/images/ad-victory.jpg

Сбережение духовного наследия

« Инжавинский вестник »
45
от
Среда, 4 ноября, 2015 (Весь день)
1052
http://www.top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/11/04/top68.ru-sberezhenie-dukhovnogo-naslediya-64347.jpg?itok=gNg6EvWO

Встреча состоялась в Инжавинском краеведческом музее. В ней приняли участие работники культуры и сферы образования. Гостью представила председатель Тамбовской областной общественной организации «Молодёжные инициативы» Татьяна Деревягина:

- Мы продолжаем нашу с вами совместную работу по проекту «Культура без границ - 2015». В этом году в связи с 140-летием со дня рождения художника прошёл пленэр в Карауле, а в Тамбове открыта выставка из собрания музея МХАТа. Впервые в Тамбове экспонируются подлинные работы Добужинского, представленные к десяти спектаклям, и самое дорогое - к спектаклю по пьесе Тургенева «Месяц в деревне», декорации к которому были написаны Добужинским по инжавинским мотивам. Было бы хорошо, чтобы как можно больше наших школьников, педагогов, работников культуры познакомились с ней - выставка продлится до 30 ноября. А сегодня к вам в гости приехала петербурженка Галина Валерьяновна Лысенко, она лично была знакома с сыновьями Добужинского.

ГАЛИНА Валерьяновна Лысенко - горячий поклонник и дотошный исследователь творчества Мстислава Добужинского. Она проявляет величайшую заботу о том, чтобы о нём мы знали как можно больше, знакомились и черпали вдохновение в его творческом наследии, оно было доступно для нас. У неё не только такое же, как у него отчество, а и понимание жизненного предназначения. Это стразу стало понятно по ходу её рассказа об удивительной, неожиданной для неё и такой важной встрече с сыновьями художника. Вот как это было.

- В 1989 году я приехала в Париж по приглашению французской художницы с Монмарта на выставку ассоциации «Взгляд-18». Там было представлено 18 художников этого района. Одна картина привлекла моё внимание. Автор - В. Добужинский. Точно знала, что у Мстислава Добужинского было два сына - Ростислав и Всеволод. Первый живёт в Париже, а Всеволод - в Нью-Йорке. Кто из них? Как выяснилось, автор Валерик (ударение - на последний слог, это его псевдоним, имя - Валериан Игоревич) - усыновлённый его племянник. Моя подруга, художница Елена Павловская, дочь терского казака, представила меня своему коллеге.

Так состоялось их знакомство, а потом произошла встреча и со старшим сыном Добужинского - Ростиславом, которая переросла во взаимную дружбу в результате созвучности их жизненных взглядов и симпатий, интересов по сохранению духовного наследия Мстислава Добужинского.

РОСТИСЛАВ Мстиславович пошёл по стопам отца, он - художник-декоратор. Когда с ним встретилась Галина Лысенко, ему было 88 лет, но рабочий день длился 8-10 часов. По его словам, он так и не стал французом, хотя впитал в себя их прекрасную культуру. В связи с его 95-летием постоянный обозреватель газеты «Русская мысль» Сергей Дедюлин о нём писал: «Будучи художником-декоратором, он внёс примечательный вклад во многих областях изобразительного искусства- в театре, кинематографе, в дизайне. Авторитетный, сдержанный, человек с глубокими познаниями, верный хранитель художественного и литературного наследия своего отца…»

Эту цитату Галина Лысенко приводит в своей книге о Мстиславе Добужинском «Великий новгородец», где рассказывает о нём и его сыновьях, их любви к России, умении любить, ждать и прощать.

- Я нашла, что он чрезвычайно похож на отца. И речь! Настоящая русская речь, я слушала его и с завистью отмечала, что вдали от России эта семья сумела сохранить петербургскую манеру, стиль и ритм языка Тургенева, Чехова, Бунина, - замечает она.

Он поделился с ней сокровенным - хочется сделать что-нибудь для культуры Новгорода: “Если бы сохранился дом отца! Если бы его восстановили и вернули улице её имя, сделали музей в этом домике, тогда семья Добужинских передаст Новгороду свой архив. Так хотел отец”.
Этого, конечно, не случилось. Но удалось устроить там выставку, причём, по предложению Галины Лысенко - трёх Добужинских: Мстислава, Ростислава и Валерика. Всеволод от участия отказался, посчитав, что его работы не заслуживают внимания новгородцев.

- Это была первая выставка Мстислава Добужинского в Новгороде, а в таком диапазоне первая в России, - рассказывала она. При этом заметила: до этого творческий мир художника, за исключением некоторых работ, был нам неведом. Семья Добужинских тогда передала 311 копий, из них 12 - Валерика и 19 - Ростислава. 80 процентов присланных работ никогда не имели копий ни в России, ни на Западе.

Спустя 12 лет, в марте 2013 года в Новгороде, теперь уже вновь с именем Великий, и возвращёнными историческими названиями улиц, ей удалось не только повторить эту выставку для новых поколений, но и впервые в истории на всей территории России провести презентацию книги Мстислава Добужинского “Воспоминания, том I “, изданную в 1976 году в Нью-Йорке, усилиями всех троих его сыновей.

О НЕПРОСТОЙ судьбе этой книги Галина Лысенко узнала в беседе с Ростиславом Добужинским во время своей первой с ним встречи в Париже. И прежде всего о недобросовестности автора монографии Г. Чугунова, подготовившего публикацию этой книги московским издательством “Наука” без согласования с наследниками и допустившего искажения, неоправданные ничем свои комментарии. По выражению Ростислава Добужинского, «бесстыдно искалеченный текст». Тогда ей и был подарен подлинный, первый том с дарственной надписью. Выдержки из него она включила в свою книгу о великом новгородце Мстиславе Добужинском, вышедшую в Санкт-Петербурге в этом году. Один её экземпляр подарила Инжавинскому краеведческому музею. В ней трогательные до слёз воспоминания, интереснейшие рассказы о сыновьях художника, беседах с ними. Книга прекрасно иллюстрирована редкими фотографиями и документами, рисунками М.В. Добужинского. Небольшая по объёму - всего 113 страниц, она объёмная по содержанию, насыщенности фактами из их биографий.

Галине Лысенко в ответ на просьбу Ростислава Добужинского удалось разыскать в Вильнюсе копию рисунка отца (с его автографом) - дома, где Мстислав Добужинский появился на свет. Она представлена в качестве иллюстрации в упомянутой книге и была показана исследователем в нашем музее участникам встречи. В выставочном его зале с фотографий, привезённых ею, на нас смотрели сыновья Добужинского и он сам. Теперь мы так много о них узнали. Она рассказывала об этих фотодокументах, истории создания графического портрета Станиславского и о пронизывающей глубине картин художника.

Ей многое уже удалось сделать для сохранения духовного наследия великого новгородца: установить связи с культурными центрами и музеями разных городов, особенно Новгорода и Вильнюса, организовать творческие вечера и выставки, издать книгу, в которой так тепло, так искренне рассказано о самом главном в жизни М.В. Добужинского - родовых корнях его и детей, бережно хранимой ими памяти.

ДЛЯ нас, инжавинцев, в «Воспоминаниях» Мстислава Добужинского вызывают наибольший интерес его впечатления о пребывании в имении матери в нашей Семёновке. Глава называется «Деревня». Мы познакомились частично с ней, когда в 2001 году тамбовскими учёными-краеведами была издана книга о его тамбовских впечатлениях. Но есть оказывается и ещё одна глава «Помещики». Однако в первый том, опубликованный его детьми в 1976 году, она не вошла. Была исключена, чтобы не удлинять и без того самую объёмистую главу о деревне. Включили они её в отдельное приложение ко второму тому «Воспоминаний» отца. Однако том этот, как мы знаем, так и не вышел из печати.

Сын художника Ростислав Добужинский предоставил Галине Валерьяновне Лысенко исключительное право на публикацию этой главы, как и других трудов отца. Но, по её мнению, эта глава обязательно должна быть проиллюстрирована рисунками, сделанными художником здесь, в нашей местности. Ведь все летние месяцы, которые он проводил в деревне у матери, рисовал и понемногу, как известно с его слов, запечатлел всех её деревенских знакомых.
Такого же мнения и руководитель общественной организации “Молодёжные инициативы” Т.Г. Деревягина:

- Это было бы великолепно - издать в полном объёме главу “Деревня” из “Воспоминаний” Добужинского и проиллюстрировать теми рисунками, которые были сделаны на тамбовской (инжавинской) земле, именно в Семёновке - такой великий художник написал про нашу тамбовскую Семёновку. Сегодня мы имеем только один рисунок женщины, который нам передали с Литвы.

Насколько это реально? Как узнала Галина Лысенко, эти рисунки находятся в Русском музее, но её поход туда пока не увенчался успехом. Возможно, общими усилиями удастся осуществить задуманное, если, по меткому замечанию Татьяны Георгиевны, будем настойчиво двигаться в этом направлении.

БЛАГОДАРЯ этой встрече, художник с мировым именем Мстислав Добужинский, удивительным образом связанный с нашим краем, стал для нас ближе, роднее. Эту мысль развила начальник отдела культуры Оксана Сотникова, обратившись со словами благодарности к Галине Лысенко и организатору этой встречи Татьяне Деревягиной. Она вручила им белые розы. Интересная ассоциация с этим цветом. По рассказам Галины Лысенко, она впервые обратила внимание на творчество Мстислава Добужинского, увидев его иллюстрации к книге Достоевского «Белые ночи», изданной в начале века. Этот раритет оказался в её домашней библиотеке. Обложку изданной ею книги «Великий новгородец» она заказала такого же цвета - на ней его символичный рисунок.

В этот же день петербурженка Галина Варик-Лысенко - такова её полная фамилия, встретилась и побеседовала о Добужинском с обучающимися в старших классах Инжавинской средней школы.

По её убеждению, М.В. Добужинский относится к романтикам, которым свойственна вера в возможность преобразования эстетического мироощущения личности посредством искусства. Своей подвижнической деятельностью, думается, она так же способствует этому.
 

Фото автора

Автор: 
Любовь Пьянова
Читайте также:
Наверх