Физик или лирик. Победитель регионального этапа гуманитарной олимпиады «Умники и умницы» мечтает поступить на мехмат

19 июня 2019, 13:02 566
public://article-images/2019/06/18/news-nid102983-146382.jpg
Фото: Вера Попова, Марина Кадомская

На красной дорожке – два шага, и нет права на ошибку. На зелёной – четыре, и дважды можно ошибиться. Десятиклассник Отъясского филиала Сосновской школы Михаил Корнаухов выбрал жёлтую – на трёх квадратах возможен один промах. Но он его не допустил. Так Миша оказался в числе победителей финала регионального этапа телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Умники и умницы».

– Вообще-то я больше математикой увлекаюсь. Участвовать в олимпиаде мне предложила наш учитель истории Антонина Григорьевна Нистратова, – рассказывает Миша. – Очень хороший учитель. Я не мог ей отказать. А потом увлёкся темой эссе, которая была предложена на первом этапе сорока участникам: «Что мешало развитию образования в Отъясской волости в крепостное и пореформенное время». У нас были в те времена только четыре церковно-приходские школы, где порой полуграмотные священнослужители учили читать и писать. Не изменилась ситуация, когда открыли две земских. Приезду настоящих учителей мешала темнота и бедность. Они оседали рядом, в купеческом Моршанске, где было развито меценатство.

 

 

Чтобы пройти во второй тур, Михаил со своим учителем перелопатили массу губернских документов, сосредоточенных в тамбовской электронной библиотеке. После очной защиты эссе из сорока претендентов осталось 22. И Миша оказался в их числе.

– Он юноша одарённый, но главное – очень ответственный, – говорит Антонина Нистратова. – На финале я очень волновалась, а Миша был спокоен и сосредоточен. Ещё одно его ценное для успеха качество – умеет владеть эмоциями, в нужный момент отключиться, собраться. Мне кажется, это ещё благодаря серьёзным занятиям спортом в секции самбо и дзюдо. У него первый разряд и многочисленные победы в соревнованиях.

Темой областного финала стала русская культура. Предлагались вопросы на знание литературы и искусства, а также истории и географии. Девять агонистов вышли на дистанции. Восемь девушек и единственный юноша Михаил Корнаухов.

 

 

– Почётный гость – профессор Юрий Вяземский, конечно же, обратил на Мишу внимание, – говорит учитель, – а члены жюри сразу заинтересовались: откуда? Были удивлены, что из сельского филиала.

Первый вопрос Михаил одолел сходу. Без запинок назвал временную последовательность изобретения пишущей машинки, телефона, фотоаппарата, телевизора, компьютера. И заслужил орден. Второй вопрос оказался заковыристым: «Почему в 1913 году попечитель образовательных учреждений Казанской губернии издал указ сменить тёмную школьную форму на светлую?» Правильный ответ: «Тем самым поднимать настроение школяров». Но Михаил дал своё, достаточно логичное пояснение: 

– На маркой одежде грязь виднее, её чаще чистить надо. Таким образом, он привлекал гимназистов к гигиене. Также Макаренко приучал колонистов к чистоте светлыми скатертями на столах. 

 

 

Члену жюри, доценту кафедры истории Державинского университета Владимиру Дьячкову понравился ход мыслей и креативность юноши. В результате – орден. На скамейке теоретиков Михаил тоже зря не просиживал. В итоге он заработал два ордена и одну медаль. Эта победа обеспечила старшекласснику выход в заключительный этап олимпиады «Умники и умницы», который пройдёт в Москве, и реальный шанс поступить в один из самых престижных вузов страны – МГИМО.

Но каково же было удивление всех присутствующих, когда после оглашения результатов игры они услышали скромное заявление Михаила:

– От приглашения, наверное, придётся отказаться. Я не гуманитарий, а чистой воды математик. Давно поставил цель – поступить на механико-математический факультет Петербуржского университета. Упорно к ней шёл. Участвовал, побеждал на математических олимпиадах.

В 13 лет Михаил, как и многие мальчишки, пристрастился к компьютерным играм. Но больше не к «стрелялкам» как таковым, а к их усовершенствованию. Что-то сам додумывал, подправлял, файлы изменял, делал видеоролики, участвовал в видеокурсах.

 

 

В этом году десятиклассник Михаил Корнаухов участвует в новой программе - он уже сдал ЕГЭ по информатике за 11-й класс. 

– Миша с детсадовского возраста такой целеустремлённый, любознательный. В первых классах чуть не плакал, если на уроках не спрашивали. Учиться всегда любил, много сидел над учебниками. Но «ботаном», как говорят подростки, не стал – он у нас открытый, общительный, физически развитый, - говорит мама Михаила Елена Корнаухова, которая, кстати, работает учителем химии.

Впереди у Михаила ещё год учёбы в школе, время, за которое он должен определиться – кто же он больше – лирик или физик. Но какой бы вуз он не выбрал, МГИМО или мехмат университета Петербурга, и кем бы в будущем не стал, главное, что приобрел он сегодня – это бесценные опыт и знания.  
 

Вера Попова

Читаемое

Наверх