Татьяна Котельникова: «Если ребёнок работает на уроках, он может сдать ЕГЭ без репетитора»

04 декабря 2018, 17:30 1544
public://article-images/2018/12/03/news-nid95764-128285.jpg
Фото: Юлия Новикова

Начальник регионального управления образования и науки Татьяна Котельникова провела пресс-конференцию для сотрудников издательского дома «Мичуринск». Отвечая на вопросы журналистов, она рассказала о ближайших перспективах развития сферы образования в Тамбовской области.

 

- Татьяна Петровна, реализация масштабного федерального проекта «Образование» рассчитана до 2024 года. Каким образом он ложится в концепцию образовательной системы Тамбовской области? Какие перемены нас ждут?

- Федеральный проект «Образование» - это ряд проектов, затрагивающих более узкие направления. Президентом страны поставлена задача выйти по уровню образования в мировые лидеры. И для этого сегодня есть все возможности.

В частности, в ближайшие несколько лет мы ждём позитивных изменений в сфере дополнительного образования и профессионального обучения. В концепцию проекта заложено совершенствование как материально-технической базы образовательных учреждений, так и учебных программ. Обновление коснётся базы для всех предметов: это совершенствование в целом информационной среды, технических и естественно-научных программ.

 

 

Что касается дополнительного образования, мы стремимся к тому, чтобы работали по-настоящему интересные и востребованные детьми программы. Проводится мониторинг образовательных и развивающих программ, внешняя экспертиза. Направление федерального проекта по улучшению материально-технической базы позволит обеспечить современным оборудованием не только вновь построенные учреждения, но и уже работающие дома детского творчества. Замечу, что проект даёт дополнительные возможности для учреждений дополнительного образования нового профиля – технопарков.

Большие надежды мы возлагаем на возможности проекта по ремонту уже существующих зданий образовательных организаций и строительству новых. В частности, до 2024 года на территории области будут построены новые детские сады и школы.

 

- Расскажите подробнее о развитии технопарков. Какие задачи выполняют такие учреждения? Сейчас в Тамбовской области только один детский технопарк, планируется ли развитие сети?

- Технопарки задумывались как учреждения допобразования, работающие по программам естественно-научной и технической направленности. Здесь ребята обучаются робототехнике, информационным технологиям, совершенствуют знания, полученные на школьных уроках физики и химии.

Вы верно заметили, что на сегодняшний день в области только один технопарк. Ожидается, что к финалу реализации федерального проекта их будет на Тамбовщине не менее четырёх. Кроме того, чтобы сделать это направление доступным для ребят из разных уголков области, мы будем использовать формат «мобильного технопарка». Можно сравнить его с автопоездом «Забота»: оснащённый учебным оборудованием автомобиль будет приезжать в отдалённые сёла. Здесь школьники модульно будут осваивать предметы.

 

 

Отдельный нацпроект направлен на поддержку одарённых детей. Чтобы грамотно и полноценно выстаивать работу по развитию творческой и интеллектуальной одарённости школьников, в регионе будет создан специальный центр в формате федерального центра для одарённых детей «Сириус». По сути, это круглогодичный развивающий лагерь, в котором будут организованы специализированные смены для талантливых школьников. Если увлечённый ребёнок имеет возможность посетить профильную смену только раз в год или даже раз в два года – должного эффекта не будет. Новый центр даст дополнительные возможности для развития творческого потенциала юных тамбовчан.

 

- Число учеников в сельских школах, особенно в отдалённых населённых пунктах, неуклонно сокращается. Вместе с тем, за последние годы были построены или отремонтированы большие красивые школьные здания. И в глубинке есть такие сёла и деревни, где в достаточно большой школе - всего два-три десятка учеников. Изначально предполагалось, что в этих зданиях расположатся социокультурные центры. В частности, такая ситуация сложилась в Сампурском районе. Каковы сегодня перспективы подобных школьных зданий?

- Сегодня в приоритете комплексный подход к развитию сельских территорий, созданию и совершенствованию инфраструктуры. И социокультурные центры в этом смысле рассматриваются как ведущая модель школы на селе. При этом учитываются и демографическая составляющая, и привязка местности к инвестпроектам, и накопленный школой опыт в реализации образовательных или воспитательных проектов. Очевидно, что если в посёлке есть население, то и социокультурные центры будут жить и развиваться.

Меня часто спрашивают о судьбе малокомплектных начальных школ. Принципиальная позиция губернатора в том, что начальное образование дети должны получать в шаговой доступности.

 

 

- Многие родители говорят о том, что так называемые продлёнки стали платными. Родители школьников интересуются, законно ли это?

- Если посмотреть в историю, то группы продлённого дня и раньше не были абсолютно бесплатными. По сути, что такое продлёнка? Это организация присмотра и ухода за детьми во внеурочное время. То есть организация питания, прогулок. Мы же с пониманием воспринимаем плату за питание школьников.

При устройстве ребёнка в группу продлённого дня родители вправе ознакомиться с правилами и распорядком. Да, в группах есть перечень дополнительных услуг, плату за которые устанавливает учредитель школы, то есть муниципалитет. Но записываться или нет на дополнительные занятия – решают родители.

 

- Сегодня довольно остро стоит вопрос репетиторства. Причём если в городах есть выбор педагогов, то в сельской школе зачастую ученики идут на репетиторство к тому же учителю, который преподаёт в основное время в школе. Часто складывается абсурдная ситуация: понимая, что к нему придут в дополнительное время за отдельную плату, учитель просто «не додаёт» информацию на уроке...

 

 

- Остановлюсь на нескольких моментах. Во-первых, сложно отрицать, что репетиторство прочно вошло в нашу жизнь. Лет 15-20 назад выпускники таким образом ликвидировали разницу между школьным уровнем знаний и требованиями к поступлению в вуз. Сейчас итоговая аттестация совмещена с вступительными испытаниями, и репетиторство перешло напрямую в школы.

Лично я убеждена, что, если ребёнок работает на уроках, выполняет домашние задания, то ему вполне по силам сдать ЕГЭ без помощи репетитора. Тем не менее, многие родители сомневаются в школьном уровне подготовки. Ситуация, когда один и тот же учитель ведёт и школьные уроки, и оказывает услуги репетитора – как минимум, неэтична. С другой стороны, зачем идти за дополнительными знаниями к учителю, который не может дать их на уроке? Если же в небольшой сельской школе нет альтернативы – есть онлайн-ресурсы, предполагающие дистанционное обучение.

 

- Авторитет учителя сегодня, честно скажем, не высок. Татьяна Петровна, что делается в масштабах области или даже страны для повышения значимости школьных педагогов, для усиления статуса профессии?

- Мы понимаем, что немаловажен финансовый вопрос. На мой взгляд, очень правильным было решение «привязать» зарплату учителя к средней зарплате по региону. Сегодня средний заработок учителя – порядка 24 тысяч рублей.

 

 

Один из факторов, влияющий на престиж профессии – возможность карьерного роста. В учительской среде его почти нет: учитель может всю трудовую жизнь проработать в одной должности, лишь единицы поднимаются до завуча или директора.

С января 2019 года на уровне области принято решение о введении должностей учитель-наставник и учитель-методист. Во-первых, опытные учителя смогут передавать свои знания молодым коллегам, быть для них настоящими наставниками. С другой стороны, эти меры обеспечат определённую иерархию в педагогическом коллективе и помогут повысить авторитет профессии.

В целом федеральным проектом предусмотрена система повышения квалификации учителей. Нацпроекты – это всегда развитие, это новые задачи, для решения которых нужны профессиональные кадры и грамотная кадровая политика. В нацпроектах заложены серьёзные ресурсы, которые помогут нам выстроить достойную систему образования в регионе. Мы с коллегами смотрим в будущее с оптимизмом.
 

Юлия Новикова

Госуслуги

Читаемое

Наверх