Лента новостей
Статья17 февраля 2016, 14:16

Руслан Абдуллаев: «Хочется стабильности, а работать умеем»

Фермерское хозяйство Абдуллаева, а точнее – семьи Абдуллаевых, в последние годы прочно обосновалось в списке лучших на сампурской земле. Их урожайная статистика давно вышла на гроссмейстерский уровень, машинно-тракторный парк поражает своей совсем не фермерской многочисленностью, а объёмам и качеству складских помещений впору позавидовать и некоторым коллективным коллегам, но…

Все эти годы КФХ Абдуллаева оставалось одним из самых загадочных, самых редко попадающих в объективы внимания хозяйств. Оставалось до того момента, как на его землю не ступила нога журналистов «Трудовой славы»...

7 паёв и «семьдесят пятый»

Это сейчас мощные John Deere во главе с целым легионом другой современной техники уверенно бороздят просторы аграрной «империи» Абдуллаевых, раскинувшей свои 2 тысячи гектаров на землях сразу двух районов - Сампурского и Знаменского. А начиналась история КФХ, как и сотен других, совсем не феерично - с 49 паевых десятин, старенького ДТ-75 и столь же почтенной «Нивы», вместе с минимальным набором инвентаря купленных в одном из разорившихся хозяйств Волгоградской области.

…Свою семью сын простых тружеников-колхозников из горного Дахадаевского района Дагестана, в бытность срочной службы на флоте главный корабельный старшина БПК «Бдительный», Курбан Абдуллаев перевёз в Текино в 1985 году. Перевёз не от хорошей жизни, которая вскоре, с началом перестройки, «накрыла» все народы Советского Союза.

Это было тяжёлое время ломки советской системы, а затем и всей страны. Абдуллаевы зарабатывали как могли: строили дома, выходили с тяпками на многогектарные плантации сахарной свёклы, а с началом всеобщего бизнес-бума девяностых взялись за коммерцию.

Аграрная идея старшего сына Руслана, после окончания Моршанского строительного техникума и службы в армии севшего за руль «дальнобойного» КамАЗа, нашла поддержку в семье, но наткнулась на упорное сопротивление власти. И понять скептицизм чиновников можно. Кто только не возжелал в то смутное время «поднять» себя на наших чернозёмах: в фермеры устремлялись не только вчерашние колхозники, но и педагоги, рабочие заводов, юристы.

Получив, как говорил дед Щукарь, полный отлуп, начинать Абдуллаевым, не раз успевшим пожалеть об этом, пришлось с малого - с трудом «выцарапанных» у доживавшего последние годы СХПК имени Мичурина семи паевых участков по 7 гектаров каждый, на которые вывели купленный на вырученные от продажи дагестанской квартиры трактор.

Вывели поздно, после выделения земли - уже в середине мая, а потому, ничего не посеяв, вынуждены были для выплат пайщикам занимать деньги у «добрых» людей под 120 процентов годовых…

Во поле берёза стояла

Уже тогда, в 1999 году, едва родившись, КФХ Руслана Абдуллаева могло бы и рухнуть в небытие, но выстояло. Более того, за своё первое межсезонье «обросло мясом» новых паевых гектаров, площадь которых достигла уровня средненького поля - 150 га.

Уже с помощью двух «семьдесят пятых» их поровну засеяли: пятьдесят процентов подсолнечником, а остальное - ячменём и гречихой.

Первые урожаи, первые реальные деньги не только взбодрили, но и неизбежно привели к мысли о насущной необходимости расширения производства, и Абдуллаевы устремили свои взоры к соседям. Так в 2004 году КФХ приросло 300 гектарами знаменской земли, плуг которую, судя по буйно разросшимся берёзкам, последний раз «причёсывал» много лет назад.

«Аллея» оказалась настолько густой, что для раскорчёвки массива пришлось нанимать спецтехнику. Однако такое трудное начало не остудило фермерский пыл, и от сезона к сезону площадь фермерских угодий стала неуклонно увеличиваться. И не только за счёт чернозёмов Знаменского, но и нашего районов.

Сейчас технически и финансово самодостаточный, мощный коллектив, в котором постоянно трудятся не менее 12 механизаторов и рабочих иных специальностей, является фермерским лишь на бумаге. По сути, это солидное коллективное хозяйство, обрабатывающее в общей сложности 2026 гектаров полей, 389 из которых расположены в сампурских пределах.

Абдуллаевы не стали таить «формулу» своего стремительного укрупнения. Говорят, просто предложили владельцам паёв гораздо лучшие условия аренды и слово своё неуклонно держат. Вскоре стала понятна и главная причина их внешне стремительного производственного и экономического взлёта…

Работа – на первом месте

Секрет оказался достаточно прост и совсем не нов. Однако, несмотря на простоту, пройти этот путь и не споткнуться удаётся далеко не каждому. Ибо давно известно, что испытания медными трубами и золотым тельцом - из разряда самых сложных.

В своей работе трио Абдуллаевых (младший сын Абдуразак, получив высшее экономическое образование, также включился в семейный бизнес) смогло избежать роковой ошибки, погубившей не одно хорошо начатое предприятие: торопливости.

Всегда велик соблазн пустить огромную по нашим обывательским меркам деньгу на земные блага - дома, шикарные авто и пр. И многих он ввергал в «геенну» раздоров и постепенного увядания. Многих, но не их.

Абдуллаевы с самых первых сезонов и по сей день придерживаются золотого правила, схожего с правилом героев старого советского фильма про лётчиков, у которых «первым делом самолёты». С той лишь разницей, что у фермеров на первом месте было и остаётся производство, в которое сначала вкладывались практически все вырученные средства, а затем – львиная их часть.

Пропуская через счета миллионы, они жили весьма скромно, лишь не так давно позволив себе престижные иномарки и новое жильё. К тому времени, как на дворе поднятой из «вымпеловских» полуруин обширной базы выстроилась целая эскадра машин и механизмов, в частности, ПСМ-25 (аналог ЗАВа) с модулем для скоростной погрузки зерна, итальянская сушилка, американский свекловичный VIC, пятёрка КамАЗов, десять колёсных МТЗ различных моделей, четыре зерноуборочных комбайна, из которых последний - John Deere - был куплен в 2013 году, три энергонасыщенных пахаря - «кировец», ХТЗ и John Deere, недавно принявшие в свой избранный круг гиганта К-744Р4.

Разглядели мы там и редкий для сампурцев посевной комплекс AMAZONE DMS 9000, глубокорыхлитель австрийского производства, шведскую кукурузно-подсолнечную стерневую сеялку, опрыскиватели, РУМ, оборотный плуг и дискатор германской фирмы Lemken…

Список аграрных технических «прибамбасов» КФХ при желании можно продолжать ещё долго, так как на обновление парка там ежегодно направляют порядка 15 миллионов рублей, но… Одним бездушным железом высокие урожаи - а там они именно такие - не получить.

Опыт – сын ошибок трудных

Удивительно, но работают не имеющие специального образования Абдуллаевы по науке, не стесняясь, перенимают знания у старших и опытных коллег. В частности, очень признательны главному агроному СХПК «Борец» Таисии Саковской, чьи советы здорово выручили в начале их сельскохозяйственной карьеры.

Интенсивные технологии для фермеров - не красивый слоган, не строка в отчёте, а нормальное положение вещей, при котором для выращивания культур используется не только современная техника, но и требуемый набор удобрений и средств защиты растений.

Начиная с 2005-го, ежегодно КФХ вносит в почву от 200 до 500 тонн минеральных удобрений и раскисляет дефекатом, на основании агрохимобследования, по одному полю.

Каждые три года Абдуллаевы обновляют посевной материал. Покупка элитных семян у них обычно значится в графике так же, как и зяблевая вспашка. В минувшем сезоне, например, на полях зеленела элита озимой пшеницы сортов Гром и Скипетр, сои Танаис, подсолнечника Орешек и Лакомка.

Севооборот КФХ Абдуллаевых более разнообразен даже по сравнению с многими коллективными коллегами. Помимо озимой группы и сверхрентабельного подсолнечника, которым, впрочем, они не увлекаются чрезмерно (не более 200-250 га), там представлен ячмень (250-300 га), горох (60-100 га), соя (150 га), кукуруза на зерно (порядка 200 га), гречиха (в 2015-м, правда, не найдя хороших семян, её не сеяли), сахарная свёкла (300-350 га), а также обязательный пар (порядка 300 га).

Про урожайность распространяться долго не будем, скажем лишь, что в сложных климатических условиях минувшего сезона элитные участки фермерской пшеницы дали под 50 центнеров, но… всё это богатство ушло в фураж из-за вызванного июльскими осадками прорастания зерна.

Впрочем, знавало хозяйство форс-мажор и посерьёзнее. Например, весной 2012-го, когда в прямом смысле слова запахало 4 тысячи свекловичных тонн, - порядка 5 миллионов рублей! - оставшихся не вывезенными осенью из-за лимитного аврала переработчиков.

Однако даже после такого сокрушительного афронта заниматься свекловодством КФХ не прекратило, хотя и предпочитает о перспективных планах, памятуя ещё один, совсем недавний случай, говорить осторожно. А произошло вот что…

Захотели Абдуллаевы заняться овощеводством, для чего заказали (и оплатили) проект искусственного орошения, но… вмешался доллар, а точнее, его курс к рублю, резко скакнувший вверх и вмиг перечеркнувший морковно-капустные планы.

Поэтому-то, наученный горьким опытом, глава КФХ Руслан Абдуллаев говорит категорическое «нет» при упоминании животноводства и более всего желает стране стабильности и предсказуемости. Говорит, будет так - будет всё хорошо. А работать аграрии в России всегда умели.

Автор:Владимир Поветкин