Лента новостей
Образование13 марта , 16:25

Где остановка в наращивании школьницами ногтей и ресниц: разъясняет Министерство образования Тамбовской области

Редакция РИА «ТОП68» поинтересовалась у специалистов, что делать образовательным организациям с накладными ресницами, наращенными ногтями и татуажем у школьниц.

Где остановка в наращивании школьницами ногтей и ресниц: разъясняет Министерство образования Тамбовской области
Фото: Диана Яшина

В последнее время в социальных сетях часто встречаются бурные обсуждения животрепещущей темы — внешнего вида школьников на уроках. С развитием индустрии красоты и популяризацией культа внешнего облика вопрос становится всё острее. Причём теперь он затрагивает не только девочек, которые наращивают ногти или делают макияж, но и мальчиков, которые носят длинные волосы или делают пирсинг на лице.

Мнения общественности обычно разделяются. Одна сторона напоминает о субординации и умении отличать поводы для облачения в тот или иной наряд.

— Как мама пятиклассницы, я, с одной стороны, понимаю стремление подростков сделать внешность с помощью косметики чуть ярче. Всё-таки девочки — такие девочки в любом возрасте. Но с другой стороны, я всё-таки ограничиваю эксперименты дочери в бьюти-сфере. Дочка иногда порывается накраситься и в школу. Говорит, что им разрешено делать лёгкий, неяркий макияж. Но я не одобряю макияж для учениц. Всё-таки в школе должны действовать какие-то ограничения. А что касается ногтей — это просто неудобно, — уверена Юлия Носова, мама ученицы одной из городских школ Тамбова.

В социальных сетях между пользователями разгораются нешуточные дебаты.

— Школа — это не модный дом для демонстрации маникюра, модной одежды, дорогих телефонов. Знания сюда ходят получать. Дисциплина должна быть во всем: и в поведении, и во внешнем виде! Самовыражаться можно после уроков в пределах разумного и с позволения родителей. Ученицы травмируются на уроках физкультуры, технологии, и, да, просто «боятся ноготок сломать», — написала жительница города Рассказово Екатерина Т.

Другая сторона общественности, наоборот, призывает вспомнить свою молодость и не слишком строго судить подростков за желание выделяться, подчёркивая, что большинство «украшательств» не имеет прямого влияния на качество образовательного процесса. Вопросы вызывают и полномочия администрации школы: законно ли «умывать» ученицу за вечерний мейк или выгонять её из класса. 

— Сын учится в седьмом классе, а дискуссии по поводу внешнего вида начались сразу после начальной школы. Причём они коснулись не только девочек — мальчишки стали отращивать волосы. Да, учителя делали замечания, разговаривали с родителями, просили собрать на уроках волосы в «хвост». И в итоге одержали верх, ребята сделали короткую стрижку. Хотя, на мой взгляд, длина волос не портит внешний вид парней, если, конечно, за причёской ухаживать. Да и на успеваемости лишние сантиметры никак не отражались. А вот переживаний лишних мальчишкам добавили, — рассказала тамбовчанка Татьяна Федорова. 

Подобные «обсуждения-вспышки» по данной тематике нередко встречаются и в Тамбовской области. Для того чтобы расставить все точки над «i» в этом пограничном вопросе, редакция «ТОП68» обратилась в Министерство образования и науки Тамбовской области. Специалисты Министерства пояснили, как всё-таки должен выглядеть ученик во время пребывания в школе, где границы допустимого, и какие полномочия есть у учителей в случае несоблюдения установленных правил.

Всему голова — школьный устав

В каждой образовательной организации принят локальный акт, в котором прописываются нормы для внешнего вида ученика и вида его школьной формы. И в каждой организации он — свой. Локальный акт составлен советом учреждения и утверждён директором школы.

В локальном акте, в первую очередь, указываются требования к школьной форме: цвет одежды (например, синий) и комплекты для парадной и повседневной формы (например, юбка и белая блузка — для парадной, сарафан и блузки пастельных тонов — для повседневной формы). Во многих школах установлена необходимость носить элементы одежды с логотипом образовательного учреждения: значки, галстуки, нашивки. Локальный устав может обязать это делать как в повседневном образе, так и только на торжественные мероприятия. В этом же акте прописывают и требования к спортивной одежде для занятий физической культурой. В локальном школьном акте подобные понятия конкретизируются чётко и детально, поэтому вопросов после его прочтения обычно не остаётся.

Где остановка в наращивании школьницами ногтей и ресниц: разъясняет Министерство образования Тамбовской области
Фото: Алексей Бучнев

С локальным актом родителей учеников знакомят на собраниях, а ещё документ в обязательном порядке размещается на официальных сайтах школ, и в электронном виде с ним также легко ознакомиться как родителям, так и самим детям. В локальный акт в начале года могут внести изменения, в таком случае родителей о них обязательно извещают ещё летом, перед началом учебного процесса.

Поэтому, если в локальном акте прописано, что каждый день на занятия следует носить жёлтый галстук, значит его нужно носить каждый день. Если цвет фуксии не прописан в уставе как допустимый оттенок для цвета рубашки или блузки, то как бы прекрасен он ни был, носить его нельзя. Всё просто. А вот с вопросом наличия бьюти-процедур на теле ученика уже чуть сложнее.

Бьюти-процедуры у школьниц

— Всё, что касается наличия бьюти-процедур, — цвета волос, ногтей, наличия шеллака — в локальных актах не прописывается. Но все мы понимаем, что существуют определённые нормы этики. В случае выхода за рамки этических норм, как правило, ведётся работа с родителями обучающегося. Даётся рекомендация обратить внимание на внешний вид ребёнка и принять меры, — рассказала Марина Сатанина, начальник отдела общего образования Министерства образования и науки Тамбовской области.

Так что же понимается под нормами этики? Каждый трактует их по-разному, во многом эта трактовка зависит от степени лояльности управленческого состава школы. В каких-то школах старшеклассницы могут позволить себе нюдовый макияж, а в каких-то — запрещены даже чёрные капроновые колготки. На это влияет и история учебного заведения, его бренд и позиционирование на региональном образовательном пространстве. И здесь придётся мириться со сложившимися устоями, или, если это так принципиально, менять «монастырь».

Где остановка в наращивании школьницами ногтей и ресниц: разъясняет Министерство образования Тамбовской области
Фото: Диана Яшина

Однако общие, основные понятия о нормах этики и верхних границах допустимого всё-таки существуют, и они — одни для всех. Существует дресс-код. Именно это родителям стоит донести до своих детей. Неуместно приходить на работу в офис в прозрачном платье, как и неуместно посещать ночные вечеринки в рестобарах в спортивном лонгсливе и леггинсах. Безусловно, в подростковом возрасте девушкам важно выглядеть эстетично, однако понятие эстетики может быть разным. Вместо наращенных ногтей и шеллака можно сделать (в домашних условиях) медицинский маникюр с прозрачным покрытием, вместо вечернего мейка с длинными стрелками — лёгкий, малоприметный макияж, вместо распущенных волос — гладкий пучок или высокий хвост. Родителям необходимо объяснить детям, что в школе они могут выглядеть стильно, но при этом не вульгарно и соответствующе дресс-коду. Школа — это место, где первостепенным является получение образования, ментальное и духовное развитие, в то время как наличие бьюти-процедур, разница в их качестве и количестве может стать объектом для отвлечения от более зрелых целей, а в каких-то случаях и толчком к буллингу.

В конце концов, родителям стоит объяснить детям, что женственность не исчерпывается ежемесячным походом к мастеру маникюра, это нечто большее и глубокое. Так же, как и мужественность, скорее не в том, чтобы носить «железо» в брови, а носить его внутри своего характера, чтобы спокойно принять правила внешнего мира, а не упрямиться им подобно маленькому ребёнку. Ведь место для самовыражения можно найти и за пределами школы.

Санкции за «красоту»

Какие же санкции предусмотрены за выход за рамки общепринятых этических норм? Начальник отдела общего образования Министерства образования и науки Тамбовской области Марина Сатанина отметила, что в случае несоблюдения норм этики насильственных действий по отношению к ученику быть не должно — при любых условиях. Это недопустимо. Заставить ребёнка умываться в школьном туалете, отрезать накладные ногти или наращенные волосы, снимать с ученика какой-то важный элемент одежды — ни учителя, ни сотрудники административного сектора школы не имеют права. Более того, не допустить ученика до урока за неэтичный внешний вид учитель тоже не имеет права. Если, конечно, это не вопиющий образ. Правда, таковых в истории образования в регионе ещё не наблюдалось.

После завершения урока педагог вправе связаться с родителями ученика и пригласить их на беседу в тот же день. К слову, детей, которые пришли на урок без второй обуви, этаких не злоумышленных «забывашек», тоже не имеют права отправлять домой. Если ребёнок забыл дома «переобувку», ему обязаны предоставить бахилы и допустить к занятиям.

Как же поступать со злостными нарушителями дресс-кода? В первую очередь, школа будет работать с родителями и доносить до них необходимость объяснить ребёнку этические нормы. Обращаться к родителям будут несколько раз. Если это не поможет, в школе будут собирать различные внутренние комиссии, чтобы решить вопрос по ученику. Обычно на этом этапе стороны приходят к компромиссу. Если же и на этой стадии конфликт не решается, вопрос готовы рассмотреть в региональном Министерстве. Правда, таких случаев, отмечают специалисты, ещё не было.

Автор:Диана Яшина