Лента новостей
Общество24 марта 2018, 15:56

«Лафертовская Маковница»: мистическая Москва, черный кот и любовь

«Лафертовская Маковница»: мистическая Москва, черный кот и любовь
Что рязанский спектакль «Лафертовская Маковница» (режиссер Олег Жюгжда, постановщик Екатерина Трифанова) будет для зрителей необычным, это стало ясно задолго до его начала. Вместо привычных театральных звонков раздалось кошачье мяуканье, и этот же самый кот позже всех пригласил в зрительный зал.

Надо сказать, что повесть Антония Погорельского считают первым примером фантастического реализма в русской прозе. И это действительно так. Для этого в ней есть все: мистика, ночные «путешествия» по Москве, загадочный черный кот и даже привидения. Кто-то в зале заговорил о Булгаковском романе «Мастер и Маргарита» и не ошибся. Страшная атмосфера всего происходящего, и не менее страшное ожидание развязки, настраивает на прямой отсыл: и если не к самому произведению, то к ощущениям таинственности – на все сто.

Итак, перед нами Лафертовская часть Москвы конца 18 века. У Проломной заставы живет в своем доме восьмидесятилетняя «маковница» – продовщица маковых лепешек. Вот только «этот промысел старушки служил только личиною, прикрывавшею совсем иное ремесло», – гадание по ночам. Тянулись к старушке судьбу свою узнать со всех концов Москвы. Соседи жили в страхе от колдуньи. И тогда её бедный племянник почтальон Онуфрич решил посоветовать старухе покаяться, оставить столь греховный промысел. Напугав родственника «налитыми кровью глазами» выставили его. После этого Онуфрич запретил супруге Ивановне и дочке Машеньке навещать ее. Прошли годы, к бесприданнице никто не сватовался. Ивановна решила тайно отправить Машу к старухе, чтобы та ей наворожила суженного.

В лучших традициях «страшной истории» рязанцы рассказали историю черной магии, тьмы, зла и, конечно, любви. Мрачные декорации и не менее мрачная музыка. Шорохи. Скрипы. Голоса в комнатах героев. Актеры быстро погрузили зрителей в мистическую атмосферу Москвы.
На сцене жили все: и куклы, и актеры. Удачные объемные декорации служили, что важно, и одним, и вторым. Антураж – фасады окон, скамьи – работали надвое. Изготовили их и в масштабах кукольного театра, и в масштабах классической постановки. «Золотую середину» авторы спектакля смогли найти и донести. Поэтому на протяжении всей постановки стиралась мысль, что играют куклы (поскольку это все–таки кукольный вариант пьесы). Играли вместе – в единстве, в тандеме – ярко, экспрессивно, лаконично. Поэтому одновременно хотелось смотреть на всех.

Еще одна деталь, уверена, обратила у зрителей на себя внимание – это движение актеров на сцене. Танец, пластика, хореография – об этом надо говорить отдельно. Всегда интересно смотреть на грамотное соединение театра с музыкой и хореографией. Бывает, что постановщик забывает сам себе сказать «стоп», и ты уже не понимаешь, что конкретно пришел смотреть. Но это не тот случай. За что отдельное «спасибо» рязанцам. Пластический номер с нитями, словно паутиной опутал как героиню, так и всех в этот вечер в зрительном зале. Было «до жути» страшно и красиво.

Возвращаясь к сюжету, старуха Машеньке наколдовала жениха и повесила на шею ключ от сундука со своими сокровищами, однако место, где они хранятся, не открыла. Только прошептала: «Придёт жених, назначенный тебе тою силою, которая управляет большею частию браков. Он научит тебя той науке, которая помогла мне накопить себе клад; общими вашими силами он нарастет ещё вдвое…». С этого момента в спектакле стало еще больше таинственности на сцене и такой же таинственности в игре актеров.

Полтора часа без антракта – прошли на одном дыхании – в такт с происходящим на сцене. Как говорят, если заканчивается все плохо, то это определенно еще не конец. По произведению Погорельского все закончилось хорошо – любовью и победой добра над тьмой. А по–другому и быть не могло, а то из-за зала «страшно» было бы выходить…
Автор:Елена ГРИДЧИНА Фото автора