Рождённый летать хромать не должен: Мичуринские эковолонтёры уже более 10 лет выхаживают крылатых хищников-краснокнижников
Центр охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты «Русский сокол» расположен на живописном берегу реки Лесной Воронеж. Здесь занимаются лечением и реабилитацией хищных птиц Тамбовской области, травмировавшихся в условиях дикой и опасной воли. Здесь знают о птицах всё и готовы поделиться этими знаниями и с вами.
Пушистые крупные совы с распахнутым взглядом круглых запоминающихся глаз, вопреки распространённым стереотипам, отлично видят в светлое время суток и предпочли бы выходить на охоту днём, нежели ночью. Однако бедняжки, будучи хищниками, отлично понимали, что и сами могут стать добычей более крупных и свирепых «коллег», поэтому в ходе эволюции выбрали собственную стратегию – жить ночной жизнью, когда большинству других птиц это неудобно. Зрение у сов заострилось, крылья стали бесшумными за счёт того, что каждое перо покрылось смягчающим пушком – мыши перестали видеть и слышать их, а вот они мышей – не перестали. Ещё совы приобрели уникальное качество – они смотрят не только на то, что находится у них «под носом», но и умеют поворачивать голову на 270 градусов!
Видео: Маленький подопечный центра охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты на этапе лечения сломанного крыла.
А чёрного ворона, традиционного символа смерти в фольклоре, уместнее было бы прозвать символом интеллекта. Это самая умная птица! Интеллект чёрного ворона сравним с интеллектом пятилетнего ребёнка. Почему птица кружила над героями народных сказок и песен? Потому что высчитывала расстояние от человека до ближайшего населённого пункта и делала вывод: доберётся ли путник до пункта спасения или увы? Если появлялась надежда на спасение, ворон улетал.

Сокол же, в свою очередь, среди плеяды хищных птиц славился «подкаблучником», а точнее подклобучником. Небольшая шапочка, которую надевали во время соколиной охоты на голову птицы для того, чтобы та ничего не видела и слушала только хозяина, называлась клобучком. Вскоре подклобучниками стали называть людей, которые подчинялись чужой воле. У понятия не было рода: обозвать могли и подклобучника, и подклобучницу. Здесь и берёт свои корни известная современная метафора.
Слёт сокольников, Мичуринский район 2022 год. / Фото: предоставлено сотрудником центра охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты Яной Гальцовой.
Совы, соколы, коршуны, вороны, ястребы, канюки, неясыти, вальдшнепы и другие птицы с мудрым эволюционным процессом за плечами, и каждый – со своей личной историей попадания в мичуринский реабилитационный центр – все они сегодня являются подопечными центра охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты, расположенного на берегу Лесного Воронежа.
Сотрудники центра охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты вместе с участниками подростковых и молодёжных игр «Богатырское братство: место силы». Фото: Диана Яшина.
О ЦЕНТРЕ
Центр охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты «Русский сокол как организация появился чуть больше года назад, а само волонтёрское движение осуществляет свою деятельность уже более 10 лет. Работают в нескольких направлениях.

Первое направление – научное. Бессменные сотрудники центра Владимир Ламонов и Яна Гальцова каждый год мониторят состояние популяций хищных птиц-краснокнижников на территории Тамбовской области. Работа заключается в следующем: осенью необходимо пройти лесные массивы, найти гнёзда хищников, описать их и поставить геометки, чтобы в следующий сезон снова их обнаружить. В следующий, весенний, сезон пронаблюдать заселённость этих гнёзд, а в летний – выявить, сколько птенцов вывелось в гнезде. Летом просматривают птичьи жилища с помощью камер, которые поднимают на уровень гнезда, чтобы личным вмешательством не напугать птицу. Если количество птенцов ниже нормы или же их нет совсем, специалисты приступают к выявлению причин. Самая частая из них – нарушение регламентов ведения сельского хозяйства, которое приводит к отравлению фауны. В ближайшие районы к Мичуринску выезжают одним днём, а в дальние – уезжают на сутки. Ставят палатки и ночуют в лесу. Волонтёров из числа студентов или просто увлекающихся орнитологией мичуринцев всегда много, но как отмечает директор центра Владимир Ламонов, их участие не постоянно, и вся основная работа ложится на плечи главных сотрудников.
Видео: Подопечные центра охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты в собственном вольере.
Совместно с орнитологами МичГАУ и самостоятельно они пишут научные статьи и проводят исследования. Когда очередной пострадавший совёнок или ястреб попадает в центр, он становится претендентом не только на высококлассное лечение, для которого есть все условия и современное оборудование, но и объектом для исследования. Специалисты изучают организм птицы, процесс реабилитации, регенерации тканей, изменение модели поведения. Владимир Ламонов отмечает, что птицу сразу после выздоровления отпускать на волю нельзя. За время лечения и тесного контакта с человеком она привыкает к расслабленному образу жизни: не приходится добывать еду, защищена от других особей, теряет мышечный тонус. Поэтому перед выпуском птица проходит реабилитацию – в специальных вольерах отвыкает от постоянного присутствия человека, дичает, восстанавливает охотничьи инстинкты.

Восстанавливать после тяжёлых травм и болезней хищных птичьих особей, а потом возвращать их в дикую природу – вторая основная задача центра.
За год через руки специалистов проходят около 50 особей порядка 15 видов хищных птиц. Многие из них занесены в Красные книги регионального и федерального значений.
Фото: из архива центра охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты.
Наиболее травматичными сезонами для «птичьего народа» являются весна и осень, когда начинается перелётный период. Птицы ухитряются попадать в самые разные форс-мажоры: бьются о лобовое стекло автомобиля на скорости и получают черепно-мозговую травму, получают удары током от соприкосновения с линиями электропередачи, ломают крылья и лапы, птенцы выпадают из гнёзд. Многие особи получают травмы во время охотничьих сезонов. Однажды специалистам принесли сову, которая сильно испачкалась в гудроне.
Для лечения в центре есть всё необходимое оборудование: рентген-аппарат, аппарат УЗИ, различные медикаментозные средства. У птиц даже берут анализы. К вопросу питания тоже подходят основательно: закупают мясо птицы и грызунов, богатое полезными микроэлементами.
Проблема только одна – никто не спонсирует центр, всё необходимое приобретается на средства самих сотрудников, волонтёров и местных энтузиастов. Всячески помогает Мичуринский аграрный госуниверситет. При этом спрос на работу центра – огромный. Осенью и весной мичуринцы каждый день несут новых пострадавших. Однажды за один день в птичий «госпиталь» поступили сразу четыре канюка. Приносят птиц и обычных, не хищных, видов. Владимир Ламонов признаётся, что чаще приходится отказывать в лечении таким особям.
- Трудно объяснить это людям, потому что они видят в этом определённую жестокость. Но, если рассудить, на лечение грача и сокола-сапсана, например, будет затрачено одинаковое количество средств и ресурсов. Но тратить ресурсы на спасение вымирающего вида правильнее, чем тратить их на один из самых массовых видов птицы. У сокола-сапсана статус охраны тот же, что и у амурского тигра. Его ценность для дикой природы нельзя сравнить с ценностью грача, хотя, безусловно, всем им хочется помочь, – рассказывает Владимир, а на подоконнике в клетке чирикает снегирь, тот самый, которого всё-таки решили пожалеть и «подняли на ноги», а точнее на маленькие тонкие лапки.

Владимир Ламонов
Директор центра
Не все птицы после лечения и реабилитации могут и дальше продолжать жить на свободе. Некоторые травмы делают их уязвимыми навсегда, и выпустить такую птицу на волю означает выпустить её навстречу скорой гибели. Поэтому таких птиц центр «прописывает» у себя на постоянное место жительства. Некоторых впоследствии забирают к себе домой волонтёры и другие орнитологи. Таким образом, в вольерах центра всегда кто-то живёт: те, кто в данный момент находятся на лечении, те, кого уже нельзя выпускать на волю и те, кого закупили в специальных питомниках. Последние – это социализированные, приученные к человеку особи, которых используют в культурных и экопросветительских программах. Например, при реконструкции соколиной охоты этих птиц запускают в свободный полёт, чтобы продемонстрировать, как летают те или иные хищники.
Сегодня в центре живут 4 особи из питомника и 7 травмированных особей. Среди них ястреб-тетеревятник, длиннохвостая неясыть, ворон, осоед, канюк, филин, сокол-балобан, императорский орёл и другие. У многих постояльцев есть собственные имена. Например, чёрного ворона зовут Котиком.
Видео: Чёрный ворон, подопечный центра охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты в собственном вольере.
- У воронов своеобразный «менталитет» – они довольно часто проявляют агрессию. А этот настолько ручной, что дали ему такое доброе имя.

Владимир Ламонов
Директор центра
Почти все птицы в вольерах привязаны за лапки к специальной присаде своего жилища. Это сделали для сохранения их же собственного здоровья. Птица не воспринимает рабицу как преграду и будет постоянно биться о неё клювом, если дать ей такую возможность. А поводок не даёт ей дотянуться до ограждения. Императорский орёл, проживающий в просторном угловом вольере центра, часто путает свой поводок с веточками – пытается схватить его и поднять. Однажды даже намеревался построить из него гнездо.
Императорский орёл в вольере центра охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты. / Фото: Диана Яшина.
Длиннохвостая неясыть очень любит директора центра: внимательно наблюдает за его передвижениями, пытается прикусить руку. Как говорит специалист, так она показывает, что хочет пообщаться с человеком. Из вольера её пока не достают, и в экскурсиях не участвует – лишний раз тревожить нельзя, потому что она проходит период лечения.
Видео: Подопечный центра охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты на этапе лечения.
- Раньше я занимался певчими птицами. Как-то раз поставил клетку с зябликом на балкон, а на него поохотиться прилетел дикий ястреб-перепелятник. Ему было тяжело поймать свободную птицу – серьёзная травма клюва. Он просунул лапу через клетку, схватил зяблика, а вытащить лапу уже не смог. Тут мне удалось его поймать, я обнаружил травму и решил его вылечить. Начал искать профильную литературу. Тогда я ещё ничего не знал про хищных птиц: как их лечить, как содержать, как кормить. С этого всё и началось.

Владимир Ламонов
Директор центра
Теперь Владимир знает о крылатых хищниках всё. И охотно делится этими знаниями. Центр охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты своей важной миссией считает экопросвещение земляков. Сотрудники центра готовят культурные экопросветительские программы с историческим экскурсом для разных возрастных категорий: воспитанников детских садов, школьников и взрослого населения. При этом стараются максимально использовать интерактив, полуигровые формы.
Просветительское занятие для воспитанников детского сада. / Фото: из личного архива сотрудника центра охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты Яны Гальцовой.
- Мы много работаем над тем, чтобы сделать программы интересными для всех возрастов, потому что понимаем, что сухие факты из экологии не заинтересуют и не запомнятся. Очевидно, что просвещать людей в области экологии и природопользования необходимо. Лечить, спасать птиц – это хорошо, но гораздо эффективнее заранее нести знания в массы, чем бороться с масштабными последствиями их отсутствия у людей.

Владимир Ламонов
Директор центра
Одним из ярких мероприятий, которые проводит центр сегодня, является экскурсионная программа с элементами реконструкции соколиной охоты времён правления царя Алексея Михайловича Романова. В 2010 году ЮНЕСКО внесла соколиную охоту в перечень объектов нематериального культурного наследия человечества. На экскурсии по Соколиному двору можно увидеть точные копии костюмов сокольников 17 века, пострелять из настоящего лука, узнать о традициях птичьей охоты. Посмотреть на свободный полёт сокола в небе, узнать, почему именно так летает эта птица, рассмотреть под микроскопом птичье перо.
Реконструкция соколиной охоты. / Фото: из личного архива директора центра охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты Владимира Ламонова.
Видео: Подопечный центра охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты на прогулке.
С 1 апреля центр начинает реализовывать проект при поддержке Фонда президентских грантов – «Дом под крылом». В рамках проекта изготовят искусственные гнёзда для хищных птиц и разместят на деревьях в лесных массивах всей Тамбовской области. Также в рамках этого проекта в центре стартуют углубленные образовательно-экскурсионные программы «Птицы и люди», которые специалисты учреждения специально разработали для школьников и воспитанников детских садов.
А в последних числах апреля на базе агробиостанции МичГАУ, на которой и располагается центр охраны хищных птиц, пройдут подростковые и молодёжные игры «Богатырское братство: место силы» (12+). Участники освоят стрельбу из лука, технику мечевого боя, устроят бой мешками и познакомятся с другими видами старинных народных забав. Развлекательная программа будет интегрирована в экопросветительскую экскурсионную программу центра охраны хищных птиц.
Узнать подробно о работе центра, записаться на экскурсионно-образовательные программы, оказать финансовую поддержку организации или вступить в отряд её волонтёров можно, обратившись к руководителям через официальный паблик центра охраны хищных птиц и возрождения соколиной охоты в социальной сети ВКонтакте.
Автор: Диана Яшина.

РИА «ТОП68», 2023
392000, г.Тамбов, Моршанское шоссе, д.14а