с двумя партнёрами: «Росхимзащита» и «Завком». На базе этих двух предприятий будет производиться коммерциализация разработок, которые в этом инженеринговом центре внедряются. Также в ТГТУ открыли центр коллективного пользования по цифровому машиностроению. То есть любые предприятия, компании, студенты имеют доступ к реализации своих задач. ТГУ имени Державина создал Центр ГИС-технологий.

- В регионе уделяется большое внимание малому и среднему бизнесу. Как за прошлый год господдержка повлияла на развитие этого сектора?

- В 2018 году каждое пятое предприятие получило ту или иную господдержку. Это знаковый показатель. В прошлом году хорошо сработал наш гарантийный фонд. Почти 2 миллиарда рублей финансовых средств привлечено в банках под гарантии фонда. Это значительная сумма и реальные деньги, которые пошли на развитие бизнеса малых предприятий. Фонд выдал 57 поручительств. Гарантий выдано на 570 миллионов, а кредитов на 2 миллиарда. Но это связано с тем, что есть кредитное плечо. Не вся сумма гарантируется, а только её часть. Именно это позволяет получить финансовый рычаг и снять риски банков по кредитованию на большую сумму, чем выдано гарантий. 2200 рабочих мест поддержано и 370 создано за счёт этого инструмента. Кроме того, в регионе появилась микрофинансовая организация. У неё был не очень большой капитал. Мы получили из федерального бюджета порядка 50 миллионов рублей, вместе с региональными средствами получилось чуть больше. Все эти деньги ушли на предпринимательство под низкие ставки. Мы видим, что продукт востребован. Это связано с тем, что есть проблемы с банковскими ставками и рисками. У нас инфляция маленькая, а ставки большие. Банки оценивают серьёзные финансовые риски. Поэтому нам нужна микрофинансовая организация. Очень здорово, что нацпроект, который запущен, эту тему учитывает. Эти средства возвратные. Это не подарки с коррупционной составляющей в виде грантов, субсидий. И чтобы средства получить, надо доказать, что вы их вернёте. Бизнес должен быть окупаемым.

Александр Ганов о новых вагонах, международных отношениях и будущем развитии региона

- У нас в нацпроекте задача за 6 лет увеличить количество занятых в секторе малого бизнеса, практически на 30%. Это масштабная задача. В 2018 году возможности привлечения денег для финансирования бизнеса очень возросли. Возросла и их доступность с точки зрения ставок. 5% - это, вполне приличная ставка по нашим деньгам. Проект «Геометрия бизнеса» - это весь комплекс услуг. Это банки, МФЦ для предпринимателей, микрофинансовая организация, лизинговые компании. Кроме того, есть вся необходимая инфраструктура: конференц-зал, каворкинг, офисы и т.д. Услуги не бесплатные, но ставки ниже, чем на рынке. В сфере малого и среднего бизнеса нам необходимо сделать выгодные условия для легализации. Есть теневой сектор и теневой заработок. Мы должны сделать так, чтобы быть легальными было выгоднее. Кроме того, улучшить всё, что связано с развитием нового бизнеса. За счёт этого должно произойти увеличение количества занятых в секторе. В 2019 году есть задача увеличить экспорт.

- Поддержка местных фермеров и товаропроизводителей – одно из приоритетных направлений в экономической политике региона. Гранты, субсидии, льготные кредиты существенно помогают развивать фермерский бизнес. Но, всё же, проблемы с рынком сбыта есть. Как регион будет помогать в этом вопросе?

- Доступность для небольших компаний определяется ярмарками и оптовым звеном. Если говорить о ярмарках, то количество площадок в области на сегодня более 300, и их количество растёт. Также растёт и количество торговых мест. Сегодня их более 11 тысяч. С точки зрения розничной торговли этого хватает. Не хватает продукта, который подходит для оптового звена и крупных торговых сетей. Это действительно проблема. И системного решения пока нет. Загвоздка в том, что у мелких производителей небольшие объёмы, разная калибровка, упаковка и качество. Не интересно сетям сотрудничать, это для них дорого и, соответственно, не выгодно.

Александр Ганов о новых вагонах, международных отношениях и будущем развитии региона

- Один из подпроектов в программе МСП – это развитие фермерского предпринимательства. И его главная задача эту проблему решить. Например, для домашней птицы необходима бойня, мясопереработка. Делать её в каждом хозяйстве – не рентабельно. Нужен центр коллективного пользования. Если коллеги поддержат мою инициативу, то она будет реализована в 2019 году в Сосновском районе. В этой сфере нет большого прорыва, но есть успехи отдельных хозяйств. Задача нацпроекта прорыв здесь совершить. В 2019 году мы планируем решить три задачи в этом секторе: это административные проблемы, ветеринарные и проблемы доступа на рынок оптового звена.

- В регионе производят фуа-гра, осётра, сома, индейку. Удивит ли область в ближайшее время новым деликатесом?

- Удивлять – это задача бизнеса, наша – его поддержать. Что касается производства и рынка сбыта фуа-гра, то реализация идёт на Москву. Объёмы пока небольшие и высокая стоимость продукта. В месяц происходит порядка 2 тысяч забоев, а килограмм стоит по оптовой цене 4 тысячи рублей. Если таких хозяйств в Тамбовской области будет 10-20, то тогда будет вноситься существенный вклад в бизнес. А сейчас – это пока что тренировка. Но, тем не менее, ниша рыночная есть. Сейчас по таким продуктам нет ограничений. Можно продать столько, сколько произведёте.

Александр Ганов о новых вагонах, международных отношениях и будущем развитии региона


- В Тамбовской области очень серьезный расчёт на развитие аквакультуры, именно для небольших компаний. Когда изучали рынок кормов, поняли, что реальная перспектива существует. Корма много определяют в себестоимости. И, если появятся более дешёвый продукт, чем импортные аналоги, то развить можно. Сейчас много инициатив и проектов в аквакультуре. Но нужен продукт, который будет иметь низкую стоимость при высоком качестве. И речь не о прудовой рыбе. Есть идеи выращивать породы рыб, которые изначально не приспособлены к обитанию в наших условиях. Так, один из перспективных проектов – выращивать креветку. Современные технологии позволяют создавать любую экосистему, главное – это корма.

- В 2018 году тамбовские делегации участвовали в нескольких крупных международных форумах. Были визиты в Австрию, Белоруссию, Китай, Люксембург. Какие проекты родились благодаря этому взаимодействию?

- Основная задача в 2018 году была – рассказать о Тамбовской области. Россия большая, а наш регион не звучал во многих направлениях. Для того, чтобы проекты возникли, надо, чтобы в мире знали, какие возможности у региона, преимущества, специализация и так далее. Чтобы у большого количества местных предпринимательских и чиновничьих сообществ отложилось всё, что связано именно с тамбовским регионом. Очень важной была поездка в Китай. Китайцы – очень сложные партнёры. Они впервые декларировали свою готовность к экспорту.

Александр Ганов о новых вагонах, международных отношениях и будущем развитии региона

- Раньше у них была такая позиция: мы сами всё сделаем. Выставка в Китае была большой школой, чтобы понять, как работает азиатский рынок. К ним бесполезно ездить с презентацией. К ним надо ездить с продуктами и показывать, что эти товары уникальны и конкурентоспособны по цене. Сейчас уже поступили несколько предложений, но, честно говоря, мы к ним не готовы. Чтобы они в нас инвестировали деньги, их местный рынок должен понять, пойдёт ли эта продукция. С Белоруссией у нас долгосрочное сотрудничество. С каждым годом наращиваем обороты, несмотря на то, что очень сложно договориться с их рынком. Если говорить о визитах в Австрию и Люксембург, то это, как раз налаживание дружеских отношений. Думаю, в 2019 году у нас появятся новые возможности, благодаря тому, что есть серьёзный якорный инвестор в Тамбовской области, господин Макулан, предприятие «Тамак».

- Александр Николаевич, вы инициировали разработку инвестиционных паспортов для муниципалитетов. По сути, это дорожная карта для инвесторов. Как продвигается работа в этом направлении на местах?

- Инвестпаспорт – это попытка нормализовать возможности того или иного муниципалитета в стандартный шаблон: ресурсная составляющая, земельная составляющая, трудовая и т.д. Для людей, которые принимают решение, важна структурированная оценка их возможностей. Если глава муниципалитета лично заинтересован в привлечении новых бизнесов или развитии существующих на своей территории, он занимается этим каждый день. Паспорта сделали все. Но дальше вопрос в том, как с этим работают, как доносят информацию до тех, кто должен её получить. Кто-то этим занимается, кто-то нет.

- Тамбовский вагоноремонтный завод – среди разработчиков плацкартного вагона нового типа. Приступило ли предприятие к выполнению заказа?

- Действительно, разработка такая родилась по заказу РЖД. Большой парк плацкартных вагонов сильно устарел и реновация – это то, что сейчас нужно. В декабре был визит заместителя главы РЖД Дмитрия Пегова и руководителя федеральной пассажирской компании Петра Иванова, и они с собой вагон увезли, чтобы протестировать лично. Этот вагон, безусловно, другого уровня. Там и USB-розетки, и современные материалы использованы, эргономика другая. Но – это пилотный выпуск, на сегодняшний день есть только один вагон. Для того, чтобы проект был коммерчески рентабельным, надо минимум триста вагонов в год продавать. Очень большая надежда, что в 2019 году договорятся. Сейчас происходит процесс сертификации, также должны быть устранены все проблемы, которые выявятся в процессе опытной эксплуатации и должна быть согласована цена. Когда все эти вопросы будут решены, то можно запускать производство.

Александр Ганов о новых вагонах, международных отношениях и будущем развитии региона

Автор:Ирина Фролова