Лента новостей
Статья14 сентября 2016, 11:30

Не честь иметь талант, ведь он - от Бога

Не честь - иметь талант,
Ведь он - от Бога,
Не верь хвалам лукавым
потому,
Что если сердце злое
(хоть немного),
То грош цена таланту твоему.

Эти стихотворные строки принадлежат перу священнослужителя. Бывший клирик Христорождественского собора г.Уварово, а ныне настоятель Святоникольского храма с.Сукмановка Жердевского района сегодня в гостях у "Уваровской жизни".

Мы встретились в здании Уваровской епархии. С самого начала нашего разговора стало понятно: передо мной не просто сочинитель, обладающий всего лишь способностью подбирать рифму. Я вижу поэта - грамотного, прекрасно осознающего свой долг и свою… ничтожность. Да, ничтожность. Не удивляйтесь. Немного терпения, и вы, дорогие читатели, поймёте, что кроется за этим словом. А пока - всё по порядку…
15 лет - тот самый возраст, когда многие подростки пробуют себя в искусстве стихосложения. Владимир не был исключением и тоже писал - о любви, о природе. Любимым поэтом был Александр Блок - томик его стихов юноше подарили на день рождения. Книга поразила: настолько её содержимое было созвучно душе мальчика, его мировоззрению. Володя признавал великими поэтами многих классиков, но Блок был ему ближе всех по духу. Его он назвал своим учителем в деле стихосложения. И учителем строгим, не позволяющим лениться и призывающим к постоянному самосовершенствованию.
Юный поэт старательно изучал ямбы и хореи, запоем читал публицистику, особенно переписку Александра Блока и Андрея Белого. Два этих стихотворца стали добровольными критиками друг друга, в их письмах обсуждались созданные ими произведения. Владимиру не давала покоя мысль, что до настоящего поэта ему ещё расти и расти. Сегодня он вспоминает:
- То, что я писал, стихами назвать нельзя. Вспомним слова Евтушенко: "Поэт в России - больше, чем поэт". А строки Есенина: "Стишок писнуть, пожалуй, каждый может - о девушках, о звёздах, о луне... Но мне другое чувство сердце гложет. Другие думы давят череп мне". Не то чтобы я всё это отчётливо понимал в дни юности, но чувствовал: настоящий поэт - это всегда гражданин, его волнуют не только собственные переживания, но и переживания своего народа, судьба Родины. А в моих "стихах" было мало опыта, зрелости, много подражания.

Армия заставила на время забыть о поэзии. Когда говорят пушки, музы молчат… Потом служба по контракту: в общей сложности Владимир отдал Вооружённым силам 14 лет. К тому же жена, маленькие дети - не до стихов.
Наступил момент, когда Владимир Крючков принял решение поступать в духовную семинарию:
- Жажда найти смысл жизни мне была присуща с детства. Впрочем, в юности у многих возникают вопросы, подобные тем, что интересовали меня. Потом кто-то отбрасывает их, забывает, а мою душу они терзали много лет. Я много читал. Хотел докопаться до истины: откуда взялась наша страна, с чего началось православие, почему такой извилистый, тяжкий и даже трагический путь у России?.. Перестройка внесла свою лепту: вопросов стало ещё больше и… я пришёл к священнику. Первая беседа с ним, первая исповедь. Многое запало в душу, но ответов на фундаментальные вопросы я тогда не нашёл. Искал их в библиотеках, в книгах - философских, научных, религиозных. Искал и понимал, мне необходим духовный наставник, чтобы во всём разобраться. Учителей нашёл в лице священников - преподавателей семинарии, добрых братьев-друзей. В то время снова пришли стихи. Но стихи иные, чем прежде: в них появился духовный стержень. Я чётко осознал: высшая поэзия рождается в Церкви.

У меня много вопросов творческого плана. Во-первых: почему стихи, а не проза? Отец Владимир пожимает плечами:
- Господь не спрашивает, какой дар послать человеку. А если говорить про различия… Стихи более эмоциональны, более краткие и чёткие. Бывает, что самодеятельные поэты пишут стихи в полсотни строф. Это не правильно, это утомляет читателя. Настоящий стих, как хорошая дипломная работа. Сначала введение, потом раскрытие темы - главной мысли, и заключение - вывод. Всё это требуется вместить в три-четыре строфы. А когда 50 строф - это означает одно: бьётся человеческая мысль в голове, как птица в клетке, что не может найти выхода. Не получается у поэта выразить эту мысль.
Второй мой вопрос (конечно же!) про вдохновение, которое помогает человеку творить. Что это такое? Отец Владимир высказывает свою точку зрения:
- Есть поэты, которые считают, что свои стихи они пишут сами. Ошибаются. Вдохновение - доказательство того, что сам по себе человек творить не может. Не задумывались над тем, почему художники некоторые свои картины пишут годами? Разве это их прихоть? Нет. Кистью, которую держит рука художника, водит сам Господь. И только он определяет, когда послать человеку вдохновение - открыть своеобразный портал. Именно через него поступает к людям информация. Нужно только принять её, записать, расшифровать. И не нужно преувеличивать собственную значимость. Поэт - это всего лишь ретранслятор, передатчик. Закрылся портал, нет вдохновения - и ничего он написать уже не сможет.
Порой вдохновение посещает творческих людей в самые неподходящие моменты. Мой собеседник вспоминает:
- Стихотворение "Мой Тамбов" написано на клиросе, когда мы пели во время Всенощного бдения. В перерывах я торопливо записывал пришедшие в голову строчки в блокнот. А вообще бывает по-всякому. Стихи "приходят" ночью. Или в транспорте: у меня много "автомобильных" и "поездных" стихов.

Теперь о самом главном. О том, какими должны быть настоящие стихи. Не по размеру (об этом мы уже писали) и даже не по грамотности. Речь пойдёт о содержании. Когда готовился к выпуску очередной сборник стихов уваровских поэтов, то его редакторы, в число которых входил и отец Владимир, приняли решение: безвкусицу отбрасывать нещадно. Ведь эти стихи будут воспитывать наших детей, и стоит задуматься, чему они их научат? Герой этой статьи твёрдо уверен: на плечах поэта лежит большая ответственность: и перед Богом, и перед обществом:

- К дару Божьему нужно относиться бережно, осторожно, с благоговением. Допустим, дан человеку прекрасный голос. Он может петь в митрополичьем хоре, а может петь в кабаке - матерные песни. Но последнее уже не будет искусством. В искусстве любого рода должна быть духовная, нравственная составляющая: пошлость и безнравственность неприемлемы. Впрочем, как и в образовании. На здании МГУ есть надпись: "Свет Христов просвещает всех"… Об этом нужно помнить.
Автор:Олеся Харламова