«Я постоянно учусь, у меня нет иллюзий, что я опытный педагог». Выпускник МГУ преподаёт географию в тамбовской глубинке

01 сентября 2019, 14:03 1130
public://article-images/2019/09/01/news-nid105364-153147.jpg
Фото: Ирина Кузнецова, из личного архива А.Родионова

Одним из любимых предметов в школе села Нижний Шибряй Уваровского района с недавних пор стала география. Преподаёт её молодой педагог. Выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова, участник проекта «Учитель для России» Александр Родионов 8 лет прожил в Москве. За это время успел побывать в Индии, Швейцарии, Германии. Но три с половиной года назад он решил вернуться в тамбовскую глубинку, чтобы расширить знания о мире сельским девчонкам и мальчишкам.

 

 

- Когда я пришёл в школу, здесь был старый глобус, где можно было найти Сталинград, Куйбышев. Я попросил и мне купили новый. Были старые карты 1968 года выпуска, сейчас приобрели 5 современных. Мне здесь нравится, я люблю свою работу, – делится учитель.

Любовь к преподаванию в целом и географии в частности у Александра Родионова была всегда. Познать мир через путешествия, увидеть всё своим глазами и поделиться знаниями с другими – это ли не самое интересное в жизни. Но к своей мечте он пришёл не сразу.

 

 

Родился будущий географ в селе Алаторка Уваровского района. Полный сил и энергии юноша развеял все мифы о том, что поступить в МГУ без денег невозможно. Многие знакомые, узнав о намерении Саши учиться в Москве, пытались его отговорить. Некоторые даже смеялись, ведь парень ни разу не занимался с репетитором: «Какой может быть МГУ?».

- Многие одноклассники, которые, на мой взгляд, были гораздо умнее и талантливее меня, не поступили в МГУ, потому что даже не пытались, – рассказывает Александр Родионов. – Я единственный из класса, кто попробовал и поступил. Ничего в этом страшного нет, нужно было сдать три вступительных экзамена, и я их сдал. 

 

 

Правда, факультет географии будущий педагог не рискнул штурмовать. Среди вступительных экзаменов была математика, а этот предмет, по его признанию, он знает плохо. Зато поступил и пять лет проучился на социологическом факультете университета по специальности «Организация работы с молодежью». Затем 3 года учёбы в аспирантуре, писал диссертацию. Занимался социальным сопровождением трудных подростков – ходил с ними на экскурсии, в походы.

- 8 лет я провёл в Москве, но мне там никогда не нравилось. Я изначально знал, что выучусь и вернусь домой, - признаётся педагог.

До возвращения на родину Александр успел побывать в Индии, Швейцарии, Германии, работал волонтёром в Гималаях.

 

 

В Германии, обучаясь в летней академии для специалистов по работе с молодежью, в течение месяца изучал молодёжную политику страны, их опыт работы с подростками. В Индии вместе с испанским другом работал в детском доме для детей-сирот – учили детей английскому, компьютерной грамоте. Одним из самых ярких путешествий была поездка в Швейцарию, где Александр познакомился с опытом ведения сельского хозяйства.

 

 

- Там почти нет крупных холдингов, в основном сельским хозяйством занимаются мелкие фермеры и можно поучиться у них, как грамотно устроить личное подсобное хозяйство. Я там ходил по фермерам, работал вместе с ними. Смотрел местные пасеки, поработал на сыроварне и научился делать сыр, заготавливал сено, просто путешествовал. Даже на велосипеде проехал часть Швейцарии, - делится Александр.

 

 

Этот опыт помог Александру заняться своим личным хозяйством. Вместе с супругой и детьми сажают огород, держат корову, кур. В детстве Александр мечтал заняться пчеловодством, и родители в 7 классе подарили юноше один улей. Сейчас на подворье Родионовых есть своя небольшая пасека, и мёда хватает не только для себя, но и для родных и друзей.

 

 

По возвращении в село Александр не переставал учиться – много читал, обучался заочно. И однажды для себя всё-таки решил, что хочет обучать детей. Стал с нетерпением ждать, когда в школе появится вакансия. Вскоре выпускнику МГУ предложили стать учителем географии.

- Для многих людей университет – это возможность уехать из глубинки в большой город. Я же уезжал, чтобы учиться и самосовершенствоваться. Благодаря университету я познакомился с женой, приобрел много друзей со всего мира, мы до сих пор общаемся, – рассказывает Александр.

 

 

Эти знакомства теперь очень помогают учителю географии Александру Алексеевичу Родионову во время уроков. 

- Я постоянно учусь, у меня нет иллюзий, что я опытный педагог. Каждый раз стараюсь что-то придумывать, чтобы дети хотели изучать географию. Мне хочется экспериментировать – приглашаю интересных людей, общаемся в скайпе. У нас есть оборудование, на экран можно вывести человека, который расскажет о своих путешествиях. Когда мы изучали Антарктиду, я связался со своим университетским другом, он был в экспедиции 5 раз. Он показал фотографии, рассказал об этом материке. Ребята подготовили много вопросов. Я видел, что им было очень интересно, - отмечает педагог.

 

 

Такой нестандартный подход учителя к урокам дети оценили.

- Нам интересно на его уроках. Я ни разу не видела, чтобы кто-то заскучал. Если он вызывает к доске и ученик не готов, он не скажет: «Садись, два!» Он начинает задавать наводящие вопросы или просит показать материки на карте. Всегда найдёт выход из любой ситуации. Самое главное, что он с нами общается на уроках, у нас диалог. Большой плюс, что он сам видел много стран и рассказывает нам о них не по книжкам, а из личного опыта. Особенно любим, когда он связывается со своими знакомым, и они рассказывают о том, где были, что видели, - делится ученица 9 класса Алёна Голова.

 

 

Нестандартно подходит Александр и к наглядным материалам, которые использует в работе. Однажды во время обучения в Калужской области участников программы «Учитель для России» он совместно с детьми должен был подготовить проект. 

- Проект от учителей географии, а нас было двое, – это карта, которую мы сделали с детьми из подручного материала. Просто собирали вокруг школы камушки, иголки, ветки всякие и лепили на большой картон. Потом эта карта долго ещё в школе стояла, её на всех мероприятиях там показывали. Пока она совсем не засохла, - вспоминает учитель географии.

 

 

О проекте «Учитель для России» Родионов узнал случайно по дороге в Москву – от попутчиков, которые оказались участниками этого проекта. Но участвовать в нём решился не сразу, а лишь тогда, когда отработал в сельской школе несколько месяцев. Из двух тысяч заявок конкурсная комиссия отобрала всего сто, среди них и заявка Александра Родионова. В итоге участниками проекта стал не только молодой педагог, но и школа, в которой он работает. Сейчас по этой программе здесь преподают два учителя.

 

 

Участники проекта «Учитель для России» – выпускники престижных вузов страны, специалисты в разных областях науки. Молодые профессионалы проходят многоэтапный отбор и курс профессиональной переподготовки, после чего на протяжении двух лет преподают в сельских школах. На данный момент в программе участвуют 68 школ, Тамбовская область – в лидерах проекта.

- Это очень хорошая программа. Я в университете изучал педагогику, но в школе с детьми никогда не работал. Я понятия не имел, как правильно построить урок. Вспоминал, как мне преподавали в своё время. Участие в программе началось с того, что мы учились в течение 5 недель: к нам приезжали лучшие педагоги, рассказывали, как работать с детьми, и это было безумно интересно. У меня есть методист, который меня курирует. Это учительница географии из Санкт-Петербурга, стаж у неё более 20 лет. Раз в месяц я снимаю видеоурок и отправляю ей. Она смотрит и говорит, что не так, - рассказывает Родионов. 

 

 

В нижнешибряйской школе Александр Алексеевич преподаёт не только географию, но и технологию. Весной здесь провели полную реконструкцию кабинета. Если раньше приходилось работать со старым оборудованием, то теперь здесь настоящая мастерская с новыми станками и инструментами.

- Здесь есть токарный станок по дереву, один из лучших в России, сверлильный и фрезерный станки. Мы с ребятами делаем много интересных вещей из дерева – чашки, ложки, рамки для фотографий, - рассказывает педагог.

 

 

По признаниям учеников, с приходом молодого педагога в сельскую школу жизнь в ней изменилась. Она заиграла новыми красками, которых так не хватает ребятам из глубинки. И это оттого, что полный сил, идей и энергии учитель географии любит свой предмет и тех, кому передаёт знания. Александр не собирается останавливаться на достигнутом. Рядом с детьми он сам продолжает учиться, чтобы раскрашивать этот мир вместе с ними.  

 


 

Ирина Кузнецова

Читаемое

Наверх