Лента новостей
Статья23 августа 2012, 11:14

“Заря” на периксинском горизонте

Единоличное хозяйство с таким символичным названием появилось, простите за тавтологию, на заре российского фермерского движения – в 1992 году, когда раздробленная на паи колхозно-совхозная земля стала постепенно возвращаться в частную собственность.

Первые шаги единоличников были отмечены и победами, и поражениями. Земля и рынок - два строгих и беспристрастных экзаменатора - довольно быстро расставили оценки новоиспеченным аграриям, кого-то приподняв над сампурским горизонтом, а кого-то бросив в «подвал» затяжного банкротства…

Путь «Зари» не был легким. Оно, как и многие, не раз налетало на мели безденежья, ложилось в опасном крене технического дефицита и скудости урожая, но выстояло.
В 1999 году дело основателя КФХ «Заря» Владимира Фетисова продолжил его сын Александр, не просто сумевший сохранить с таким трудом накопленный гектарный и технический потенциал, но и преумножить его, обогатить земледелие интенсивной составляющей.
Но ни применение удобрений и средств защиты растений, ни качественная работа с землей в текущем сезоне не стали панацеей от капризов погоды, обрушившей на сампурские нивы сначала засуху, а затем шквалы ветра, потоки дождя и небывалый по размерам град. Причем крайне неприятные эти сюрпризы повторялись неоднократно, безжалостно топча надежды аграриев на весомый урожай.
Ни один из трех небесных «артобстрелов» не миновал 542 фетисовских гектара, основательно побив увесистыми градинами зерновые и изрешетив, будто дробью, подсолнечник.
В безводье не сработала подкормка всходов аммиачной селитрой, нанеся, по словам Александра, вместо пользы вред. «Бусинки» удобрения, как хороший насос, вытянули из почвы последние крупицы влаги, так и не выполнив своего предназначения.
Из 180 гектаров озимого клина 50 погибли, буквально сгорев под палящими солнечными лучами. Одно из выстоявших полей экстренно подкормленной микроудобрениями «Московской» пшеницы дало урожай чисто символический - центнеров 6 с гектара.
Если бы не низинный, порой заболачиваемый участок, то дело фермера Фетисова было бы совсем швах. А так потенциальное болото «выходило» колосья, давшие на круг по 3 тонны и усреднившие пшеничный показатель урожайности КФХ на рубеже в 18 центнеров.
Столько же снимает механизатор Юрий Крадинов на самом знаковом приобретении хозяйства трехгодичной давности - комбайне «Acros» с 80-гектарного поля ячменя сорта «Велес», элиту которого приобрели весной 2011-го у акционеров «Степного гнезда».
Короткая остановка… От монолита комбайна отделяется перегрузочная «стрела»… Пропитанный зноем поток устремляется в кузов КамАЗа… Минута, другая и «Acros», раскрутив «лопасти» жатки, вновь врезается в ровный злаковый ковер. Уборка, начатая после очередного градо-дождевого разряда, 16 июля, в КФХ Фетисова в самом разгаре.
Параллельно ей механизатор Сергей Александров на купленном в минувшем сезоне бэушном «кировце» поднимает зябь, размеренно черня плугом гектар за гектаром. Зоотехник по образованию, Александр Фетисов за годы фермерства хорошо усвоил аксиому, гласящую о том, что лучший пар - это пар августовский.
В хозяйстве вообще взяли за правило не экономить на земле. Такая экономия, уверен фермер, рано или поздно аукнется худой урожайностью. А посему при первой финансовой возможности Фетисов старается пополнить парк сельхозмашин, шаг за шагом насыщая его образцами нового поколения.
После «Acrosа» и колесного ХТЗ самым ценным приобретением хозяйства стал дорогой, стоимостью более полумиллиона руб-лей, но весьма эффективный культиватор, превращающий чернозем буквально в пух.
Сможет ли не стесняющийся учиться земледельческой непростой науке глава КФХ позволить себе в этом «убойном» сезоне очередную обнову? Ответ на этот вопрос во многом зависит от капризов нашего сельхозрынка, известного своей непредсказуемостью.
Автор:Владимир Поветкин