Лента новостей
Общество8 февраля 2016, 17:11

Инфаркты и инсульты — взгляд тамбовского врача

В этом материале, медицинский эксперт, заведующий Центром здоровья областной больницы, врач-кардиолог высшей категории Юрий Говша попытается разобраться в причинах и последствиях двух самых опасных, согласно статистке, для населения региона болезнях - инфаркте и инсульте.

Половина мужчин и 60 процентов женщин


В Международной классификации болезней (МКБ) насчитывается более 20000 нозологических единиц. И многие из них могут служить причиной смерти. Но, при существующей системе медицинской помощи, мы благополучно выздоравливаем от пневмоний, хирурги спасают нас от острого аппендицита, страдаем всю жизнь аллергией, мигренью и остеохондрозом, а умираем от инфаркта миокарда и инсульта.

Смерть от инфаркта миокарда и инсульта в нашей стране (как, впрочем, и в других развитых странах) носит характер эпидемии и вызывает обоснованную тревогу и даже панику у правительств. В языке А.С. Пушкина примерно 20 000 слов, через голову студента медицинского института за время учебы «проходит» около 50 000 терминов и понятий. И при наличии такого огромного количества заболеваний умирают от всего двух (инфаркта миокарда и инсульта) 50% мужчин и 60% женщин. Ежемесячно министр здравоохранения и его заместители собирают селекторные совещания, «мониторируя» смертность от сердечно- сосудистых заболеваний, буквально «в ручном» режиме разбираются случаи смерти связанные с нарушением утвержденных алгоритмов лечения.

Снижение смертности и повышение рождаемости – основной критерий успешной деятельности губернаторов, мэров, глав муниципальных образований. Во всех развитых странах началась не гонка вооружений, а «гонка» за здоровый образ жизни. А население продолжает стремительно стареть, вымирать, подрывая экономику стран, что угрожает потерей их национального суверенитета.
Чтобы победить эпидемию, надо, прежде всего, разобраться с биологией заболевания, с сущностью законов его развития и прогрессирования. Только после открытия чумной палочки или холерного вибриона, их свойств, способов передачи, природных резервуаров, человечество научилось эффективно с ними бороться. Инфаркты миокарда и инсульты с точки зрения ведущих патологов, если говорить строго, не являются заболеванием. Статус самостоятельных нозологических единиц они приобрели благодаря своей социальной значимости, в связи необходимостью их статистического учета и выделения необходимых экономических ресурсов на борьбу с ними. На самом деле, острые нарушения мозгового кровообращения (инсульты) и коронарного кровообращения (инфаркты миокарда) в подавляющем большинстве случаев являются осложненным вариантом течения одного заболевания – атеросклероза.

При патологическом вскрытии лиц погибших от авиационных катастроф уже в возрасте 20-30 лет плоские атеросклеротические бляшки находили в коронарных сосудах у 46% мужчин и 25% женщин. В возрасте 30-39 лет плоские атеросклеротические бляшки в сосудах сердца находят уже у 79% мужчин, 54% женщин. Эти бляшки не перекрывают просвет сосудов, и заболевание протекает бессимптомно. Только, когда атеросклеротическая бляшка увеличится и начнет перекрывать просвет сосуда более 75%, человек будет чувствовать при интенсивной физической нагрузке боли в сердце, боли в икроножных мышцах или головокружение. В зависимости от того, в каких сосудах прогрессирует атеросклероз человек идет к врачу: к кардиологу, невропатологу, сосудистому хирургу, если успеет …

Ведь в 50% случаев первым проявление заболевания является тяжелый инфаркт, инсульт, внезапная смерть! Причина – возникновение сгустка крови-тромба на «треснувшей», эрозированной атеросклеротической бляшке. Раньше считалось, что чем сильнее бляшка перекрывает просвет сосуда, тем больше вероятность, что она станет причиной острого тромбоза. Оказалось все не так просто: в 2/3 случаях острый тромбоз и прекращение кровотока в жизненно важном органе развивается на плоских бляшках. Лишь 10% больных с острыми сосудистыми катастрофами умирают в нашей стране в больнице (для сравнения в Европе 30-40%). Врачи, таким образом, пытаются героически спасти лишь «верхушку» огромного айсберга.

Но самое сложно не в том, что атеросклероз начинается в молодом возрасте и протекает скрытно всю жизнь, в том, что при одной и той же интенсивности процесса атеросклероза, сходной генетике один человек умрет в 24 года (вспомним смерть в самолете молодого футболиста), а другой доживет до 80, имея сахарный диабет, высокий уровень холестерина и тяжелую гипертонию. Еще совсем недавно считалось, что сосудистой смерти предшествует разрыв, нарушение целостности поверхности атеросклеротической бляшки.

Живем и не замечаем

Однако, опять приведу пример патологоанатомических исследований лиц погибших насильственной смертью. В 40-50 лет 10% мужчин и 2% женщин имели при вскрытии разорванные, эрозированные, нестабильные бляшки в сосудах сердца. В 50-60 лет нестабильные бляшки находили уже в два раза чаще. Мало того, что мы живем с атеросклерозом, но еще мы периодически живем и не замечаем этого, в одном шаге от смерти! Почему же не всегда нарушение целостности внутренней поверхности сосуда приводит к образованию тромба (сгустка крови) и бляшка благополучно «заживает» в течение 7-10 дней. В настоящее время ученые интенсивно изучают причины этого явления. Джон Мартин, профессор Лондонского медицинского колледжа, в течение десятка лет исследует размеры тромбоцитов перед сосудистыми катастрофами. Это маленькие безъядерные клетки, составляющие основу тромба. Оказывается, за несколько дней перед сосудистой катастрофой в кровь из костного мозга выбрасываются тромбоциты большего размера, содержащих большее количество белков свертывания крови.
Это физиологическая (нормальная) реакция происходит у животных в ответ на психический и физический стресс. Например, гепард в течение минуты догоняет антилопу и уобоих может произойти в процессе борьбы нарушение целостности сосудов и кровотечение. Природа активирует свертывающую систему крови, выбрасывая в кровь «большие» тромбоциты. Но животные в природе атеросклерозом не страдают, холестерин крови у них не превышает 4 ммоль/л . У человека же, если активация свертывающей системы крови в результате физического и психического стресса совпадет с наличием разорванной бляшки произойдет «тугое» тромбообразование с перекрытием кровотока жизненно важного органа. И дальше счет идет по минутам: боль, вызов скорой помощи, введение тромболитика, госпитализация с «мигалкой» в сосудистый центр, экстренная коронарография и чрескожная ангиопластика (катеризация сосуда сердца и имплантация специальной трубочки - стента). Уже через час большая часть миокарда или мозга погибнет от недостатка кислорода, если не восстановить кровоток.

Как снизить вероятность?

Так хочется верить, что нас спасут высокие медицинские технологии. Реальность гораздо печальнее: четверо ведущих кардиолога мира более часа (так называемого «золотого часа») «наблюдали» у себя проявления типичного инфаркта, не принимая таблеток и не вызывая скорую помощь, не веря, что с ними может случится, то что они всю жизнь лечили. Таким образом, для того, чтобы произошло внезапное прекращение кровотока, необходимо, чтобы совпало во времени несколько событий, например: разорванная бляшка, физический и психический стресс, с выбросом активированных, больших тромбоцитов. Если эти события разделить во времени, то все пройдет для человека незаметно, бляшка заживет и уже на гладкой поверхности выброс тромбоцитов не приведет к образованию большого тромба. Самое сложное, что мы не знаем, когда и у кого несколько патологических процессов совпадут по времени и приведут к смерти.

Получается, что наука бессильна в лечение инфаркта и инсульта. Нет, только лечить надо не болезнь, не страдания и их … вероятность! Но, что такое вероятность? Как сложно порой объяснить не только пациенту, но и врачу, что лечиться надо не только когда болит, а когда «не болит»! Лозунг современного европейского врача: «нам все равно на что пациент жалуется, нам важно проводить коррекцию факторов риска». Мне 48 лет. Я не курю, имею артериальное давление ниже 140/90, холестерин ниже 4 ммоль/л, хожу пешком ежедневно не менее 10 000 шагов, не имею сахарного диабета. При всех этих показателях, таких как я, в течение 10 лет умрет от инфаркта или инсульта 1% (или примерно 30 человек на наш город в течение ближайших 10 лет). Только, потому что мужчина и старше 45 лет, и эти два фактора риска я не могу изменить.

Но если бы я курил, имел холестерин 6 ммоль/л, артериальное давление в покое 140/90 мм.рт.ст., то мой риск умереть был бы уже 5% ( или примерно 150 человек на наш город в течение ближайших 5-10 лет). И таких «здоровых», не жалующихся пациентов высокого риска примерно 40% от всего населения старше 30 лет. И все они должны снижать холестерин ниже 4,5 ммоль/л, артериальное давление ниже 140/90, и , как правило, на таблетках, и, как правило, всю жизнь, а самое главное бросить вовремя курить!
Автор:Юрий ГОВША. Фото тамбовской облбольницы