Лента новостей
Общество14 июля 2016, 10:17

Михаил Козельцев: «Не надо помогать предпринимателям, достаточно им не мешать»

На разных уровнях власти сегодня говорят о поддержке предпринимателей. Это поддержка на деле или только на словах? Об этом мы узнали у уполномоченного по защите прав предпринимателей Тамбовской области Михаила Козельцева.
- Михаил Борисович, расскажите, часто ли к вам обращаются предприниматели и с какими вопросами? Сказывается ли на специфике обращений тот факт, что Тамбовская область – аграрный регион?
- Не могу сказать, что от аграриев поступает больше обращений. Сельхозпроизводителей в основном волнуют земельные вопросы: отъём земель, не постановка на кадастровый учёт. Да и в целом земельные вопросы доминируют. Предприниматели жалуются на проблемы с размещением нестационарных торговых объектов, арендой и выкупом земли, кадастровой оценкой земли и сооружений.
Предмет многих обращений предпринимателей - неоплата за исполнение госконтрактов. Мы помогаем, участвуя в судах, и выигрываем – предпринимателям выплачиваются задолженные суммы. Очень помогают в этом прокуратура и антимонопольная служба – взаимодействие с ними идёт практически ежедневно.
- Расскажите об особенностях работы уполномоченного: какие возникают трудности?
- Моя работа согласно закону заключается в защите прав и законных интересов предпринимателей. У уполномоченного сложное положение: он за государственный счёт защищает предпринимателей от государства. Но мы стараемся быть очень объективными и рассматриваем проблему со всех сторон. Используем не только правовые механизмы, но и с помощью переговоров пытаемся урегулировать ситуацию между всеми сторонами: предпринимателями, местными администрациями, с которыми бизнес больше всего взаимодействует.
«Законные интересы» - это достаточно сложная категория. Любой предприниматель хочет зарабатывать, что ему порой не дают делать, при этом формально права не нарушаются. Например, засилье торговых сетей – это же не нарушение законодательства. Но мелкие магазины очень от этого страдают. Здесь надо находить какой-то консенсус, баланс. В этом случае мы тоже подключаемся, пытаемся проводить переговоры, влиять на законодательные инициативы.
Часть моей работы связана с анализом законов, комментариев к ним, экспертизой законодательных актов.
- Все ли законодательные инициативы на самом деле помогают предпринимателям?
- Многие федеральные законы идут абсолютно в разрез и с позицией президента, и с декларациями правительства. Буквально недавно стало известно о принятии нового закона о применении контрольно-кассовой техники. В Тамбовской области около 18 тысяч предпринимателей должны будут приобрести контрольно-кассовые машины стоимостью около 50 тысяч рублей. Получается, что предприниматели региона потратят на новую технику около 900 миллионов рублей. Государственная Дума в третьем чтении этот закон приняла, осталось получить одобрение Совета Федерации и Президента. Мы обратились к федеральному Уполномоченному по защите прав предпринимателей с просьбой повлиять на эту ситуацию.
- Могут ли предприниматели через уполномоченного повлиять на судьбу того или иного закона?
- Мы являемся проводниками интересов предпринимателей. Все проблемы практически ежедневно транслируем в аппарат федерального Уполномоченного при Президенте РФ, который озвучивает их на самом высоком уровне.
Кроме того, ежегодно мы готовим доклады, в которых обозначаем проблемы и пути их решения. На основании докладов региональных уполномоченных формируется федеральный доклад. Часть этого доклада называется «Книга жалоб и предложений российского бизнеса». По итогам доклада происходят некоторые изменения, но, к сожалению, эта процедура имеет невысокую эффективность. Доклад кладётся на стол президенту, он даёт поручения правительству, и на этом всё стопорится...
- Расскажите о существующей поддержке предпринимателей, хватает ли её?
- Один из основных методов поддержки – финансовый. По областной программе поддержки предпринимателей в этом году будет выделено более 165 миллионов рублей. Отдельную поддержку получат сельхозтоваропроизводители. Решением правительства была создана корпорация по развитию малого и среднего бизнеса. Она активно работает, заключила договоры со многими субъектами Российской Федерации, в том числе с Тамбовской областью. Её работа - это, прежде всего финансовая поддержка, которая, к сожалению, не очень большая. Есть и Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области. Он выделяет существенные средства, но они кредитные.
Большинство предпринимателей уже научились обходиться без господдержки. Они используют деньги банков, берут кредиты, в том числе инвестиционные, и развиваются. Но сейчас получить кредит стало очень сложно. Ужесточились требования к заёмщикам, повысились кредитные ставки.
Моё личное мнение – бизнес не надо поддерживать, ему надо не мешать: меньше контролировать, наказывать. Даже стартапы, которые делают первые шаги, надо поддерживать скорее не финансово, а дать возможность не платить налоги, например. В частности в Тамбовской области был принят закон, который на два года освобождает начинающих предпринимателей в определённых сферах деятельности от налогов.
Отдельная тема - наказания за нарушения. Предпринимателя сначала надо хотя бы поставить в известность о том, что он должен что-то делать. Выдать предписание, дать время на устранение. Сейчас прокуратура проявляет инициативу по наказанию предпринимателей за то, что у них не оборудованы пандусы для колясочников. Уже есть прецеденты, когда предпринимателей штрафуют за это нарушение. Но и ведь большинство госучреждений не оборудовано пандусами... К тому же есть другие механизмы создания доступной среды, например, поставить кнопку вызова персонала.
- Как удаётся решать проблемы местного уровня и построить взаимоотношения с администрациями?
- На местном уровне многие главы идут навстречу, помогают. Налоги ведь идут в местную казну, рабочие места создаются на их территории – главам выгодно помогать бизнесу. Более того, их оценивают по развитию малого бизнеса. Однако некоторые категорически настроены... Сначала мы используем возможности переговоров, говорим с начальниками управлений, вице-губернаторами, если надо, идём к губернатору. Но если видим, что проблема не решается, обращаемся в суд. И у нас есть на счету выигранные дела, хотя большинство вопросов удаётся решить ещё за столом переговоров.
Есть, конечно, сложные спорные случаи. Так, по закону любое выделение земельного участка должно сопровождаться аукционом. Но в ситуации, когда предприниматель арендует землю уже долгое время, уже имеет репутацию среди клиентов, правильно ли выходить на аукцион после окончания срока аренды? Аукцион может выиграть другой предприниматель, который на том же месте поставит павильон с тем же или похожим названием и будет зарабатывать уже на готовом имени и репутации.
А предприниматель, занимавший этот участок ранее, обязан за свой счёт снести постройки, установленные на арендуемой земле, и начинать всё сначала уже на другом месте. Такой пример есть в Моршанске.
- Сейчас много говорят об институте самозанятости. Что вкладывается в это понятие?
- По разным оценкам от 10 до 20 миллионов людей трудоспособного возраста не состоят в трудовых отношениях. Но за счёт чего-то они живут? Значит, занимаются какой-то деятельностью, которая приносит им доход. Кто огород копает, кто репетиторством занимается... Это огромный пласт людей, которые находятся вне рамок правового поля.
Мы предложили создать институт самозанятости, который бы не предполагал регистрации в качестве предпринимателя. Любая регистрация тянет за собой веер последствий: отчётов, платежей, необходимость покупать контрольно-кассовую технику. Представьте, если бы была возможность через банкомат выбирать вид деятельности, период и внести небольшую плату. Такая процедура позволила бы работать открыто – давать рекламу, заявлять о себе где-то, попасть в правовое поле. А когда человек поймёт, что готов расширить деятельность, нанять работников, - тогда пусть и регистрируется в качестве предпринимателя. На федеральном уровне сегодня говорят о введении подобной системы, но планируют её сделать всё-таки с регистрацией, которая потянет за собой отчётности и прочее. Мне кажется, такое решение будет неправильным. Ключевые моменты, которые должны быть соблюдены, на мой взгляд, – это отсутствие любой регистрации и невысокие платежи.
Весной этого года в Государственную Думу был внёсен законопроект о расширении полномочий Уполномоченного по правам предпринимателей. Предлагается, в том числе, разрешить прямое участие в судах по делам о защите прав предпринимателей; применение мер административной ответственности за противодействие деятельности уполномоченного. Эти изменения должны упростить работу, считает Михаил Козельцев.
Автор:Валентина СТЕПАНОВА. Фото автора