Лента новостей
Общество28 июня 2017, 14:55

Разьяснения нововведений в действующее законодательство в рамках повышения юридической грамотности

Внесены изменения в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2017 года № 703 внесены изменения в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в частности, после оказания медицинской помощи застрахованному лицу в стационарных, амбулаторных условиях или условиях дневного стационара в период временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем также оплате подлежат расходы на медицинскую реабилитацию до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности застрахованного лица. Застрахованным осужденным обеспечение по страхованию предоставляется в виде оплаты дополнительных расходов на их медицинскую и социальную реабилитацию с учётом ограничений, относящихся к порядку и условиям исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, установленных уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по вопросам исполнения наказаний. При оказании медицинской помощи застрахованным осужденным в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана застрахованных осужденных и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности застрахованных осужденных, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в указанных организациях.

Внесены изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2017 года №707 внесены изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, в частности, при проведении плановой проверки с 1 октября 2017 г. отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а с 1 июля 2018 г. всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей иблагополучия человека и Федерального медико-биологического агентства используются проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые включают в себя перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включённых в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Изменения в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

Федеральным законом №111-ФЗ от 7 июня 2017 года внесены изменения в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" так, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и визы временно проживающего лица, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, указанным Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации. Правила определения и распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.

В летнее время увеличилось количество фактов мойки автотранспортных средств вне установленных для этого мест, в том числе около водных объектов.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.

Пунктом 2 статьи 65 Водного кодекса РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного мира.

Согласно Водному кодексу РФ ширина водоохраной зоны рек или ручьев составляет от пятидесяти до двухсот метров, а ширина водоохранной зоны моря — пятьсот метров. При этом в границах водоохранных зонах запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянкам на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Штраф за мойку машины в водоохранной зоне значительно больше стоимости мойки в специализированном комплексе.

Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Для удаления обучающегося с экзамена необходимо установить факт наличия у него запрещенного к использованию предмета, независимо от его фактического использования

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2017 года проведено обобщение судебной практики по административным делам об оспаривании решений государственных экзаменационных и конфликтных комиссий субъектов Российской Федерации при проведении в 2016 году государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена.

Отмечается, что в соответствии с положениями пунктов 45, 71 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400, для удаления обучающегося с экзамена, аннулирования результатов ЕГЭ необходимо установить факт наличия у экзаменуемого запрещенного к использованию предмета, независимо от его фактического использования данным обучающимся в период ЕГЭ.

Например, нарушением является наличие у экзаменуемого при себе неработающего телефона.

При выявлении нарушений Порядка проведения государственной итоговой аттестации, акт об удалении обучающегося с экзамена должен быть составлен и подписан всеми присутствующими в пункте проведения экзаменов членами экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации, которых может быть не менее одного.

Порядок признания объектов капитального строительства аварийными и подлежащими сносу по инициативе органа местного самоуправления

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года № 577 утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III Положения.

Орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный на принятие решения о комплексном развитии территории (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), до принятия решения о комплексном развитии территории формирует перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке (далее - перечень). В него включаются объекты с дефектами и повреждениями, которые были выявлены в результате предварительного (визуального) обследования.

Для оценки фактического состояния объектов привлекается специализированная организация, с которой заключается муниципальный контракт.

После этого уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Установлен порядок ее формирования и деятельности. В частности, в нее включаются правообладатели объектов с правом совещательного голоса. Комиссия рассматривает заключение специализированной организации и готовит свое заключение об оценке фактического состояния объекта капстроительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой он расположен.

Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Объект капитального строительства не может быть снесен до истечения срока, установленного законодательством для обжалования решения, а в случае обжалования - до дня вступления в силу решения суда.

Основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу является наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан:

- ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

- расположение объекта капитального строительства в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;

- расположение объекта капитального строительства в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;

- получение повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, опасных геологических процессов, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние такого объекта и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Внесены изменения в УК и УПК РФ, касающиеся установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению

Президентом Российской Федерации 7 июня 2017 года подписан Федеральный закон, которым внесены изменения в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению.

Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Документ устанавливает уголовную ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах его совершения, а также за склонение, призывы или содействие к совершению самоубийства. Максимальным наказанием за такие преступления будет лишение свободы сроком до 6 лет, однако если организатор преступной деятельности добровольно ее прекратит и будет активно способствовать раскрытию и пресечению преступлений данной категории, то может быть освобожден от уголовной ответственности.

Также устанавливается уголовная ответственность за вовлечение детей и подростков в совершение противоправных действий, представляющих опасность для их жизни, в том числе, если деяния носят групповой или публичный характер. Максимальное наказание устанавливается в виде лишения свободы сроком до 3 лет.

Кроме того, ужесточается ответственность по действующей статье УК РФ за доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего. Данное преступление переводится из категории средней тяжести в категорию тяжких с максимальным наказанием в виде лишения свободы сроком до 6 лет. При этом будет установлена повышенная ответственность в виде лишения свободы до 8 лет, если указанное преступление совершено в отношении несовершеннолетнего, беспомощного лица, беременной женщины, в отношении двух или более лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в публичном выступлении, в СМИ, в интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях.

Помимо этого, закрепляется обязанность Роскомнадзора или привлеченного им оператора реестра запрещенных сайтов в течение суток информировать МВД о фактах включения в реестр ресурсов с информацией о способах самоубийства и призывами к суициду.

Обязательная информация об образовательной организации в целях защиты прав инвалидов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2017 № 575 внесены изменения в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации.

Теперь, образовательные учреждения обязаны размещать информацию о возможностях получения образования для инвалидов. Согласно данного Постановления информация, которую образовательные организации обязаны размещать на официальном сайте, дополнена сведениями об обеспечении возможностей для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

На сайтах образовательных организаций размещаются сведения о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, общежития или интерната, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ.

Порядок согласования изъятия земельных участков для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2017 № 594 утверждены Правила, устанавливающие порядок согласования изъятия для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления (далее - изъятие).

В соответствии с настоящими Правилами согласование изъятия осуществляется в отношении указанных выше земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, которые предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду или безвозмездное пользование гражданам или юридическим лицам.

До принятия органом местного самоуправления решения об изъятии орган местного самоуправления поселения, городского округа направляет проект решения об изъятии на согласование:

в случае если планируется изъятие земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, - в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом;

в случае если планируется изъятие земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, - в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывают в согласовании проекта решения об изъятии при наличии одного из следующих оснований:

а) на земельных участках расположены следующие объекты недвижимого имущества:

объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и необходимые для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;

объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и необходимые для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе объекты недвижимого имущества, закрепленные за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями;

объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, профессиональной служебной деятельности государственных служащих, работников государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений;

б) на земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в

отношении которых размещено информационное сообщение о продаже государственного имущества в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и такая продажа государственного имущества не завершена, за исключением случаев, если продажа не состоялась;

в) на земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и закрепленные за государственными унитарными предприятиями, в отношении которых размещено информационное сообщение о приватизации в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" путем преобразования их в хозяйственные общества и такая приватизация не завершена, за исключением случаев, если приватизация не состоялась или решение о приватизации государственного имущества отменено;

г) на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, расположены объекты недвижимого имущества, которые находятся в собственности хозяйственных обществ, доля в уставном капитале которых Российской Федерации или субъекта Российской Федерации составляет 50 процентов и более и в отношении указанных хозяйственных обществ размещено информационное сообщение о продаже государственного имущества в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» путем продажи акций акционерного общества и долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

Отказ в согласовании проекта решения об изъятии по иным основаниям не допускается.

Правилами также определены порядок и сроки согласования проекта решения об изъятии, вступившие в силу 30.05.2017.

Государственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ о специальной оценке условий труда

Приказом Минтруда России от 21.04.2017 № 377н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда. (зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2017 № 46931).

Предметом государственной функции является соблюдение работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства РФ о специальной оценке условий труда.

Документом, в частности, устанавливаются:

права и обязанности лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор);

права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор);

описание результата исполнения государственной функции;

требования к порядку исполнения государственной функции;

сроки исполнения государственной функции;

состав, последовательность и сроки исполнения отдельных административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;

порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок, полноты и качества исполнения государственной функции;

ответственность должностных лиц Роструда и его территориальных органов за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции;

досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принимаемых) в ходе исполнения государственной функции.

Исполнение государственной функции включает в себя административные процедуры по планированию надзорных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции; по организации и проведению проверок соблюдения работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства о специальной оценке условий труда; по обеспечению должностными лицами Роструда и его территориальных органов мер по устранению правонарушений, выявленных при исполнении государственной функции, и выполнению предъявленных в ходе ее осуществления законных требований.

Уточнен порядок проведения встреч депутатов с избирателями

Федеральным законом от 07.06.2017 № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» внесены изменения в Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Поправками установлено, что для проведения встреч депутатов с избирателями необходимо подать уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Встречи депутата с избирателями должны проводиться в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения.

При этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления.

Внесены изменения в Трудовой кодекс РФ в части неполного рабочего времени и оплаты сверхурочной работы

Федеральным законом от 18.06.2017 № 126 внесены изменения в Трудовой кодекс РФ.

Как и ранее в соответствии со статьей 93 ТК РФ работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Однако теперь предусмотрено, что неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени, а режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.

Статья 101 ТК РФ дополнена положением, позволяющим устанавливать ненормированный рабочий день работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, но с условием, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).

В соответствии с внесенными изменениями статья 108 ТК РФ теперь дает право работодателю не предоставлять работнику перерыв для отдыха и питания, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов. Ранее такой перерыв, продолжительностью от получаса до двух часов, должен был предоставляться всем без исключения работникам, независимо от продолжительности рабочего времени.

Кроме того конкретизированы положения, регулирующие оплату сверхурочной работы.

Так, в соответствии со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Указанным выше федеральным законом ст. 152 ТК РФ дополнена третьей частью, устанавливающей, что работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Указанные изменения вступают в силу 29.06.2017.

Перенесен срок запрета предоставления отдельных категорий земельных участков

С 18.06.2017 вступили в силу изменения в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми срок вступления в силу запрета на осуществление градостроительной деятельности при отсутствии документов территориального планирования и градостроительного зонирования на территориях ряда субъектов Российской Федерации перенесен на 31 декабря 2017 года.

Ранее при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могло осуществляться до 01.07.2017.

Внесены изменения в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

С 01.06.2017 г. действует Федеральный закон от 01.06.2017 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».

Так, если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, или это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье.

В новой редакции изложена статья 15. «Порядок формирования участковых избирательных комиссий».

Установлено, что на выборах Президента РФ исключается голосование по открепительным удостоверениям.

В помещениях для голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских организациях, которые имеют стационарные отделения, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.

Порядок применения в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети "Интернет", а также хранения соответствующих видеозаписей устанавливается ЦИК России.

Избиратель, находящийся в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения. Срок подачи заявления устанавливается ЦИК России в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства.

В случае включения избирателя в список избирателей по месту жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей по месту нахождения.

Избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке. Избиратель, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения, указанному в заявлении.

Информация о подаче заявления избирателем, в том числе об избирательном участке, на котором избиратель, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе с использованием ГАС "Выборы". Информация о числе избирателей, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку размещается в сети "Интернет".

Наблюдатель имеет право знакомиться со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, производить в

помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
Автор:Прокуратура Первомайского района Тамбовской области. Фото pixabay