Лента новостей
Статья27 июля 2012, 11:22

По кочкам, по кочкам: это название детской игры или наша действительность?

Дорожная проблема не теряет своей актуальности. На её решение в Тамбовской области тратится немало сил, времени и средств. На днях мы встретились с заместителем главы администрации г.Уварово Ю.С.Кудрявцевым и узнали, как продвигаются работы по ремонту асфальтового покрытия в нашем городе и какие при этом возникают трудности.

Асфальт из мазута
В принципе, трудность одна - недостаток средств. Она проявилась не сегодня, в конце девяностых годов денег не хватало даже на латание дыр. Тогда улица Шоссейная была в столь плачевном состоянии, что ГАИ, беспокоясь за жизнь и здоровье пассажиров, уже поговаривала о её закрытии для общественного транспорта. Чтобы избежать подобного развития событий, местные власти решили делать асфальт из имеющегося в городе мазута. Асфальт получился низкого качества, негодным даже для тротуаров, но другого взять было негде. Дорогу ремонтировали в первых числах ноября: тоже не лучший вариант. Покрытие продержалось до весны, потом пошло волнами…
Пять-шесть лет назад дорожный вопрос как будто начал терять остроту. Два года подряд Уварово получало от области хорошие дотации на ремонт асфальтового полотна: 25 и 35 миллионов рублей. На эти средства привели в порядок центральные улицы, они благополучно отслужили свой четырёхлетний гарантийный срок. Сегодня эти дороги тоже находятся в удовлетворительном состоянии, но, по мнению специалистов, уже начинают требовать очередных вложений. Обозначились и новые проблемные участки. Один из них - улица Мичурина. По ней проходит автобусный маршрут, курсирует школьный автобус, а полотно не соответствует никаким нормам и требованиям пассажирских перевозок. Нужно строить объездные дороги вокруг первого и второго микрорайонов. И если "на Октябрьской" это желательно, то "на Рабочем" просто необходимо. Здесь находится регистрационно-экзаменационный пункт ГИБДД, куда едут машины из четырёх районов, здесь расположено одно из зданий Уваровского кадетского корпуса. Кроме того, объездные дороги позволят несколько разгрузить центральные. Ещё есть Обловка, "Низовка", некоторые улицы Второго Уварова. Есть те дороги, которые 20 лет назад были лишь защебенены липецким шлаком, от которого давно ничего не осталось. Есть улицы, регулярно подтопляемые весенним паводком, лишившиеся и намёка на асфальтовое покрытие и даже щебёнку. Нет только денег…

Позабыты-позаброшены?
Почему область перестала давать на дорожные дела по 35 миллионов в год? Начнём с того, что средства на вышеупомянутые цели выделяются уже не из регионального бюджета, а из областного дорожного фонда. Нам-то, конечно, без разницы, от кого ждать дотаций, поэтому следует учесть ещё один нюанс, имеющий прямое отношение к успешному социально-экономическому развитию Тамбовщины. Когда власти заговорили о необходимости строительства в области всевозможных животноводческих комплексов, птицефабрик, перерабатывающих предприятий, нашлись те, кто заявляли: да ничего этого не будет, поговорят и забудут. Не забыли, всё, что планировали, претворили в жизнь, но реализация проектов способствовала уменьшению дорожных дотаций для некоторых муниципалитетов. Юрий Серафимович рассказал о "капризах" инвесторов, которые в чисто поле работать не пойдут:
- Они берут на себя расходы по строительству корпусов, завозят оборудование, животных. Но им нужно, чтобы к месту будущего предприятия были подведены электричество, вода и дороги. Думаю, основная часть средств дорожного фонда направляется именно на столь значимые объекты. И это правильно, это вполне грамотное, разумное вложение денег.

Дороги по рецепту
Впрочем совсем без средств мы не остались. 16,6 миллиона рублей Уварову выделили на реконструкцию дороги по улице Мичурина. Сейчас там уже начаты ремонтные работы, улица обозначена как "вводная в 2012 г.". Это означает, что её приведут в порядок уже в текущем году. Торги прошли благополучно, на них удалось сэкономить 2,5 миллиона- эти средства пойдут на ремонт асфальтового полотна на улице Базарной (в месте расположения конечной автобусной остановки). Три миллиона рублей будет потрачено, чтобы окончательно благоустроить прилегающую к железнодорожному вокзалу территорию. В планах щебенение тех улиц, чьё благоустройство было нарушено при прокладке нового водовода.
На первый взгляд, ремонт асфальтового полотна и строительство новых дорог -дело только подрядчика. Но и специалистам городской администрации работы хватает. Контролирующая роль не так уж и легка, чтобы её исполнять, нужно обладать соответствующими знаниями. Необходимо иметь представление о категории той или иной дороги: они разнятся по нагрузке, по назначению. На каждый вид дороги - свой рецепт асфальта, который подрядчик должен предоставить заказчику работ. Надо помнить, что асфальт на самом деле называется асфальто - бетонной смесью, и только тогда, когда эта смесь изготовлена по правильному рецепту, после укатки, застывания покрытие не уступит в крепости бетону, а каблучки женских туфель не будут оставлять вмятин на тротуарах. Не мешает поинтересоваться у подрядчика: заключил ли он договор с лабораторией, аттестованной Центром стандартизации, метрологии и сертификации. После того, как ремонтные работы уже будут подходить к завершению, такая лаборатория должна дать заключение, гарантирующее качество дорожного покрытия, его соответствие нормам.
К слову, когда в конце девяностых произвели вырубку асфальта, сделанного из мазута, областные специалисты-лаборанты даже не могли понять, что за "образец" им привезли на исследование уваровцы.

Дворовое благоустройство
Вроде бы оно к дорогам не имеет прямого отношения, но не будем торопиться с выводами. Посмотрим, что обозначено в планах уже проводимых в городе работ. Итак: дороги вдоль домов, пешеходные дорожки, тротуары, въезды во дворы, входы в подъезды, стоянки между домами. В документе адреса восемнадцати объектов, суммы контрактов. На дворовое благоустройство областной дорожный фонд выделил 4,7 миллиона рублей, и эти средства почти освоены, работы завершаются, площадь заасфальтированных дорожек и тротуаров составит около семи тысяч квадратных метров.
Надо сказать, что благоустройство придомовых территорий проводилось в нашем городе и раньше. Нашлись собственники квартир, которые не стали ждать никаких дотаций, привели в порядок дворы за свой счёт. Помощь дорожного фонда, бесспорно, положительный момент. Но есть опасения, что она станет причиной отказа населения финансово участвовать в благоустройстве. Найдётся человек, который скажет: кому-то сделали бесплатно, так почему я из своего кармана платить должен? Будет ли он прав? Пусть каждый читатель сам ответит на этот вопрос…

Фото автора.
Автор:Олеся Харламова