/images/ad-victory.jpg

Километры удлинителей и кустарные колонки. Как создавался первый ВИА в Староюрьеве

15 июня 2019, 11:01 849
public://article-images/2019/06/14/news-nid102868-146112.jpg
Фото: из архива Юрия Стребкова

Когда в 60-е годы взошла звезда короля рок-н-ролла Элвиса Пресли, а чуть позже появилась знаменитая ливерпульская группа «Битлз», самые «продвинутые» староюрьевские парни старались походить на своих кумиров: носили такие же причёски, шили пиджаки-битловки, втайне от родителей ушивали брюки, делая их в обтяжку.  

Играть на гитаре было очень модным, поэтому многие ребята бренчали на гитарах, покоряя сердца романтичных девчонок, и неромантичных тоже. И только в середине семидесятых годов при Староюрьевском Доме культуры официально был создан вокально-инструментальный ансамбль с говорящим названием «Наши ребята». В это время на должность директора Дома культуры приняли недавнюю выпускницу культпрсветучилища Зинаиду Звереву. Она поддержала идею создания ВИА, заказала в Тамбове афишу, всегда помогала музыкантам в решении многочисленных проблем.  

 

Афиша выступления «Наших ребят». 1978 год

Руководителем ансамбля стал талантливый музыкант, выпускник культпросветучилища по классу саксофона Юрий Текунов. Он сочинял музыку, был звукорежиссёром, расписывал музыкантам их партии. Музыка стала главным делом всей жизни Юрия, и в то же время он оставался очень скромным человеком. Вместе с другом детства и юности Александром Белёновым, также имеющим профессиональную музыкальную подготовку, они стали костяком коллектива. Юрий играл в основном на соло-гитаре, саксофоне, а Александр – на клавишных.

 

Юрий, 1960 год

Репертуар был обширным: от песен советских композиторов до зарубежных авторов. При любой возможности ребята покупали дефицитные пластинки популярных авторов и исполнителей. 

Вокально-инструментальный ансамбль ездил с выступлениями по сёлам, полевым станам, соседним районам, участвовал в областных и кустовых конкурсах комсомольской, патриотической песни, произведений на вольную тему. По воспоминаниям Зинаиды Леденёвой (Зверевой), работе ребята отдавались полностью:

- С утра полевые станы, вечером танцы, а летом они были четыре раза в неделю. А потом аппаратуру надо убрать, всё закрыть, домой придёшь, а спать уже некогда.

 

"Наши ребята" на танцплощадке в райцентре

Перед новогодними праздниками и открытием летней эстрады часто репетировали по ночам – после последнего киносеанса.

В 1980 году состоялась первая пробная дискотека. Конечно, было интересно, разные модные песни и мелодии (группа «Спейс», например), но с живым исполнением это не сравнишь. Тем более что у ансамбля был свой бессменный конферансье Александр Лежнёв, который прекрасно вёл концертные программы. Его заметили в области и пригласили вести областной праздник эстрады, посвящённый 60-летию ВЛКСМ, в котором участвовало более ста самодеятельных исполнителей. Было сложно, возникали различные форс-мажоры, но он прекрасно справился, за что был награждён грамотой обкома ВЛКСМ. ВИА «Наши ребята» также выступал на этом празднике. 

 

Слева направо: Пожидаев, Стребков, Текунов

Но, как говорится, музыкальный коллектив живёт не только эмоциями. 

Юрий Стребков, который с пятнадцати лет стал полноправным участником ансамбля (сначала на ударной установке с 1980 по 1983 год, а после службы в армии с конца 1985 года – на бас-гитаре) рассказывает:

– Средства на нужды ансамбля выделялись, но их всегда не хватало. Одних удлинителей и переносок требовалось километры, поэтому мы самостоятельно мастерили их из провода, делали кустарные колонки, светомузыку. Всё было на скрутках, изоленте и лежало прямо на сцене. Однажды в конце выступления наш ведущий Александр Лежнёв наступил на такую скрутку, и произошло замыкание. Взрыв, дым, все напугались, но Александр не пострадал и потом ещё долго с благодарностью вспоминал моду тех лет – высокую платформу туфель, которая спасла его от травмы. Да и электрогитары ребята успели отключить, аппаратура тоже не пострадала.

В 1986 году на приобретение аппаратуры выделили четыре тысячи рублей. Это были большие деньги. Текунов и Пожидаев ездили закупаться в Москву. Целое купе загрузили – синтезатор, гитары, колонки и многое другое. 

Обожаемая сельчанами группа пережила очередное перерождение. Уровень исполнения стал на порядок выше: во-первых, новая аппаратура звучала прекрасно, во-вторых, вчерашние школьники-музыканты повзрослели, вернулись со службы в армии, приехали на работу девушки с музыкальным образованием – Елена Пашенцева, Ольга Дрокова. Вячеслав Пожидаев был очень талантливым аранжировщиком и исполнителем, главным помощником Текунова во всех вопросах. Александр Архипов до армии был барабанщиком, а по возвращении начал играть на синтезаторе. Коллектив стал занимать призовые места на конкурсах в Тамбове, Никифоровке. 

 

Слева направо: Карпухин, Стребков, Сухов, Пожидаев, Текунов

В таком ритме ребята работали около семи лет. В апреле 1993 года группа решила взять тайм-аут, чтобы отдохнуть. Для участников коллектива игра в ансамбле была дополнительным занятием помимо основной работы и требовала времени и большой творческой отдачи. 

Через некоторое время ансамбль возродился в новом составе под руководством Елены Якуниной. Игорь Карпухин и Елена играли на синтезаторах, Александр Сухов - на гитаре, солировал Вячеслав Пожидаев и практически все участники ансамбля, кроме Игоря. Помимо выступлений на сельских подмостках, танцах, ребята играли на свадьбах. Новый этап в развитии страны вносил коррективы и в жизнь россиян. Перебои с выплатой зарплаты люди пытались компенсировать другими способами зарабатывания денег. Так эстрада стала постепенно превращаться в шоу-бизнес. Но это уже другая история. 

 

Ольга Стребкова

Читаемое

Наверх