Лента новостей
Статья17 августа 2015, 11:08

О перспективах и проблемах

Здравоохранение, пожалуй, – важнейшая сфера, от развития которой зависят человеческие жизни и благополучие всего общества. Были тяжёлые времена, когда медицина приходила в упадок и, отправляясь в поликлинику, мы несли с собой перчатки и одноразовые шприцы, а ложась на лечение в стационар, запасались лекарствами. Сегодня об этом, к счастью, забыли. Но можно ли утверждать, что сфера здравоохранения окончательно вышла из кризиса и никаких проблем в ней не существует? Об этом мы беседовали с главным врачом Уваровской ЦРБ С.Н.Нелюбовым.

– Сергей Николаевич, расскажите, что происходило в центральной районной больнице в последние семь месяцев. Что удалось сделать и какие проблемы остаются нерешёнными?

– Наверное, можно начать с того, что мы завершили ремонт всех стационарных отделений, который начался ещё в 2011 году. Тогда вступила в действие программа модернизации системы здравоохранения и городское руководство выделило средства на ремонт первых четырёх отделений.

– С тех пор прошло почти пять лет…

– Да, и поэтому пора начинать всё сначала. Снова требуется привести в порядок кардиологию, отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Смету мы подготовили. Думали: может быть область найдёт возможность дать нам разрешение на ремонт и, соответственно, необходимые для проведения работ средства. Однако пока этот вопрос остаётся открытым, скорее всего, его решение откладывается до будущего года.

– Но всё же наша больница находится в куда лучшем положении, чем многие медицинские учреждения области.

– Несомненно. И это благодаря открытию на базе ЦРБ сосудистого центра и центра травматологии.

– Достаточно ли хорошо оснащены стационары, операционные, врачебные кабинеты?

– В начале года мы отремонтировали и запустили наш компьютерный томограф. Сдвинулся с мёртвой точки вопрос ремонта рентгеновского аппарата. Поставлен он был всего три года назад, но у него вышел из строя пульт управления. Вот вам и первая из проблем. Сегодняшнее медицинское оборудование в большинстве своём делается с помощью импортных комплектующих, а заграничное оборудование рассчитано на три-пять лет работы. Нет у него запаса той надёжности, который был раньше у советского. У нас в больнице имелись наши рентгеновские аппараты, выпущенные в семидесятых годах. Так вот они служили по двадцать пять лет. Им требовалась только небольшая профилактика. А тут – три года… Новый пульт стоит около 800 тысяч рублей. Мы обратились в экспертный совет, действующий на базе областного управления здравоохранения за помощью. В результате для нас пересмотрен тариф – денежная сумма, которую мы получаем за каждого пролеченного больного. Это позволит нам заработать необходимые для ремонта средства.

– Поговорим о перспективах…

– Около полугода проговаривался вопрос открытия в ЦРБ Центра здоровья. Он уже практически решён. Мы разместим Центр в первом микрорайоне, в бывшем неврологическом отделении.

– Будет ли он востребован населением?

– Думаю, да. Дело в том, что Центр предназначен для людей в принципе здоровых, но желающих получить оценку состояния своего организма, рекомендации специалистов: как минимизировать риски развития заболеваний, увеличить продолжительность жизни. Сами понимаете, что здоровый человек не поедет за этими рекомендациями в Тамбов. А если у него будет возможность проконсультироваться по месту жительства, то почему нет? Ведь приходят же в поликлинику люди, которые говорят: мне не нужно лечение, я так, с целью профилактики… А врачам, что сидят на приёме, профилактикой заниматься просто некогда.

– Где возьмёте специалиста для Центра?

– Доктора уже нашли. Сейчас она находится в декретном отпуске, но скоро выйдет. Мы её обучим, и в следующем году она будет готова приступить к своим обязанностям. А отремонтировать помещения, предназначенные под Центр здоровья, нам опять же поможет новый тариф.

– Посмотреть со стороны: у вас всё в порядке, всё замечательно и почти никаких трудностей.

– Это только со стороны. Большая трудность у нас с автомобилями скорой помощи. Они имеют практически стопроцентный износ. Машинам уже девятый год идёт, их нужно менять. Бригады скорой помощи выезжают на вызов 250-300 раз в неделю. И ведь им приходится порой проезжать десятки километров по не слишком хорошим и даже «тяжёлым» сельским дорогам. Радует одно – четыре новые машины мы должны получить в ближайшие месяцы. Во всяком случае, это есть в планах.

– Вы забыли сказать о тех автомобилях, которые получены не так давно: три-четыре года назад.

– Да, но они «закрывают» детскую консультацию, взрослую. И ещё один УАЗик постоянно ездит в Тамбов: с анализами, за кровью, за медикаментами. Возит докторов на учёбу, на конференции. Ну а в редкие свободные от этих обязанностей дни мы, конечно, направляем его на помощь Скорой: он доставляет нележачих больных.

– Как обстоят дела с кадрами?

– Вот эта проблема не скоро будет решена. Может, через пять, а то и десять лет. Укомплектованность докторами у нас составляет 50 процентов – это не секрет. Поэтому жалобы населения справедливы. Но один врач не может работать за двух-трёх специалистов. Понимаете? Сколько ему не доплачивай, физически не сможет. Что делать? Не давать отпуска? Права не имеем. Просить работать днём и ночью? Долго ли он так выдержит? Сутки, двое, а потом просто упадёт. Кадры нужны.

– Почему же их нет? Город квартиры врачам выделяет: разве плохой стимул?

– Неплохой. А где-то особняки дают, да ещё миллион рублей. Есть в некоторых населённых пунктах такие финансовые возможности.

– На что же тогда вы надеетесь?

– Сейчас мы обучаем в медицинских вузах 25 человек. В этом году дали выпускникам наших школ 11 направлений. Если из этих одиннадцати все станут студентами, то у нас уже будет 36 молодых специалистов, которые вернутся работать в Уварово. Так что перспектива у нас неплохая. В текущем году к нам уже приходят два врача-терапевта, которые будут трудиться на участках. Куда направим? В этом вопросе кроется ещё одна проблема. Нужны терапевты в первом микрорайоне. Только местные жители молодых специалистов принимать категорически не желают. Требуют перевести к ним докторов со стажем с других участков. А молодые пускай около главврача сидят, опыта набираются. У него времени много, пусть он их учит. В этом случае люди вмешиваются в то, во что вмешиваться не должны. Ну нельзя так делать, нельзя отталкивать молодых: им нужно расти на практической работе. Надо же понимать: профессоров, светил медицины нам никто не даст! Не приедут к нам специалисты из Москвы. И даже из Тамбова не приедут!

– На селе кадровый вопрос тоже стоит остро…

– У нас открыто два новых участка: в Павлодаре и Верхнем Шибряе. Там нет своих докторов, трудятся совместители. Приходила ко мне молодая девушка – выпускница медицинского вуза. Сказала, что миллион хочет получить. Я ответил: «Нет проблем, программа «Земский доктор» действует. Но, живи, где хочешь, а работать ты пять лет будешь в селе». Ответила – подумаю. По программе переселения приезжал к нам житель Таджикистана – врач общей практики. Мы отправили его с документами в Москву в Росздравнадзор. Если всё сложится, то, может быть, он к нам вернётся.

– Значит, понемногу проблема решается?

– Пришла к нам не так давно «медицинская семья». Муж – рентгенолог, жена – УЗИст… Мы планируем обучить их ещё и по сосудистой программе, чтобы люди с инсультами или кардиологическими заболеваниями могли рассчитывать и на их помощь. В прошлом году тоже приходили врачи. Но в целом ситуация остаётся тяжёлой. Через пять лет мы ощутим острую нехватку средних медработников: медсестёр, фельдшеров. А врач без медсестры, как без рук. Очень плохо с неврологами, очень. Здесь нужно отметить ещё и тот факт, что не все выпускники медицинских вузов стремятся стать практикующими врачами. Кто-то предпочитает идти в фармакологию – выгоднее. А я присоединяюсь к словам Рошаля, который на съезде врачей сказал, что нужно возвращать распределение. В государственном масштабе. Будущий доктор должен понимать: на его образование затрачены немалые деньги. Отправляя человека учиться по целевому направлению, область несёт определённые расходы. В год – 80 тысяч рублей. Шесть лет обучения – 480 тысяч. Ещё интернатура тысяч сто. Всего выходит за полмиллиона! Так отработай свой долг, компенсируй. Хотя бы несколько лет трудись там, где ты необходим. Почему область должна терпеть такие финансовые потери из-за того, что кто-то не захотел работать на её территории, вышел куда-то замуж или ещё что-то там случилось. Верни тогда эти деньги с учётом индексации, и свободен – устраивай свою жизнь как заблагорассудится. А за эти средства мы наймём специалиста из Тамбова, который к нам будет ездить. Выучим нового врача. Жёстко? Но разве каждый человек не имеет право на качественное медицинское обслуживание? Чем хуже уваровцы столичных жителей, имеющих возможность обратиться за помощью к любому узкому специалисту? Повторяю: государственное распределение нужно возвращать.

Фото автора

Автор:Олеся Харламова