Лента новостей
Статья31 августа 2011, 11:10

СООТВЕТСТВОВАТЬ ВЫЗОВАМ ХХI ВЕКА


Как было подчеркнуто в объемном докладе начальником отдела образования администрации района Б. Е. Лучниковым, в настоящее время система образования района развивается по стабилизационному сценарию. Теперь предстоит завершить предпринимаемые меры и закрепить все достигнутые эффекты.
Сегодня сеть общеобразовательных учреждений в районе практически сбалансирована. Работают новые модели школ, доказавшие свою эффективность.
В 2011 году сеть общеобразовательных учреждений претерпела существенные изменения. На основе постановления администрации района М. Горьковская средняя и Алексеевская основная общеобразовательные школы реорганизованы в филиалы Туголуковской средней школы, Сукмановская основная общеобразовательная – в филиал Шпикуловской средней, Бурнакская средняя – в филиал Пичаевской, Жердевская основная школа теперь будет вторым зданием школы № 1.
С 1 сентября в районе будет функционировать пять средних общеобразовательных школ – юридических лиц, 11 филиалов: два со средним обучением, шесть – с основным, три – с начальным обучением, а также 11 дошкольных образовательных учреждений, два учреждения дополнительного образования и пять социокультурных комплексов.
По муниципальному проекту модернизации системы общего образования планируется к следующему учебному году иметь три базовые школы и 13 филиалов. Но это, как заметил, подводя итог совещания, глава района А. И. Епихин, не окончательный вариант. В районе подходят к реорганизации очень взвешенно, аргументированно отстаивая свою точку зрения в области. Как выразился в прениях директор Туголуковской средней школы В. И. Фурсов, жердевцы идут неспешным эволюционным путем, Петровский филиал, к примеру, закрылся по причине отсутствия детишек.
Одной из ключевых задач проекта модернизации общего образования, пояснил в своем докладе Б. Е. Лучников, - создание в системе школьного образования привлекательных рабочих мест и обеспечение такой заработной платы учителям, которая стала бы сопоставим со средней заработной платой в экономике. В 2011 году – 12543. В 2012 году средняя зарплата учителя должна составлять 13500 рублей, в 2013 году – 14500.
Эта часть доклада вызвала особое оживление в зале. С печальной ноткой в плане финансовой оценки труда педагогов согласился и глава района А. И. Епихин, считающий, что нынешняя зарплата учителя не может обеспечить достойного уровня жизни. И тем не менее, нельзя было не согласиться с мнением А. А. Попова – помощника депутата областной Думы В. Н. Карева, что подвижки в лучшую сторону медленно, но все же идут.
В докладе отмечалось, что районный показатель доли учащихся, обучающихся в условиях, соответствующих современным требованиям организации образовательного процесса, составляет 76 процентов. К 2012 году планируется довести этот показатель до 80 процентов.
Ежегодно обеспечивается рост качества образования. На протяжении ряда лет результаты ЕГЭ по всем предметам находятся на уровне областных. Растет количество участников муниципального этапа всероссийской олимпиады, четверо – в 2011 году стали победителями и призерами ее регионального этапа.
А о профессионализме жердевских педагогов говорит такой факт, что 17 учителей в конкурсе общественного призвания получили звание «Народный учитель Тамбовской обласи» и «Лучший воспитатель» - девять работников жердевских детсадов.
Кстати, как было отмечено в докладе, охват дошкольным образованием детей от 0 до 7 лет увеличился до 49 процентов в результате применения вариативных форм дошкольного образования. И тем не менее не решена проблема очередности, хотя она уменьшилась за год со 160 до 75. Снять ее планируется за счет открытия центра игровой поддержки в детсаду № 7 «Белоснежка» и трех дошкольных групп на базе детсада № 5 «Радуга» и детсада № 2 «Светлячок».
К сожалению, это далеко не единственная проблема в развитии системы образования в районе. К ним докладчиком было отнесено возникновение образовательного неравенства, когда проявляется сегмент школ с низким качеством образования и одновременно растет спрос на школы с высоким качеством образования. Сохраняется низкая динамика обновления педагогического корпуса и недостаточная подготовка руководителей образовательных учреждений к работе в современных экономических условиях. Слабо развиваются в общем образовании модели, обеспечивающие современное качество образования («школа-ступень», «школа полного дня»).
Многие проблемы находятся в стадии разрешения. Прорабатывается, например, вопрос реконструкции в 2012 году детского сада № 2 и возможность открытия дошкольного учреждения в Пичаевском сельсовете, где велика в нем необходимость в связи с самой высокой рождаемостью в районе.
Для привлечения в район молодых педагогов (а в этом году не прибыло ни одного учителя) рассматривается вариант обеспечения молодых специалистов ведомственным жильем.
В рекомендациях районного учительского собрания по разрешению имеющихся проблем есть пункт о приоритетных направлениях расходования средств на модернизацию общего образования:
- обеспечение условий для реализации федерального государственного стандарта начального образования;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, проведение мониторинга здоровья, развитие спорта, продолжение реализации проекта «Школьное питание»;
- развитие новых моделей образовательных учреждений, как «школа – ступень обучения», «школа полного дня», социокультурный комплекс, «общественно-активная школа»;
- развитие механизмов поддержки дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ;
- создание условий для дистанционного обучения детей, особенно в сельской местности, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание центра дистанционного образования в районе;
- развитие естественнонаучного образования и образовательной области «Технология», агротехнологического профиля обучения;
- повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников.
Кстати, каждый из выступавших на совещании не только делился успехами своего учебного заведения, будь то вопрос оснащения оборудованием или обеспечения условий для повышения качества образования, но и высказал свои деловые предложения. По мнению учителя математики школы № 2 Т. Ф. Кальницкой, следовало бы изменить условия конкурса общественного признания для учителей начальных классов, чья деятельность распространяется только на один класс. У профсоюзного лидера жердевского учительства Ю. В. Шеманова пожелание на этот счет к руководителям базовых школ: не оставлять в тени педагогов из филиалов – «хороший учитель он и в филиале хороший учитель». Юрий Викторович, озвучивая позицию Общероссийского профсоюза образования при обсуждении новой редакции закона «Об образовании в Российской Федерации», подчеркнул, что будет отстаиваться сохранение достигнутого уровня защиты прав педагогических работников при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг не только в сельской местности, но и в городе. Он призвал работающих в городе педагогов самим быть более энергичными в отстаивании своих заслуженных льгот. Еще следует добавить – с присущим жердевским учителям оптимизмом, который отмечали и А. И. Епихин, и А. А. Попов, пожелавшие им побольше учеников и, конечно, талантливых.

Фото И. Гуськовой.

Автор:Л. КОНДРАТОВА.