Служба такси: время перемен

« Уваровская жизнь »
31
от
Среда, 1 августа, 2012 (Весь день)
1715
http://www.top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2012/08/01/top68.ru-sluzhba-taksi-vremya-peremen-11618.jpg?itok=zDrUffdX
   Первые машины с шашечками на улицах Уварова появились лет шесть назад. Тогда народ воспринял это достаточно настороженно. Такси в сознании большинства представлялось довольно дорогим видом транспорта. Однако те, кто решил занять эту свободную нишу в малом бизнесе, на сверхприбыль и не рассчитывали. Отчётливо осознавали: уровень доходов населения в городе, мягко говоря, невысок, поэтому и тарифы должны быть разумными. Иначе возить будет некого. Постепенно новость о появлении такси перестала быть новостью, в местных средствах массовой информации появилась реклама фирм-перевозчиков, но ещё эффективнее действовала другая реклама - "сарафанная". Первые пассажиры делились впечатлениями со знакомыми, сообщали номера телефонов. Впечатления были по большей части приятные и сводились к одному общему определению: удобно! И действительно, транспортный вопрос для Уварова во все времена был острым. Автобусы, а позже - маршрутки, прекращали свою работу довольно рано, и попасть из одного микрорайона в другой поздним вечером было проблематично. Такси стало настоящей палочкой-выручалочкой.

   С каждым годом количество такси увеличивалось, так, на начало 2011 года по приблизительным данным в городе насчитывалось порядка полутора сотен единиц такого транспорта. Но в сентябре прошлого года вступил в силу Федеральный закон №69 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", призванный урегулировать деятельность легкового пассажирского транспорта. По сути, этот документ ввёл особый порядок лицензирования такси. На деле же это обернулось тем, что количество машин с шашечками заметно поубавилось. Почему так произошло? Какие требования предъявляет новый закон? Прояснить ситуацию помогла Любовь Ивановна Воронкова. Её можно считать неким посредником между таксистами и местной администрацией. Любовь Ивановна занимается арендой стоянок и сдачей их в субаренду, а полученные доходы идут в городскую казну. В этом деле она не новичок, с таксистами общается долго и тесно, а потому всю их "кухню" знает, можно сказать, изнутри.
   Во-первых, в соответствии с новыми правилами перевозки пассажиров и багажа легковым такси, необходимо получить специальное разрешение на осуществление этого вида деятельности. Его выдаёт областное управление транспорта и автомобильных дорог. И вот тут как раз возникает первая закавыка. Дело в том, что разрешение это платное, за него придётся выложить 2 600 рублей, причём из собственного кармана водителя. Даже если он намерен осуществлять свою деятельность под крылом какой-либо фирмы, лицензия выдаётся конкретному лицу и на конкретный автомобиль. Но есть здесь и свой плюс: если человек захочет перейти в другую фирму или продолжить таксовать самостоятельно, ему не придётся получать новый документ. Другой плюс - срок действия разрешения немалый, пять лет. Одно из основных условий его получения - автомобиль должен быть в собственности у потенциального таксиста. При этом разрешение необходимо получать на каждое транспортное средство. То есть если даже вы  владелец собственного автопарка, у вас в собственности несколько машин, вы зарегистрированы как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получить одно разрешение оптом на весь таксопарк нельзя. Каждой машине  собственное разрешение стоимостью 2 600 рублей каждое. И за каждое транспортное средство, используемое в качестве такси, нужно будет раз в квартал уплачивать налог, это фиксированная сумма и сейчас составляет порядка семи тысяч рублей. То есть за три месяца работы нужно будет "отбить" сперва эти деньги, а уж потом можно говорить о какой-то прибыли.
   Кроме того, машина должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым 69-м Федеральным законом. Во-первых, необходимо установить таксометр. Он стоит немалых денег, и это тоже дополнительная статья расходов для водителя. Правда, как пояснила Л.И.Воронкова, в малых городах, таких, как Уварово, пока это требование не считается обязательным, поскольку речь идёт, как правило, о небольших расстояниях, на которые у таксоперевозчиков установлены фиксированные расценки. А вот установить фонарь оранжевого цвета и наклеить на боковые поверхности кузова "шашечки" придётся в обязательном порядке. За отсутствие на транспортном средстве цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше предусмотрен штраф в размере 3 000 рублей. Наказание рублём (а точнее - одной тысячей рублей) предусмотрено и за отсутствие в салоне необходимой информации о такси и водителе, который им в данный момент управляет. Столько же составляет штраф за невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчётности. Если таковых таксист не имеет, значит, он осуществляет свою деятельность нелегально, в "правильном" такси на просьбу выдать проездной билет должны отреагировать адекватно.
Помимо этого, легковой автомобиль, используемый в качестве такси, должен проходить техосмотр дважды в год. А лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров, обязаны обеспечить техобслуживание и ремонт транспортного средства, проводить контроль технического состояния авто перед выездом на линию, обеспечивать прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра, для чего нужно заключить договор с учреждением здравоохранения. Всё это тоже дополнительные статьи расходов.
   Особые требования предъявляются и к водителям, а точнее, к их рабочему стажу. Управлять такси можно только тем, кто имеет профессиональный шофёрский стаж не менее трёх лет. Причём в соответствии с Законом, это должно быть подтверждено трудовой книжкой или соответствующим договором. Либо общий водительский стаж должен быть не менее пяти лет.
   Все эти вышеперечисленные требования, устанавливаемые 69-м Федеральным законом, и привели к заметному сокращению количества такси. Подсчитав все расходы и вероятные доходы, многие таксисты пришли к выводу, что осуществлять далее свою деятельность по всем правилам попросту невыгодно. Кто-то вообще ушёл из этой сферы, но есть и те, кто продолжает "бомбить" нелегально. Это называется "частным извозом" и является незаконным. А между тем, за управление автомобилем с атрибутикой такси без соответствующей лицензии предусмотрен штраф в размере пяти тысяч рублей. В случае, если сотрудники ГИБДД остановят такого нарушителя, то помимо выписывания штрафа, они конфискуют фонарь и обяжут водителя стереть "шашечки" с борта машины. Одним словом, "бомбят" такие нелегалы до первой остановки инспектором полиции или до первого сигнала от пассажира.
   На сегодняшний день в Уварово большинство таксистов объединены в так называемые фирмы (официально их владельцы зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, у которых вид деятельности - такси), всего их семь. Самая крупная - такси "Новое", чуть меньше машин в "Ким и компания", "Наш город", "Экипаж", "Русское", «Шанс», «Гарант». Есть ещё и "одиночки" - те, кто работает самостоятельно только на одной своей машине. Таковых насчитывается восемь человек. Все они прошли необходимую процедуру регистрации, получили разрешение и работают. Пока работают. Но есть серьёзные опасения, что большинство из них со следующего года вынуждены будут прекратить свою деятельность. Дело в том, что в 69-м Федеральном законе есть ещё один пункт, который вступит в силу с 1 января 2013 года. Согласно этому пункту, местные власти имеют право установить местным же законом, что такси должно быть в единой цветовой гамме. В Тамбовской области принято решение, что такси, как и во всём мире, должны стать жёлтого цвета. То есть либо придётся перекрашивать свой автомобиль, а это выльется "в копеечку", либо приобретать новые машины соответствующего цвета. Возможно, в крупных городах, где пассажиропоток довольно велик, и найдутся предприниматели, готовые вложиться в оборудование таксопарка. Но в таких маленьких населённых пунктах, как Уварово, подобный бизнес вряд ли станет выгоден.
Принятие Федерального закона №69 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующего вопросы ответственности деятельности в сфере организации такси, было, безусловно, мерой вынужденной. Это не что иное, как реакция государства на многочисленные сигналы о безопасности перевозок такси, причём безопасности многогранной, касающейся и технического состояния автомобилей, и качества услуг. Вот только как бы такое благое начинание не привело к тому, что машины с шашечками вовсе исчезнут в малых городах. И мы снова будем ломать голову: как добраться поздним вечером из одного микрорайона в другой?

Фото автора.
Автор: 
Татьяна Сиднева
Наверх