Лента новостей
Общество2 июня 2017, 10:34

Первомайская прокуратура разъясняет действующее законодательство

Нелегальное игровое оборудование будут уничтожать

Федеральным законом от 28.03.2017 № 51-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Часть 2 статьи 82 УПК РФ дополнена пунктом 8, которым предусмотрено, что изъятое игровое оборудование, которое использовалось при незаконных организации и (или) проведении азартных игр, передаются для уничтожения по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о чем составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 УПК РФ. К материалам уголовного дела должны приобщаться материалы фото- и киносъемки, видеозаписи вещественных доказательств, а также может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования.

С 1 апреля 2017 года социальные пенсии будут проиндексированы на 1,5 процента. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2017 № 307 утвержден коэффициент индексации социальных пенсий.

Правительство Российской Федерации утвердило коэффициент индексации социальных пенсий в размере 1,015 с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионеров в Российской Федерации за прошедший год.

Нормативный правовой акт вступил в силу 01.04.2017.

О трансляции открытого судебного заседания по радио, телевидению и в сети Интернет

Федеральным законом от 28.03.2017 № 46-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ).

В соответствии со статьей 241 УПК РФ разбирательство уголовных дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Так, лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Фотографирование, видеозапись и (или) киносъемка, а также трансляция открытого судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. Трансляция открытого судебного заседания на стадии досудебного производства по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не допускается.

Судебное разбирательство проводится в условиях, обеспечивающих установленный порядок судебного заседания и безопасность участников уголовного судопроизводства. Действия лиц, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенные судом

фотографирование, видеозапись и (или) киносъемку, трансляцию по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны нарушать установленный порядок судебного заседания. Эти действия могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

Кроме того, если в ходе судебного разбирательства осуществлялись фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка допросов, трансляция по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то об этом делается отметка в протоколе судебного заседания. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки прилагаются к материалам уголовного дела. При осуществлении трансляции судебного заседания в протоколе судебного заседания указывается также наименование средства массовой информации или сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством которых осуществлялась трансляция.

О расширении категории подсудимых, имеющих право на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей

21.03.2017 вступило в силу Постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.2017 № 7-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 части второй статьи 30 и пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, части второй статьи 57 и части второй статьи 59 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.Д. Лабусова».

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ суд первой инстанции по ходатайству обвиняемого рассматривает в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегии из двенадцати присяжных заседателей уголовные дела о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ (за исключением ряда составов преступлений из предусмотренных статьями 131, 132, 134, 212, 275, 276, 278, 279 и 281 УК РФ), которым, в свою очередь, устанавливается подсудность уголовных дел верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду.

Регулируя подсудность уголовных дел данным судам, п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ предписывает им рассмотрение дел об указанных в этом законоположении преступлениях, за исключением уголовных дел, по которым в соответствии с уголовным законом в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Данные виды наказаний в силу ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 59 УК РФ не назначаются женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

При таких обстоятельствах, в силу вышеуказанных положений, в случае, когда к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство при отягчающих обстоятельствах) привлекается мужчина, достигший шестидесяти пяти лет, указанному лицу в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

Однако, по мнению Конституционного Суда РФ, лишение мужчин старше шестидесяти пяти лет права на рассмотрение их уголовных дел судом с участием присяжных не имеет разумного и достаточного обоснования.

Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ, ч. 2 ст. 57 и ч. 2 ст. 59 УК РФ, ими исключается возможность рассмотрения судом в составе судьи верховного суда республики, краевого, областного или равного им по уровню суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей уголовного дела по обвинению достигшего шестидесятипятилетнего возраста мужчины в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 105 УК РФ, притом что уголовное дело по обвинению мужчины в возрасте от восемнадцати до шестидесяти пяти лет, а также женщины старше восемнадцати лет в совершении такого преступления при тех же условиях может быть рассмотрено судом в этом составе.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что обстоятельства, обусловленные пожилым возрастом, такие как ослабленное здоровье, сложности в адаптации к переменам и др., влекут обязанность государства обеспечить поддержку данной категории граждан прежде всего в социальной сфере; пожилой возраст подозреваемых и обвиняемых подлежит учету на основе материально-правовых и процессуальных норм, но сам по себе не обусловливает введение особых процедур государственной защиты их прав, в том числе не предполагает дифференциацию уголовно-процессуальной формы, включая порядок судебного разбирательства по уголовному делу.

Таким образом, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ, мужчины, обвиняемые в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 105 УК РФ и достигшие к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста имеют право на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

Правительство определило, как компаниям отвечать на предостережения контролирующих органов С 22 февраля действуют правила, по которым юридические лица и индивидуальные предприниматели будут уведомлять контролирующие, надзорные органы об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Напомним, что с 1 января 2017 года действуют изменения, внесенные в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которыми установлены порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

В частности, контролирующие, надзорные органы в ряде случаев обязаны объявлять юрлицам и ИП предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережение объявляется только в случае, если юрлицо и ИП ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

Общий порядок объявления предостережений закреплен в статье 8.2 Федерального закона 294-ФЗ, а постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. № 166 утверждены Правила составления и направления предостережения, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения.

Установлено, что в предостережении контролирующий или надзорный орган среди прочего предложит в течение определенного срока, который составит не менее 60 дней, уведомить об исполнении предостережения. Если оно направлено организации и у нее нет возражений, то ей потребуется указать в уведомлении следующие данные: наименование юрлица; ИНН; дата и номер предостережения, направленного в адрес компании; меры, которые она приняла, чтобы обеспечить соблюдение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Компания сможет направить уведомление в органы госконтроля (надзора), муниципального контроля не только по почте, но и в электронном виде. В последнем случае лицо, уполномоченное действовать от имени компании, должно заверить его квалифицированной электронной подписью. Направить такой документ можно будет, например, на указанный в предостережении адрес электронной почты контролирующего органа.

Компания может и не согласиться с выводами контролирующего или надзорного органа о том, что ее действия или бездействие приводят либо могут привести к нарушению требований. В таком случае организация должна свою позицию обосновать в возражении. Его можно будет направить контролирующему органу так же, как и уведомление. Эти органы должны будут дать ответ в течение 20 рабочих дней с даты получения возражения.

Обязанность осужденных к лишению свободы осуществлять трудовую деятельность

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Уголовно – исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ), каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду, с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. В соответствии с п.16 главы 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 осужденные обязаны, в том числе, выполнять требования законов и настоящих правил, добросовестно относиться к труду и учебе.В соответствии со ст. 116 УИК РФ отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин является злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания.

Согласно ч. 4 ст. 99 УИК РФ осужденные, получающие зарплату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах.

Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Новый вид наказания в уголовном праве, применяемый с 01.01.2017

С 01.01.2017 введен новый вид уголовного наказания - принудительные работы.

Согласно ст. 53.1 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, и назначаются на срок от 2 месяцев до 5 лет.

Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20%.

Данный вид наказаний не назначается несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами I или II группы, беременным женщинам, а также женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, или достигшим возраста 55 лет, мужчинам, достигшим возраста 60 лет, а также военнослужащим.

Лица, осужденные к принудительным работам, отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены.

Правительством РФ предприняты меры к борьбе с незаконным производством, ввозом и оборотом лекарств

Согласно постановлению Правительства РФ от 24.01.2017 № 62 «О проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения», рад лекарств в рамках проводимого эксперимента с 01.02.2017 по 31.12.2017 будут маркироваться контрольными (идентификационными) знаками.

Цели внедрения маркировки - борьба с незаконным производством, ввозом и оборотом лекарств, противодействие недобросовестной конкуренции, а также стандартизация и унификация процедур учета поставок и распределения лекарств, в том числе закупаемых для государственных нужд.

Эксперимент проводится, чтобы определить эффективность и результативность разрабатываемой системы контроля за движением лекарств от производителя (импортера) до конечного потребителя, подготовить необходимые изменения в законодательство, выяснить технические возможности информационной системы и необходимость ее дальнейшего развития.

Производители маркируют лекарства контрольными (идентификационными) знаками с использованием двухмерного штрихового кода. При этом не вносятся изменения в регистрационное досье на препарат.

Эксперимент проводится на добровольной основе на основании заявок субъектов обращения лекарственных средств. Приоритетными для участия в эксперименте являются лекарственные препараты, предназначенные для обеспечения лиц по программе «7 нозологий» (страдающих гемофилией, гипофизарным нанизмом, рассеянным склерозом, муковисцидозом, болезнью Гоше, хроническим миелолейкозом, после трансплантации органов и тканей).

С 2018 году планируется распространить указанную практику на жизненно необходимые препараты.

Обеспечивают проведение эксперимента Минздрав России, Минфин России, Минпромторг России, Росздравнадзор и ФНС России. Они должны до 01.02.2018 ценить результаты эксперимента и представить соответствующий доклад в Правительство РФ.

Порядок организованной перевозки групп детей

Действующим законодательством предусмотрены особые требования к осуществлению организованных перевозок групп детей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177 утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами (далее – Правила).

Указанные правила распространяются на перевозку группы детей численностью 8 и более человек в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, и которая осуществляется без их законных представителей, за исключением случая, когда законные представители являются назначенными сопровождающими или назначенным медицинским работником (п. 1.2 ПДД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090).

В зависимости от численности детей и количества автобусов, с использованием которых непосредственно будет осуществляться перевозка несовершеннолетних, законодательством установлены различные требования.

Так, в случае, если перевозка групп детей осуществляется одним или двумя автобусами уполномоченным представителем организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователем или фрахтовщиком (по взаимной договоренности) обеспечивается направление в подразделение Госавтоинспекции уведомления об осуществлении перевозки.

Если перевозка осуществляется в количестве автобусов не менее 3, то в территориальное подразделение Госавтоинспекции уполномоченными лицами направляется заявка на сопровождение автомобилями подразделения Госавтоинспекции транспортных колонн.

Документы, необходимые для организованной перевозки групп детей, порядок направления уведомления предусмотрены Правилами, сроки подачи заявки на сопровождение и порядок ее рассмотрения регламентированы Инструкцией по осуществлению сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции, утвержденной приказом МВД России от 31.08.2007 № 767.

Частями 4 - 6 ст. 12.23 КоАП РФ, введенных Федеральным законом от 01.05.2016 № 138-ФЗ, установлена административная ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами.

Максимальный размер штрафа для юридически лиц достигает 200 тыс. руб., для должностных лиц – 50 тыс. руб., для водителей – 5 тыс. руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.


18.03.2017 в законную силу вступил Федеральный закон от 07.03.2017 № 27-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Так, статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора, а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

В случае, если проверяемый орган (организация) в течение вышеуказанного срока не может предоставить необходимую информацию, он обязан уведомить прокурора в письменной форме с изложением объективных причин невозможности ее предоставления.

После чего прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.

Кроме того, указанным законом предусмотрено, что при наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора.

Прокурор не вправе требовать у органа (организации):

информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;

информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее - официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением случаев, установленных законом.

Однако, проверяемый орган (организация) обязан представить вышеуказанную информацию, документы и материалы или их копии при получении требования прокурора, связанного:

с необходимостью проведения исследования, испытания, специальной экспертизы для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проводимой проверки;

с наличием угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, с наличием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Усилена ответственность за несоблюдение требований законодательства при строительстве и содержании дорог

Федеральным законом от 07.03.2017 № 26-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, вступившие в силу 18.03.2017.

Увеличен размер штрафа по ст.12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) для должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

Ранее размер штрафа по указанной статье составлял для должностных лиц от двух до трех тысяч рублей, для юридических лиц – триста тысяч рублей.

С 18.03.2017 размер штрафа по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ составляет для должностных лиц от двадцати по тридцати тысяч рублей, для юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Также указанным законом введена часть 2 статьи 12.34 КоАП РФ, предусматривающая повышенную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Размер штрафа по ч.2 ст. 12.34 КоАП РФ составляет для должностных лиц от пятидесяти до ста тысяч рублей, для юридических лиц – - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

При этом под причинением легкого вреда здоровью понимается кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Под причинением средней тяжести вреда здоровью понимается понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Внесены изменения в Лесной кодекс РФ и закон об охоте

С 01.01.2017 вступили в силу изменения в статью 36 Лесного кодекса РФ и статью 25 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенные Федеральным законом от 23.06.2016 №206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства».

В соответствии с внесенными изменениями, использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков.

Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.

В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.

На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, являющихся временными постройками, в том числе ограждений.

Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Ранее использование лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства допускалось только на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По данным Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области, по состоянию на 1 марта 2017 года на территории области заключено и действует 108 охотхозяйственных соглашений, на общую площадь 4 649,732 тыс. га, что составляет 71% от общей площади закрепленных охотничьих угодий.
Автор:Прокуратура Первомайского района Тамбовской области. Фото pixabay