Лента новостей
Общество16 мая 2017, 19:26

"Поминальная молитва" - взгляд зрителя и режиссера на спектакль в рамках Рыбаковского фестиваля в Тамбове

Анатолий Бейрак, главный режиссёр Калужского областного драматического театра, режиссёр спектакля «Поминальная молитва»:

– Калужский театр уже не первый раз на Рыбаковском фестивале. Была у нас и победа, и я привозил сюда спектакль, поскольку 14 лет служил режиссёром в Ярославском театре.

Спектакль «Поминальная молитва» был поставлен год назад. Он удачно сложился в театре, стал лауреатом двух фестивалей. Получил хорошие отзывы от критиков. Это очень актёрский спектакль. И задумывался он так – чтобы актёры свободно и интересно существовали в нём и получали удовольствие.

Среди многих ролей здесь есть две роли, я бы сказал – мирового репертуара. А это ценно в драматургии, уважительно к автору, и театр с удовольствием обращается к такому материалу. Это роль молочника Тевье, которую исполняет Сергей Лунин и роль Голды (Надежда Ефремова).

Рыбаковский – актёрский фестиваль. Поэтому мы почли за честь принять в нём участие, тем более, что у нас представлен номинант – Сергей Лунин на премию «Актёр России».

Я не люблю смотреть свои спектакли. Это мучительно. Хочется всё это остановить и сказать: «Люди, уйдите отсюда, дайте мне это всё переделать». Всё дело в том, что спектакль – это не самодеятельность, это жёсткий, застолблённый, забитый гвоздями механизм по созданию определённого художественного ощущения у зрителя. Вне зависимости от моей воли.

Выбор материала, пьесы для театра – это сложный вопрос, сложный выбор. Нужно увязать свою собственную творческую судьбу, самих актёров, людей за окном – их художественных запросы. Нужно найти это золотую середину. Думается, в «Поминальной молитве» она найдена.

Елена Луканкина, корреспондент газеты "Притамбовье", поэт, театрал

Спектакль «Поминальная молитва» по пьесе Горина Калужского областного драматического театра (режиссёр-постановщик – Анатолий Бейрак) начался ещё задолго до самого действа – с «живых» декораций. Они уже задавали тон тому, что вот-вот начнётся. Маленькая деревня, церквушка, большое старое дерево, луна… Глядя на всё это, сразу создавалось ощущение предстоящего путешествия… в прошлое.

Сюжет пьесы прост: у бедного молочника (в исполнении Заслуженного артиста РФ Сергея Лунина – номинанта на премию «Актёр России») – пять дочерей. Первая вышла замуж не по расчёту, а по любви – за бедного и доброго портного. Вторая следом уехала за женихом-революционером в Сибирь. Третья крестилась и вышла замуж за русского. И всё это против воли отца.

Параллельно зрители погружались в незатейливый быт деревеньки Анатовки, где все вместе живут русские, евреи, украинцы. И всё это на фоне Первой русской революции, погромов, жёсткой политики царского правительства по отношению к евреям.

Здесь, в этой деревне, идут другие часы времени. Они идут неспешно, со своими остановками, традициями. Русские чтят святое Воскресенье, евреи – святую Субботу. И как верно замечает молочник Тевье – «Бог-то один, а пути к нему ведут разные».

«Поминальная молитва» – тот случай, когда смех сквозь слёзы не отпускает на протяжении всех трёх часов. Еврейский юмор и глубина трагизма происходящего удивительным образом переплетаются в этой трагикомедии.

Ветер перемен из больших городов приходит в Анатовку, и привычный уклад жизни всех её жильцов нарушается. Еврейской общине по распоряжению царского правительства нужно покинуть деревню и отправиться неведомо куда. К тому же, из жизни уходит любимая жена Голда, открывая путь для другой жизни. Пронзительный монолог перед своей смертью и рождением внучки в блестящем перевоплощении актрисы Надежды Ефремовой буквально хватает за горло.

Во время всего спектакля, наверное, только ленивый зритель не задался вопросом – кто же эти «мы» и «они»? Как остро звучит он и по сей день. А происходящие на Украине события и того ярче подчёркивают актуальность того, что разворачивалось на сцене – когда братья (в широком смысле слова) оказываются по разные стороны баррикад.

…Так ли сильно отличаемся мы друг от друга, есть ли смысл в том, чтобы делить нас по тому или иному признаку? Национальному или религиозному? Да по какому угодно! И по кому же, в конце концов, звучит эта поминальная молитва? Будет ли расти вековое дерево, которое посадил прадед Тевье в его родной деревне? Вопросы остаются открытыми…
Автор:Елена ЛУКАНКИНА Фото Александра УСТИНОВА