Лента новостей
Общество23 марта 2018, 11:21

«Поминальная молитва»: исповедь народа


Во второй раз тамбовская публика увидела на нашей сцене пьесу Григория Горина «Поминальная молитва». В прошлом году это было в рамках Рыбаковского фестиваля, когда постановку привозил Калужский областной драматический театр. В этом - мы её видим в рамках международного фестиваля театров кукол, но уже в прочтении Гомельского гостеатра.

Когда говорят о боли и беде народа, то говорят о боли всех. Такая беда неделима. О трагедии, которую забыть нельзя, мы смотрим через призму десятков лет. Действие происходит в бедной украинской деревне Анатовке начала XX века, в период усилившихся антисемитских настроений и массовых еврейских погромов. Горин очень тонко написал эту историю: иронически ярко и вместе с тем «до черна» драматично.

- В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище. Таков обычай! Здороваясь, русские снимали шапки. Евреи шапок не снимали никогда! Обычай!, - говорит главный герой молочник Тевье. Он часто говорит: с самим собой, с жителями, с Богом.

Такие разные взгляды, разные судьбы гомельцы сумели «прожить» на сцене. На чёрном занавесе сцены развернулась исповедь народа. Декораций - минимум, только основные для игры: телега на которой Тевье появляется в самом начале постановки, продавая сыр и молоко, она же появляется в конце, когда он вместе со своей семьёй и другими сельчанами уходит из Анатовки в никуда. Появляются здесь деревянные домики, столы, за которыми так часто ведутся споры и разговоры, изгороди. Декорации похожи, потому что, по сути, и анатовцы «меж собой» похожи: добрые, открытые, стоящие твёрдо во всём за извечную правду, честность, порядок.

Надо отметить, Гомельский театр на сцену внёс (в постановках других театров по произведению Горина этого не было) образ Бога. К нему постоянно обращается Тевье, то споря с ним (и этот юмор вне времени!), от того вместе с героем смеётся весь зал. А то просит помощи: и не всегда он просит для себя, к концу жизни сельчан в Анатовке он просит для всего народа - для своего народа! Бог появляется сначала как современный человек, напоминая, что трагедии нет права забывать. А потом он проходит вновь и вновь этот путь с каждым жителем деревни. Появляется он и на свадьбе, как будто давай добро на брак, появляется он и для жены Тевье - Голды, которая молится за рожавшую дочь. Голда верит, что жизнь можно передать, и она ей «отдаёт» дочери и родившейся внучке. И как равная, после смерти, уходит под руку с Богом…

Финал (и в этом надо отметить заслугу постановщиков и состава театра) особенный. Один за один в кромешной темноте жители Анатовки уходят на свет, но уходят молясь, будто с благодарностью. Сначала он им светит слабо, но потом всё ярче и ярче, заливая чёрные декорации и чернеющие дома белым светом. Конца не будет, будет жизнь, - новая, чистая жизнь, а вместе с ней и песня, напевая которую анатовцы ушли…
Автор:Елена ГРИДЧИНА. Фото автора