Лента новостей
Общество8 июня 2019, 12:34

Социальное учреждение «Забота»: сотрудников подбираем по душевным качествам

Фото: Геннадий Минаев
Фото: Геннадий Минаев

В Тамбове действует учреждение социального обслуживания населения «Забота», название которого говорит само за себя. Здесь помогают одиноким старикам и инвалидам, берегут душевную атмосферу, ходят в библиотеки и на выставки. Сами работники не устают озвучивать прописную истину - главное для их клиентов это общение, помощь не столько в бытовых вопросах, сколько в борьбе с тотальным одиночеством. О работе учреждения в свой профессиональный праздник корреспонденту РИА "ТОП68" рассказала заведующая одного из отделений социального обслуживания на дому инвалидов и граждан пожилого возраста – Галина Халеева.

Социальное учреждение «Забота»: сотрудников подбираем по душевным качествам

В каждом отделении учреждения работает по 20 социальных работников, которые в среднем обслуживают 200 человек. Всего в центре 7 отделений. На одного соцработника приходится по 10-12 клиентов. Иногда меньше, если у соцработника есть лежачие клиенты, которым требуется особый уход.

Заведующий отделением координирует деятельность соцработников. Он выявляет новых клиентов: чаще через медучреждения. Но бывает, что с помощью «сарафанного радио», когда довольная обслуживанием бабушка рекомендует соседке социальную службу.

- Всё начинается с нас, заведующих. Мы созваниваемся или встречаемся с потенциальным клиентом, узнаём, в чем он нуждается, рассчитываем цену, если он обслуживается платно. У нас есть и бесплатное обслуживание, и на частичной оплате. Всё зависит от уровня дохода, - говорит Галина Халеева.

Основная часть услуг учреждения «Забота» - это классический набор: покупка продуктов и лекарств, оплата услуг ЖКХ, помощь в приготовлении пищи, взаимодействие с лечащим врачом, сопровождение в поликлинику, замер давления, уборка помещений, вынос мусора, купание, смена белья.

Социальное учреждение «Забота»: сотрудников подбираем по душевным качествам

Заведующие отделением распределяют клиентов среди социальных работников.

- Уже при разговоре я могу понять, какой социальный работник подойдёт. Иногда сами бабушки и дедушки высказывают свои пожелания: мне постарше, чтобы как с подругой разговаривать. А иногда, наоборот, помоложе: она мне внучку напоминать будет. То же самое по темпераменту: кому-то нужен соцработник поактивнее, другому – поспокойнее. Стараемся учитывать желания всех клиентов, ведь все люди разные. Главное, чтобы была здоровая атмосфера между подопечным и работником нашего учреждения, - делится Галина Халеева.

Работа с людьми, а тем более, с пожилыми, заставляет соцработников быть еще и психологами. Особенно когда случаются конфликтные ситуации. В основном причина в недопонимании. Например, бабушка считает, что соцработник не тот продукт купил или дорого за него заплатил, не поискал в другом магазине дешевле. Задача заведующей такие ситуации разрешать.

- Приходится объяснять клиенту, что дешёвый магазин находится далеко от дома, и чтобы сократить транспортные расходы, покупаем в близлежащих. Иногда клиент понимает, иногда не совсем. Бывает, пожилые люди забыли, что сдачу получили. Ситуации разные. Если обстановка накаляется, предлагаем заменить социального работника. В свою очередь и социальный работник обижается, что его в чём-то заподозрили, - рассказывает Галина Халеева.

Социальное учреждение «Забота»: сотрудников подбираем по душевным качествам

Галина Васильевна в сфере социального обслуживания с 2000 года и за это время накопила огромный опыт. На неё ложится и обязанность принимать новых соцработников. Как понять, останется человек в этой профессии или социальная служба – это не его?

- Уже в процессе беседы с кандидатом выясняем, справится он с такой работой или нет. Потому что работа специфическая. Редко ошибаемся, достаточно одного разговора. Соцработники у нас трудятся разного возраста, в основном среднего, но и молодёжь тоже есть. Потому что некоторые клиенты хотят с молодыми общаться, быть в курсе современных тенденций. Ведь мы обслуживаем и инвалидов молодого возраста. Им интереснее общаться со своими сверстниками. В городе социальный работник – это женщина. В сельской местности бывают семейные пары, потому что там чаще требуется мужская помощь, - говорит Галина Халеева.

Конечно, помощь по дому – это важно. Но сотрудники социальной службы знают не понаслышке, что главное для пожилого человека или инвалида – это общение. Ведь с социальным работником можно просто поговорить, обсудить последние новости. Недаром большим спросом пользуются услуги социального компаньона.

Социальное учреждение «Забота»: сотрудников подбираем по душевным качествам

- Мы предлагаем человека, который сходит с бабушкой в библиотеку, на выставку, в парке погулять. Даже просто наш сотрудник придёт и почитает ей книгу. Пожилые люди большего всего страдают от одиночества, но и здесь мы приходим им на помощь, - рассказывает Галина Халеева.

Социальная защита не стоит на месте, развивается, идёт в ногу со временем. Внедряются дополнительные услуги, например, уборка квартиры. Любой желающий может обратиться в учреждение «Забота» и заказать себе эту услугу. А с сентября 2018 года появилась еще одна услуга, которая стала популярной среди молодых родителей: кратковременный присмотр за детьми. Ведь большинство работает, да и бабушки с дедушками сегодня ведут активный образ жизни. Тем более, что и пенсионный возраст повысили. Поэтому детей, особенно младшего школьного возраста, порой просто не с кем оставить. Соцработники провожают детей в школу и из школы домой. И родители очень благодарны им за это.

Конечно, мы не могли ни пообщаться с подопечными учреждения «Забота» и отправились на одну из тихих улочек в южной части Тамбова. Здесь живет пенсионерка Нина Емельяновна Вихляева. Её сын с семьёй живут в Москве. В Тамбове есть племянница, которая помогает ей, но основную поддержку всё же оказывают социальные работники.

Социальное учреждение «Забота»: сотрудников подбираем по душевным качествам

- В самую трудную минуту жизни они пришли ко мне на помощь. Я лежала в больнице. Мой сын приехал и обратился к Галине Васильевне. Это было лет 8 назад. Ко мне прикрепили социального работника Светлану Алексеевну Филатову. И с тех пор я живу с ней «по щучьему велению, по моему хотению». Она для меня делает всё, что нужно, и за это время стала для меня родной. «Забота» – это название полностью соответствует их делам. Как на конкурсе красоты выбирают по внешности, так здесь сотрудников подбирают по душевным качествам. Меня сын хочет в Москву забрать, а я говорю: нет, пока у меня есть Светлана, Галина Васильевна, я отсюда не уеду. Для меня очень важна помощь социальных работников, я очень довольна, - говорит Нина Емельяновна.

Автор:Геннадий Минаев