Лента новостей
Статья14 июля 2015, 07:53

Кохлеарная имплантация, внимание близких и труд помогут справиться с глухотой

В поликлинике у дверей кабинета детского сурдолога малыш лет пяти разговаривает с мамой. «А мы скоро пойдём в буфет? Он уже открылся?» Казалось бы, такие обыденные простые слова говорит ребёнок. Но сидящая рядом женщина с шестилетней девочкой вздыхает: «Вы счастливые. Ваш ребёнок разговаривает. А у моей дочки тугоухость четвёртой степени, очень плохо говорит». Мама мальчика показывает на необычную круглую пластинку на его голове: «Что вы! У моего глухота полная! Спасибо, кохлеарную имплантацию сделали. Но чтобы так заговорил, потрудиться пришлось очень много»…

Кохлеарная имплантация - самый современный метод помощи при глухоте. После проведения операции кохлеарной имплантации и подключения речевого процессора дефектолог-сурдопедагог встречается со «слышащим глухим». Перед ним и родными малыша встаёт задача - перевести ребёнка на путь естественного развития коммуникации и речи, что открывает перспективу дальнейшего продуктивного и спонтанногоразвития взаимодействия с миром, аналогично тому, как это происходит со слышащим малышом раннего возраста. Проще говоря, нужно много работать, чтобы ребёнку было комфортно и он мог общаться с окружающими. Результатом работы на первом этапе должно стать естественное (слуховое) поведение малыша в повседневной домашней жизни. В дальнейшем он, накапливая всё больше слуховых образов, обучаясь дифференцировать их, начинает развиваться, приближаясь к модели развития ребёнка с нормальным слухом.

В нашей области к настоящему времени имплантировано более 30 неслышащих детей в возрасте от 2,5 до 17 лет. Около трети детей с имплантами достигли очень высокого уровня реабилитации. Более чем у половины остальных значительно улучшилось слуховое восприятие, понимание речи и произносительная сторона собственной устной речи. Однако можно добиваться и более значительных результатов.


Важно вовремя помочь
Правильная организация послеоперационной реабилитации очень важна. Некоторые дети обучаются в условиях специальных (коррекционных) групп для глухих и слабослышащих детей. Здесь, несмотря на систематическую, крайне необходимую коррекционно-развивающую сурдопедагогическую работу, имплантированным детям подчас не хватает пребывания среди нормально слышащих сверстников. Это можно поправить - например, если время от времени отправлять ребёнка в группы или классы слышащих воспитанников). Другие дети посещают массовые детские сады, где нет соответствующих специалистов. И это, как подтверждает практика, при непродуманном подходе может привести к нежелательному результату. Так, несколько имплантированных детей, проводивших время только среди слышащих, остались тем не менее на низком уровне слухоречевого развития - сказалось недостаточное участие специалистов-сурдопедагогов и родителей.

Важно помнить: где бы ребёнок ни получал сурдопедагогическую помощь, прежде всего нужна правильная работа с ним родителей. Нельзя переоценить значение обучения родителей активному участию в развитии слухового восприятия, понимания речи, устного общения малыша. Тут помогают и консультации, и обучение методике, и изучение опыта активно и успешно занимающихся со своими детьми мам и пап.

Подтверждает опыт
Но вернёмся в поликлинику, к разговору мам. Мама плохо говорящей девочки удивляется: «Зачем же заниматься, когда мальчик и так всё слышать стал?» «Без занятий - причём прежде всего наших, родительских, - нельзя добиться хороших результатов, это проверено опытом. Ведь старшая дочка у меня с третьей степенью, а говорит похуже, чем этот, младший. Мы с мужем молодые были, обратились к сурдологу поздно, в специальное учреждение тоже поздно отдали, да и не понимали всю важность родительской работы. А с младшим научились правильно заниматься, сурдопедагоги помогли».

Очень важно как можно раньше выявить нарушение слуха у ребёнка, выбрать адекватный путь реабилитации, в том числе, если возможно, с использованием имплантации. Но не менее важно и до, и после кохлеарной имплантации добиваться максимально эффективного участия родителей в развитии слуха и речи своих детей.


Автор:Тамара Николенко