Лента новостей
Статья17 августа 2015, 14:13

Блеск или нищета?

Ещё ничего не решено. Ещё «вгрызаются» в пожелтевшие нивы комбайны. Бежит с полей на тока ароматная зерновая «река». Ещё не осталось позади спрессованное погодой и природой, жаркое во всех отношениях, ароматное и неповторимое время первого, самого напряжённого этапа уборочных работ – зернового. Однако уже сейчас – по статистическим выкладкам и отзывам специалистов – можно сделать первые выводы и прогнозы, которые, как известно, дело хотя и неблагодарное, но необходимое для понимания процессов, «кипящих» на аграрной и рыночной кухнях.

Куда ни кинь – всюду клин

В нашем случае клин озимых хлебов, который в текущем сезоне на сампурских чернозёмах Такой резкий всплеск любви хозяйств к озимой пшенице (именно она за единичными исключениями составляет озимую часть севооборотов наших аграриев) объясняется оглушительным успехом данной культуры в минувшем 2014-м, когда наперекор жаре и засухе, сетью трещин превративших почву в подобие крокодиловой кожи, она выстрелила, будто крейсер «Аврора», – оглушительно и экономически метко.

Шутка ли, год назад хлеборобы района с 11,7 тысячи гектаров к 18 августа намолотили 43 тысячи пшеничных тонн при средней урожайности озимых под 37, а в передовых коллективах – под 50 центнеров на круг.

При этом погодные условия минувшего сезона с его солнечно-температурными фокусами сформировали зерно прекрасной натуры, бойко торговавшееся на рынке и принёсшее в копилку хозяйств на редкость много дензнаков.

Стоит ли удивляться, что с началом сентябрьской посевной кампании большинство руководителей оперативно провели корректировку плана сева озимых в сторону его увеличения.

Бумага, как известно, всё стерпит, а вот растения – нет. Можно ли было уже тогда спрогнозировать если не провал, то определённую осечку тех больших надежд, которые возлагались на озимого «конька»? С большой долей вероятности – да. Хотя, сложись погодные условия иначе, и мы вновь стали бы свидетелями успеха той производственной политики, которую можно охарактеризовать как одним ёмким русским словом «авось», так и не менее известной на селе поговоркой: «Будет дождик, будет гром и не нужен агроном!»

Однако «проскочить по кривой» на этот раз не удалось: климатическая карта легла не в пользу землепашцев. Хотя, признаем, не обошлось и без удивительных исключений.

Хороша «ложка» к обеду

Эта народная мудрость, на наш взгляд, очень точно характеризует то, что происходило в полях и над полями в текущем сельскохозяйственном сезоне.

Озимые… Минувшей осенью их семена легли в сухую почву и весь предзимний цикл всходов пшеницы протекал на фоне дефицита почвенной влаги, о котором уже тогда «били в набат» некоторые руководители, а «районке» первым озвучил мэтр тамбовского земледелия, Заслуженный работник сельского хозяйства России Анатолий Гречишников.

Как следствие, растения скупо выбросили продуктивные стебли – раскустились.

Положение усугубил упомянутый выше резкий рост площади озимого клина на фоне чудовищного дефицита паровых (заранее подготовленных и отдыхавших) полей. Даже не вполне искренняя статистика засвидетельствовала наличие в районе 13135 гектаров паров. В то время как озимый клин, занял поля общей площадью чуть более 18 тысяч гектаров. Зияющая разница в 5 тысяч десятин означала сев как минимум по не лучшим предшественникам со всеми вытекающими из этого последствиями. И самым прозорливым ещё осенью стало понятно, что повторения 2014 года ждать не приходится.

Оставалась надежда на экстенсивную валовку, но… Одно дело снять с каждого озимого гектара по 40 вместо 50 центнеров, а другое – ссыпать на ток раза в два меньше. Это уже если не финансовая катастрофа, то работа на нуль или близко к тому. Ведь при возросших производственных затратах (подорожало всё, начиная с ГСМ и заканчивая запчастями и удобрениями) урожай образца XX века – применительно к озимой пшенице в среднем по району по состоянию на 17 августа 27,7 центнера с гектара – если и позволит при удачном рыночном раскладе сформировать положительный уровень рентабельности, то лишь крайне символический.

Безусловно, очень многое будет зависеть от закупочных цен на пшеницу и прочую продукцию зерновой и пропашной группы. Опыт показывает, что амплитуда их колебаний зачастую мало предсказуема и крайне спонтанна. Следовательно, решить внешне простое уравнение «когда продавать?» руководителям будет ох как непросто. А у многих, увы, и выбора практически нет: на крестьянскую терпелку давит тяжёлое бремя внушительных кредитов. Банкирам же, перефразируя популярный анекдот, всё равно, какие у хлебороба затраты и урожай: плати и не ропщи.

Впрочем, пока сравнительный анализ закупочных цен внушает относительный оптимизм. За тонну пшеницы 5 класса оптовики предлагают от 7 до 7,8 тысячи рублей против 5 – 6 тысяч на ту же дату 2014 года.

Если повезло вырастить пшеничку продовольственного 3 класса, можете за тонну её выручить от 8 до 9,5 тысячи руб-лей, то есть на 28,5 процента больше, чем в минувшем сезоне.

По другим культурам ценовая «вилка» выглядит следующим образом: ячмень – до 7,5 тысячи руб./тонна против 4,5 тысячи в 2014-м; рапс – 18 тысяч руб./тонна против 10 тысяч. За маслосемена подсолнечника, уборка которого ещё впереди, также уже обозначили цену – порядка 20 тысяч рублей, в то время как год назад давали на половину меньше – 10 тысяч рублей.

В цене также соя – до 21 тысячи рублей за тонну, и гречиха – до 15 тысяч. Однако никто не возьмётся гарантировать, что со временем эти «индексы» аграрного благополучия не поползут вниз, особенно если очередные рекорды урожайности – а к тому всё идёт – выдаст «золотоносный» подсолнечник.

Из вышесказанного рискнём сделать вывод: никакой катастрофы в связи с несбывшимися озимопшеничными надеждами не произошло. Тем более что во многих (но не во всех) хозяйствах валовка и урожайность яровых зерновых оказалась чуть ли не на порядок выше озимых, но…

Звоночек прозвучал. И в его звоне имеющие уши да услышат: «Время шапкозакидательского отношения к земледелию прошло. Годом раньше или позже, но терпеливые чернозёмы отплатят за небрежение той же монетой».

Приведёт ли особенно печальный для некоторых опыт текущей страды к неукоснительному соблюдению агрономических норм, сказать не берёмся. Ведь слишком велик соблазн подправить шаткую и ранимую экономику хозяйств, как коллективных, так и фермерских, хотя бы теми же подсолнечными рублями в ущерб здоровью и плодородию почвы – в нарушение базовых основ и правил агрономии.

Винить в этом земледельцев, при всей справедливости упрёка, не поворачивается язык: на кону стоит ежегодно расшатываемое обидным диспаритетом цен даже не развитие, а само существование аграриев. И света в конце этого душного и тесного тоннеля они пока не видят.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Василий КОЗАДАЕВ, генеральный директор ОАО «Сатинское», заслуженный работник сельского хозяйства России, выпускник агрономического факультета Мичуринского плодоовощного института им. И.В. Мичурина:

– Страда складывается тяжело и неоднозначно. Озимые, на которые возлагались большие надежды, их по большому счёту не оправдали: помешала сухая осень и такая же безводная весна, обусловившие слабое кущение растений. Особенно тяжело пришлось пшенице, посеянной, выражаясь мягко, не по рекомендуемым предшественникам. И таких полей в районе в текущем сезоне оказалось особенно много.

Июньские дожди прошли, но прошли выборочно, особо не балуя наши поля и поля наших соседей – ОАО «Степное гнездо», СХПК имени Димитрова и ряда других. Кому-то в этой водяной рулетке повезло, и они сняли с озимого клина урожай, не многим уступающий прошлогоднему. Нас же погода «секвестировала» основательно: не помогли ни строгая агротехника, ни внесение удобрений. Правда, без них результат и вовсе был бы плачевным, а так более 27 центнеров с каждого из озимых гектаров «Сатинского» – это практически максимум возможного на данный момент.

Довершила картину климатических нестыковок июльская дождливая декада. Обложные осадки пошли уже в то время, когда земледельцы стояли на старте уборки: кто-то уже сделал первые пробные прокосы.

В результате появилась ещё одна головная боль в виде начавшего прорастать в колосе зерна, подгона (растений с непродуктивными, не созревшими колосьями) и сорняков, буйно воспрянувших после столь обильного полива.

Такая ситуация чрезвычайно осложнила жатву. На части озимого клина (на 250 из 770 гектаров) нам пришлось прибегнуть к почти забытому раздельному способу уборки. После подбора из рядков провели сравнительный анализ урожайности: потери на каждом гектаре составили 5 центнеров!

Ко всем нашим бедам, озимая пшеница 2015 года довольно низкого, в основном фуражного качества – именно по показателю пророщенности зерна. А значит, и цена на неё соответствующая.

Если рассматривать текущую страду в экономическом разрезе, то она может оказаться более скромной на финансовую отдачу. При физическом и качественном недоборе зерновой группы (по сравнению с 2014 годом) и возросших чуть ли не в половину затратах на производство продукции, рентабельность растениеводства вряд ли будет высокой.

Правда, жива надежда на пропашные культуры – подсолнечник и свёклу. По их урожайности прогнозы оптимистичные. Может сгладить недобор зерна кукуруза, посевы которой также чувствуют себя неплохо.

Но это никак не повод для монетарного и агрономического благодушия. Ситуация к этому не располагает. Нам в этом году «помогли» – увеличили сразу на 80 процентов земельный налог. А если начнут взимать покилометровую плату за проезд по автотрассам тяжелогружёных авто, только добавят нам «веселья» в жизни.

Автор:Владимир Поветкин