Лента новостей
Статья14 августа 2012, 12:00

Всеобщая человеческая речь

Так сказал Карл Вебер о музыке. Преподаватель Петровской детской школы искусств Елена Попова почти два десятка лет учит детей владеть этой речью в совершенстве.

Фильм про Ференца Листа совсем маленькая Леночка смотрела, не сморгнув, совершенно заворожённая игрой гениального пианиста и композитора. Когда прошли финальные титры, девочка подошла к купленному для старшего брата инструменту, тряхнула, как Лист, чёлкой и опустила пальцы на клавиши, уверенная в том, что должны политься чарующие звуки. Этого, увы, не случилось. Тогда-то и решила она, что обязательно будет играть на фортепьяно уж если не гениально, то, во всяком случае, очень хорошо.

Первым шагом на пути к мечте стала музыкальная школа, потом – Вольское музыкальное училище (семья жила тогда в Саратовской области). Здесь Елена окончательно уверовала, что выбрала единственно верную для себя дорогу. Педагоги музучилища дали ей хорошую базу и для работы по специальности, и для дальнейшей учёбы. Елена решила поступать в институт. Тамбовский институт культуры стал следующей ступенью на пути к совершенствованию. Правда, девушка решила, что для фортепьянного отделения у неё не хватает таланта не смотря на отличную экзаменационную оценку по специальности, и подала документы на дирижёрско-хоровое. Легко поступила и так же легко училась. И хотя занималась Елена Юрьевна не совсем тем делом, о котором мечтала, годы учёбы вспоминаются с радостным чувством. У неё были замечательные преподаватели Алексей Иванович Водопьянов и Владимир Васильевич Козляков, общение с которыми дало ей очень много в профессиональном плане. В студенческие годы много концертировала и в составе хора, и как аккомпаниатор. Но вскоре на учёбе пришлось поставить крест по весьма радостной причине – Елена Юрьевна вышла замуж, родила сына и приехала за супругом в Петровское. Здесь директор школы искусств Владимир Николаевич Зайцев сразу же предложил ей место преподавателя и даже согласился подождать, пока малыш дорастёт до детского сада. Так в 1995 году ДШИ обрела талантливого педагога.
Первое время Елена Юрьевна вела теоретические дисциплины, постепенно набирая класс пианистов. Сейчас она преподаёт только специальность на фортепьянном отделении. Класс довольно большой – 12 человек. Ежегодно один-два человека выпускаются, столько же первоклашек приходят. Занимаются дети от шести лет и до шестнадцати-семнадцати. Преподаватель гордится тем, что очень многие ученики, окончив основной семилетний курс игры на фортепьяно, продолжают заниматься по несколько лет «сверхсрочно».
Выпускной экзамен – проверка работы не только ученика, но и учителя. Как правило, возглавляет экзаменационную комиссию преподаватель Тамбовского музыкального колледжа, его слово при выносе вердикта – решающее. И уж если ставится оценка «отлично», значит, тандем педагог-ученик действительно отработал на пятёрку. Так вот, среди выпускников Поповой ежегодно есть отличники.
Елена Юрьевна постоянно готовит ребят для участия в региональных и даже всесоюзных конкурсах юных пианистов. Она считает, что выезжать на такие мероприятия необходимо. Во-первых, ей самой как преподавателю есть чему поучиться у коллег, да и деткам конкурсный опыт ой как полезен. Правда, педагог считает, что участвовать в конкурсе нужно, если есть желание. Эмоция, настроение – стержень выступления. Например, было уже потрачено немало сил и времени на подготовку Насти Коноваловой к областному конкурсу, а девочка «не горит». Техника есть, а произведение не звучит. Потому, что не хочет Настя участвовать. Ну, и решили его пропустить. Зато на следующий год вернулись с дипломом лауреата (третье место) областного конкурса!
Елена Юрьевна говорит, что у неё нет любимчиков, каждый ученик для неё хорош. В ребятах ценит не столько природную одарённость, сколько работоспособность. Приятно, когда всё это гармонично сочетается. Как, скажем, в той же Анастаси Коноваловой, Инне Лисициной, Любови Смольниковой – бывших ученицах, которые вполне могли бы достичь высоких результатов на музыкальном поприще. Но, и выбрав иной путь самореализации, с музыкой не расстаются, заходят в гости, нередко с целой кипой нот, чтобы разобрать с учителем сложные моменты.
Сейчас объект особого внимания педагога – Наташа Ананских. В прошлом учебном году она принимала участие в региональном конкурсе юных пианистов. География участников обширна, исполнительское мастерство высокого класса. Но и там сельская девочка в грязь лицом не ударила. По количеству набранных баллов Наташа уверенно заняла место в середине итоговой. «На то, что окажемся в числе лауреатов, мы и не рассчитывали. Наташа первый раз играла на концертном рояле, к тому же была самой младшей среди участников. Сложно двенадцатилетней девочке со старшими и более опытными ребятами. Но нас заметили и отметили. Так что, вернулись мы довольные и окрылённые»,- рассказывает Елена Юрьевна. Она считает, что у этой ученицы большое музыкальнее будущее, ей уже сейчас заинтересовались преподаватели музыкального колледжа. Блестящие способности в сочетании с работоспособностью – то, что нужно для успеха.
Радует педагога ученица Аня Пашенцева. Поначалу она занималась без особого желания, потом стало интересно и сейчас она бегает на занятия даже в каникулы. Аня перешла в четвёртый класс, но уже имеет концертный и конкурсный опыт.
Любое выступление обязательно обсуждается. Обычно начинает с позитивных моментов, с похвалы. Потом переходит к недочётам, порой не все минусы озвучиваются – важно, чтобы плюсов было больше.
Елена Юрьевна и сама немного больна сценой, она любит выступать и как вокалист, и конечно же, как музыкант. Тоже участвует в конкурсах. С областного фестиваля-конкурса исполнительского мастерства преподавателей детских школ искусства она привезла диплом как лучший концертмейстер.
Как правило, фортепьяно считают «девчачьим» инструментом. Мальчишки идут на аккордеон, баян, гитару. Сейчас среди учеников Елены Юрьевна – два мальчика. С ними педагогу сложнее работать в плане подбора репертуара. Зато интереснее. Как правило, она легко идет с учеником на разумный компромисс – разбирает с ребёнком понравившееся ему произведение, не имеющее отношения к школьной программе, а он в благодарность за это легко разучивает программный материал.
Елена Юрьевна вовсе не считает себя уникальным учителем, уверена, что ей есть к чему стремиться и чему ещё учиться и учиться. Однако коллеги-музыканты имеют другое мнение – в 2010-м году Попова стала победителем регионального конкурса и заслужила звание «Лучший преподаватель детской школы искусств Тамбовской области».

Автор:Т.Толстова