Лента новостей
Статья2 сентября 2015, 11:44

Рыночная история

Рынок первого микрорайона. Он давно работает на площадке перед «Магнитом», хотя официального статуса и не имеет. В седьмом часу утра здесь появляются первые продавцы – чтобы занять место. Они не относятся к категории перекупщиков: торгуют тем, что своими руками вырастили в садах и на огородах. Что заставляет их приходить сюда? Какую выгоду они имеют? С какими трудностями сталкиваются? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы с тобой, уважаемый читатель, сегодня тоже отправимся «за покупками».

Со своего огорода – лучше

Продуктовых магазинов сегодня более чем достаточно. Чего только не найдёшь в них! Здесь ещё в марте появляется клубника, а в мае торгуют арбузами. Свежие лук, укроп, петрушка лежат на прилавках круглогодично. И всё же большая часть уваровцев предпочитают покупать сельскохозяйственную продукцию на рынке. Особенно летом, когда насыщен он множеством красок и ароматов.

Так поступает Юлия Яковлевна Семёнова. Говорит:

– Овощи лучше со «своего» огорода брать. Для себя люди выращивают, а значит, никакой химией не пользуются.

Николай Герасимович Кошелев насчёт «химии» не рассуждает:

– Никого обвинять не хочу. Сейчас вроде и в магазинах появляются экологически чистые продукты… Но почему-то вкуса у них – никакого. Помидоры твёрдые, огурцы водянистые. Зимой можно и такими овощами удовлетвориться: всё лучше, чем ничего. А летом… Какие помидорчики на нашем рынке продают! Ароматные, сладкие. И дёшево. Мясо только редко привозят, а в палатках оно наверняка дороже, чем с собственного подворья: перекупщикам тоже надо копейку заработать.

Свиньи – это дорого

С мясом действительно проблема. Не слишком охотно занимаются частники его производством. Я беседую с Людмилой (узнать удалось только имя). Она поясняет:

– Свиней держать дорого. Особенно если с нуля это дело начинать. База нужна. Постройки соответствующие. Потом корм: в уборочную тонна зерна от шести до восьми тысяч стоит. Хорошо тому, кто зерно на паи получает, а если нет?

Кроме того, есть проблема с реализацией: перекупщики хорошей цены не дают. Самим мясо на рынки поставлять – слишком уж много мороки: с транспортом, всевозможными справками и разрешениями. Можно эти вопросы решить, если на твоём подворье с десяток поросят выращивается, а если один-два – смысла нет и выгоды.

Поэтому Людмила предпочитает заниматься молочным животноводством:

– У меня две коровы. Они не поедают столько зерна, сколько свиньи. А сено… Мы в деревне живём, сами его заготавливаем. В аренду гектары брали. Потом участок земли у заброшенного дома покупали – траву на нём сеяли. Есть в нашем хозяйстве мотоблок, косилка. Вот и косим, в валки собираем, на прицепе перевозим. Только тюковать сами не имеем возможности. А молоко продавать выгодно. Но это, если материальные затраты лишь учитывать. А труд наш – он неучтённый, в себестоимость продукции его никто не включит.

Проблема сбыта

Ещё одна моя собеседница, не назвавшая своего имени, но давно знакомая «рабочинским» покупателям, обозначила проблему, которая волнует всех производителей овощей-зелени-фруктов:

– Сбыт – только на рынке. Раньше детские сады продукцию у нас закупали, а потом придумали все эти аукционы. Через них детские учреждения и пополняют свои запасы. Есть, конечно, ещё магазины, которые дают объявления: «Скупаем овощи у населения». Но много ли им надо? Приходят продавцы этих магазинов ко мне. Просят килограмм лука, два – помидоров и два баклажанов, шесть пучков петрушки… А я раньше одних помидоров 200 кустов сажала на своих сотках…

Откуда «экзотика»?

Продолжаем экскурсию по рынку. Картошкой-морковкой никого не удивишь: всё же середина августа. А вот клубника – это уже «экзотика». Продаёт её Людмила Илларионовна Болдырева. Улыбается в ответ на моё вполне оправданное изумление:

– Откуда ягода? Да с огорода, дочка.

– Так она отошла давно!

– А у меня клубничка многоразовая: сорт такой.

– И кукуруза своя?

– Своя. Это я огурцы сажала, а чтобы они плеть пускали, огородила их кукурузой.

Рядом продаётся ежевика. Крупная – чуть ли не с голубиное яйцо. Откуда такая? А с приусадебного участка Александры Васильевны Уваровой. По её словам, вырастить такое чудо вполне возможно:

– Только трудиться надо уметь. Ежевика большого ухода требует. На зиму её укрываешь, весной раскрываешь, на шпалеры ставишь. Полива она требует очень тщательного – любит влагу. Ну и подкормка. Никаких покупных удобрений: я куриный помёт водой развожу, поливаю.

О картошке речь зашла. Её здесь продаёт практически каждый. Я интересуюсь, почему она такая разная: у кого крупная, а у кого – мелочь. Валентина Дмитриевна Лебедева поясняет:

– А земля у всех разная, да сажают в разное время. И полив учесть надо. Дождик у нас полосами идёт. Где полил вовремя – там картошечка и уродилась.

Сама Валентина Дмитриевна торгует не только овощами, но и липовым цветом, чабрецом. Может поведать об их полезных свойствах, посоветовать, как лечебный отвар из трав приготовить. О себе рассказывает охотно:

– Родом из Рогатого Пруда. В своё время был у нас огород в 60 соток, водились куры, индюшки, козы, овцы, поросята. Теперь от прежнего Рогатого Пруда ничего не осталось…

Причина – в «минималке»

Беседуя с продавцами овощей-фруктов-ягод, я мысленно складываю картину их трудовых будней. Убеждаюсь, насколько нелегки они. Растения требуют полива. Те, кто имеет участки возле дома, осуществляют его «через счётчик» – выгода от продажи уменьшается в разы. Тем, кто возделывает землю на отдалении, ещё хуже. Воду приходится ещё и таскать на огороды в пластиковых бутылках на значительное расстояние. Доставить продукцию на рынок тоже непросто. Нагружают её на самодельные тележки, прихватывают с собой раскладные столы-стулья. Зимой надо позаботиться об обогреве: запасти несколько ёмкостей с горячей водой, чтобы положить их «под бочок» к пакетам картофеля. И на чьи плечи ложится такая тяжесть? На плечи пожилых людей, пенсионеров, далеко не всегда имеющих крепкое здоровье. Для чего им всё это?

– Так ведь с хорошей-то пенсией сюда никто не пойдёт. У всех нас минималка. А внучатам, правнукам хочется шоколадку купить.

Мёд почём?

Оборачиваюсь на голос покупателя, встречаюсь взглядом с Людмилой Александровной Немтиновой. Пчеловодством её семья занимается многие годы. Трудное это дело и затратное. Ульи с места на место летом возить – на одном бензине разоришься. А фляги с мёдом таскать каково? И, самое главное, не слишком-то ценен мёд в Уварове. 200 рублей за килограмм, а если берут банками, то цена снижается. Карамель, бывает, дороже стоит, чем натуральный, не только сладкий, но и полезный продукт. Возить мёд в Москву? Так это на чём-то и с кем-то ехать надо. А приедешь: куда соваться без связей и опыта? Не на обочине же кольцевой дороги торговать?

Можно продать на месте оптом. Но какой смысл, если перекупщики за килограмм 60 рублей предлагают?..

Между прочим, Людмила Александровна продаёт не только мёд, но и забрус. Восковую плёнку, которой пчёлы запечатывают соты. В ней и пыльца, и прополис, и перга. Она содержит витамины А, С, Е и группы В, хитин, белок, эфирные масла, органические кислоты, бальзамы, смолы, жиры, углеводы и т.д. Полезнейший продукт!

Есть ли проблемы?

С таким вопросом обращаюсь ко всем моим нынешним собеседникам. О трудностях сбыта, о ценах, которые сбивают перекупщики, о ничтожной выгоде, которую сулит мелким частникам производство свинины, я уже слышала. Но есть и другое. Не то чтобы проблемы, а неудобство, связанное с необустройством торговых мест.

– Нам бы прилавки и навес от солнца. Были же они здесь лет 15 назад. Потом рынок наш стал «незаконным». Другой обустроили – за школой единоборств. Не пошёл туда покупатель. Сами судите: за двумя помидорами старенькая бабушка разве пойдёт туда? Да и привык народ к прежнему месту торговли. Привычка – большое дело. Ведь если люди тропу проложили, то хоть какие заборы ставь, в окружную не пойдут. Да и белорусы вот недавно приезжали: тоже на новый рынок не пошли, на площади торговали.

Волнует частников и отсутствие туалета. Стояла когда-то деревянная постройка определённого назначения недалеко от «рынка», а теперь по нужде и сбегать некуда…

Фото автора

Автор:Олеся Харламова