Сабантуй, Хрол, Песах. Как в Тамбовской области представители разных национальностей и религий чтут традиции

04 ноября 2018, 12:07 3058
public://article-images/2018/11/03/news-nid94689-126210.jpg
Фото: Ирина Кузнецова

В Тамбовской области, как и во всех регионах России, вместе живут представители разных национальностей и вероисповеданий. Кто-то решает жить полностью светской и независимой от традиций жизнью, кто-то чтит заветы и верования предков. Так все вместе мы составляем разное, многоликое, но при этом единое общество, в котором есть место каждому.

 

Уваровские татары

Есть в Уваровском районе мусульманский островок – село Энгуразово, где живут татары.

 

Фото: Ирина Кузнецова

Здесь есть своя школа и даже мечеть.

 

Фото: Ирина Кузнецова

Жители села, так же, как и остальные уваровцы, работают и отдыхают в праздники. Одним словом, всё, как и в других сёлах. Однако есть и особенности. Это традиции, которые татары хранят и передают из поколения в поколение. Так, например, Энгуразовская школа - единственная в районе, где наряду с русским, английский и немецким языками изучают ещё и татарский.

- У нас дети одинаково хорошо разговаривают на русском и на татарском языке, - говорит заведующая Энгуразовским филиалом Алия Халекова. – Их с малых лет учат родители знать свой родной язык и тот, где они живут. У нас создана музейная комната, чтобы учитель мог детям наглядно показывать предметы национальной одежды и быта наших предков.

 

Фото: Ирина Кузнецова

У татар есть свои национальные и религиозные праздники, которые жители села Энгуразово отмечают ежегодно. Самые известные - Курбан-байрам и Ураза байрам. Руководство района разрешает энгуразовцам делать эти дни выходными.

 

Фото: Ирина Кузнецова

- Татары живут на территории России давно. Они уже обрусевшие, хотя и чтут свои традиции, соблюдают религиозные праздники, - говорит глава Уваровского района Александр Бочаров. - Но они живут и жизнью района и всей Тамбовской области, принимают участие во всех районных праздниках. По сути это такой маленький пример межнационального мира и межконфессионального согласия. Люди понимают, что основа жизни — это дружба и взаимовыручка. Здесь почитают старших и чтут гостеприимство.

Жители села Энгуразово чтят не только свои традиции, но и того государства, в котором живут. Если раньше татары брали в жён исключительно девушек своей национальности и веры, то в последнее время нередки случаи смешанных браков - татары выходят замуж и женятся на русских.

 

Фото: Ирина Кузнецова

- Да, так случилось, что сейчас этим уже никого не удивишь. И мы не можем говорить, что эта девушка или этот парень чужой. Нет. Если русские, например, попадают в нашу семью, то они для нас становятся родными, – говорит имам-хатыб села Энгуразово Рустам Курамшин. - Мы живём среди русских очень дружно. Наше село – это одна большая семья и нашей семье хорошо от того, что нас окружают такие добрые и понимающие люди.

 

Фото: Ирина Кузнецова

Между собой татары общаются на родном языке, но с другими разговаривают на русском. На праздники они одевают красивые наряды, но в повседневной жизни носят обычную, всем привычную одежду. Есть у татар традиция, которая с годами не утратилась - готовить необычные и невероятно вкусные блюда.

 

Фото: Ирина Кузнецова

Татары – народ гостеприимный. А потому в Энгуразово всегда рады гостям. На национальный татарский праздник Сабантуй, который ежегодно здесь устраивают и, кстати, проходит он с большим размахом, сюда приезжают не только жители Уваровского района, но и всей Тамбовской области. И если кому-то доведется оказаться в селе Энгуразово, того встретят и обязательно накормят перемячами, катламой, пловом.

 

Фото: Ирина Кузнецова

Тамбовская Еврейская община   

Каждую субботу в небольшой комнатке Тамбовской общины на юге города евреи собираются на молитву. Потому что так положено: раз в неделю возобновлять чтение Торы. Суббота для них – праздник. Евреи вообще по-особенному чтят память: к праотцам, к истокам, к традициям. Председатель Тамбовской Еврейской общины Аркадий Фарба говорит, что их народ существуют только благодаря тому, что они свято берегут свои заветы и передают их из поколения в поколение, - и так на протяжении 3,5 тысяч лет. Потому история для евреев – основа основ и та истина, которая вне времени.

- Сейчас мы обновляем стелу на месте захоронения жертв погрома, который произошёл в Тамбове в 1919 году. Это печальная история. Кавалерийский корпус генерала Мамонтова совершал рейд по тылам Красной Армии. Этот маневр одной из частей Добровольческой армии отличался невероятной жестокостью по отношению к евреям. 22 августа казаки ворвались в Тамбов. Раввину был предъявлен ультиматум – собрать у своих единоверцев миллион рублей золотом. Платить было нечем, началась облава на евреев. Раввина привязали к лошади и тащили по земле до села Черняное, где позже закололи штыками, - вспоминает из истории Аркадий Фарба.  

 

Фото: Алексей Бучнев

Но были праведники, которые несмотря ни на что, спасали евреев. Один из таких – Пётр Иванович Успенский, протоиерей Уткинской церкви (находилось строение там, где сейчас Пушкинская библиотека). Именно он, когда несколько еврейских семей спасались бегством от погромщиков, спрятал их в церкви.

- Несколько лет назад на собрании нашей общины решили, что мы должны найти потомков Петра Успенского. Пытаемся собрать материал и отправить его в Иерусалим в институт Яд ва-Шем. Это учреждение занимается темой Холокоста и удостаивает звание «Праведник народов мира» тех, кто спас хотя бы одну еврейскую жизнь. На взгляд нашей общины священник Пётр Успенский должен быть признан Праведником народов мира, - добавляет Фарба.

Еврейская община в Тамбове зародилась более 160 лет назад. История возвращает к тем временам, когда кантонистам по окончанию службы дозволялось по указанию императора выбирать место жительства вне черты оседлости. Вторая волна евреев прибыла сюда в годы Первой мировой войны, когда их массово депортировали с прифронтовой полосы. Именно в 1915 году численность евреев в Тамбовской губернии достигла максимума - восемь тысяч человек. А после Великой Отечественной войны насчитывалось не больше двух тысяч человек. В Тамбове осталась часть эвакуированных, прибыли специалисты организовывать новые предприятия химического машиностроения, приборостроения и других направлений.

 

Фото: Алексей Бучнев

Был ещё в 1990-ые небольшой приток евреев, но всё больше беженцев из бывших советских республик. Аркадий Фарба говорит, что сегодня община не прирастает, а скорее наоборот.

- Нас не становится больше. Точное число не скажу, но наш Благотворительный еврейский центр патронирует около 350 семей, члены которых нуждаются в медицинской помощи и уходу на дому. Также есть и те, кто решил когда-то не указывать свою национальную принадлежность. Думаю, сейчас в Тамбове проживает около одной тысячи евреев. Повторюсь, далеко не все приходят в общину. Но это их право…, - говорит председатель Тамбовской Еврейской общины.

Как бы то ни было, в нашей многоликой стране евреи живут в хороших отношениях с представителями других конфессий. Уважают обычаи, изучают культуру и менталитет, сравнивают взгляды.

- Мне по роду профессии довелось проектировать православные и протестантские храмы, мечеть, армянскую церковь. Недавно получил благодарность от Главного раввина России Берла Лазара как автору самой северной в России синагоги в Архангельске, её назвали «Звезда Севера». Мне интересно заниматься культовыми сооружениями. В середине 90-х проектировал храм на улице Шлихтера. Надо было объединить в одном сооружении помещения многих назначений и придать зданию монументальный, величественный вид. Сейчас строится армянская церковь на улице Киквидзе. Архитектура для Тамбова необычная, но традиционная для Кавказа, - рассказывает Аркадий Фарба.
 

Фото: Алексей Бучнев

Среди национальных праздников, главных и особо чтимых, праздник Песах, аналогичный христианской Пасхе. Евреи в этот день проводят много времени со своими детьми, молятся, читают, накрывают стол с традиционными блюдами. В общине есть книги. Как музеи, они хранят тысячелетнюю историю евреев. Написаны на двух языках, в том числе и на русском. Смысл их, конечно, очень глубокий – передать поколениям своих детей, а те потом своим детям, все знания еврейского народа, все традиции. 
   
Общинный центр сегодня ютится в небольшом муниципальном помещении. Но когда-то в Тамбове существовали две синагоги и несколько молитвенных домов. В единственном сохранившемся здании синагоги по улице Ленинградской, 42 до недавнего времени проживало 17 семей. Жильцы были выселены и зданию грозил снос. Тамбовские евреи не допустили уничтожения последнего дома молитвы.

- Судьба его была незавидная. Мы добились того, чтобы здание синагоги признали памятником и включили в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Теперь его снести невозможно. Ищем средства, чтобы восстановить. Когда-то синагога была в самом центре города на улице Дворянская, дом 12 (сейчас Интернациональная). От неё осталась только кирпичная стена. В шутку называем её «стеной плача». Сегодня Тамбовская еврейская община не только существует, но, продолжая традиции своих отцов и дедов, уверенно наращивает свою деятельность. Мы регулярно проводим молитвенные собрания по субботам, изучаем Тору, работает компьютерный класс, библиотека. Большое внимание уделяем благоустройству еврейского кладбища и уходу за могилами. В общинном центре находят поддержку и заботу одинокие, пожилые, инвалиды и малообеспеченные горожане. Здесь всегда рады добрым людям, - подытожил Аркадий Фарба.
 

Фото: Алексей Бучнев

Первомайские духоборы

Около десяти лет в Первомайском районе живут представители религиозной духоборческой общины, приехавшие из Грузии. Первые духоборы, покинувшие свою историческую родину - Россию более полутора веков назад, появились на тамбовской земле в 2007 году. Приехали на разведку, а уже в следующем году для более чем двухсот переселенцев вырос целый микрорайон Новый, что рядом с селом Малый Снежеток Первомайского района.

 

Фото: Анастасия Моисеева

Выходцы из Грузии сельского труда не боятся – кто-то все эти годы работает в садоводческом хозяйстве «Снежеток», кто-то занялся своим делом. Со временем переселенцы «приросли» к первомайской земле – завели семьи с местными девушками и парнями, дети ходят в местные детский сад и школу.

Ни один праздник в Малом Снежетке и Староклёнском не обходится без участия духоборов, отличить которых от коренных сельчан невозможно даже по фамилиям. Здесь живут Чучмаевы, Тихоновы, Толмачевы, Сухоруковы – местному населению фамилии знакомы и привычны. Да и дружат здесь, независимо от религий, целыми семьями.

 

Фото: Анастасия Моисеева

Живя на Тамбовщине, переселенцы из Грузии бережно хранят свои традиции. Наравне с традиционными для тамбовчан праздниками, отмечают и свои. Самый главный, или как его называют в России престольный, праздник того населённого пункта, из которого приехала та или иная семья.

- У нас, выходцев из горного грузинского села Гореловки, расположенного практически на границе с Арменией, это Хрол, – говорит жительница микрорайона Нового Меланья Чучмаева. – Праздник отмечается в конце лета в течение трёх дней. В это время мы стараемся не работать, ходим в гости и накрываем праздничный стол.

 

Фото: Анастасия Моисеева

Супруги Меланья Чучмаева и Амбарцум Курегян – местные фермеры, занимаются овощеводством. На средства областного гранта построили теплицы, в которых выращивают овощи и ягоды. Фермерская продукция на первомайском рынке идёт «на ура».

Вместе с соседями-первомайцами, духоборы отмечаем как светские праздники – Новый год, 23 февраля и 8 Марта, так и православные – Рождество, Крещение, Пасху.

 

Фото: Анастасия Моисеева

Кстати, о религии. В Гореловке у переселенцев был молитвенный дом. На первомайской земле пожилые духоборы собираются в одном из домов, где и совершают молитвы. Но молодёжь постепенно уже отходит от этой традиции.

 

Фото: Анастасия Моисеева

На Тамбовщине, как признаются многие переселенцы из Грузии, всё другое. Но не чужое. А потому им здесь комфортно жить и работать. Да и жители Первомайского района давно считают духоборов своими. Многих даже вопрос: «А сколько сейчас членов духоборческой общины живёт в районе?» ставит в тупик. Для первомайцев микрорайон Новый – не островок, на котором живут представители религиозной общины, а ещё одна точка на географической карте Тамбовщины.

Ирина Кузнецова
Елена Гридчина
Анастасия Моисеева

Читаемое

Наверх