Лента новостей
Статья27 сентября 2012, 17:05

Время читать

Еще 20 лет назад Россия считалась самой читающей страной в мире. Нынче это определение порядком устарело. По данным последних исследований, Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению. Почти забыта добрая старая традиция читать детям, которая имеет огромное значение для эмоционального развития ребенка и формирования привычки к самостоятельному чтению в зрелости. Наука и практика свидетельствуют о том, что правильное громкое чтение учит ребенка культуре речи и мышлению, развивает его память и воображение, обогащает его знания.
Решение проблемы чтения вынесено на государственный уровень. В 2007 году в России была принята Национальная программа чтения, направленная на приобщение подрастающего поколения к книге, содействие повышения различных видов грамотности населения.
Библиотекарями МБУК «МЦБ МР» накоплен определенный опыт по продвижению чтения и пропаганде книги. Эффективными в этом отношении являются проводимые ежегодно Недели детской и юношеской книги, в ходе которых библиотекари стараются через конкурсы, игровые программы увлечь ребят чтением, как можно больше рассказать о книгах. Так, например, в Маломоршевском филиале (зав. Г.В.Арбузова) Неделя детской книги в этом году проходила под названием «В стране добрых книг». Открылась неделя Днем информации «Чудесный книгоград», включавшим в себя: викторину «Знаешь ли ты сказки?», литературное лото «Есть город книгоград», просмотр литературы «В стране сказочных героев», викторину «Старик Хоттабыч и другие», обзор-беседу «Удивительное – рядом». Второй день предлагал литературное лото «Дядя Федор и его друзья», третий день – час-знакомство «Живописец-баталист В.Верещагин». В четвертый день был КВН «В стране сказок», в пятый – литературный час «Любимые герои». Заключал Неделю книги читательский диалог по книге В.Крапивина «Воздух той далекой ночи».
Следует отметить высокую читательскую активность детей и подростков этого филиала, чему в немалой степени способствует диалоговая форма работы с книгой. При этом выбирается литература, затрагивающая морально-нравственные человеческие качества. Это и проведенная среди старшеклассников диалог-беседа по повести А.Лиханова «Сломанная кукла», читательский диалог по книге В.Каверина «Два капитана», урок-диспут по повести В.Осеевой «Динка».
Каждая библиотека формирует свои приоритеты и делает акцент на работе с определенными группами читателей, вырабатывая систему интересных форм и методов деятельности, дифференцированную в соответствии с возрастом читателя.
Среди них есть такие формы, которые получили распространение во многих библиотеках. Среди дошкольников и младших школьников - это чтение вслух с последующим обсуждением произведений. Их успешно практикуют в Керш-Борковском отделе (зав. С.И.Чученкова), где состоялось знакомство с произведениями В.Гюго «Козетта» и В.Драгунского «Денискины рассказы». Подстегивают детей к чтению и проводимые этой библиотекой конкурсы «Самый читающий класс» и «Лучший читатель».
В Устьинском детском филиале устраивались громкие чтения рассказов К.Паустовского, Ю.Яковлева.
В Ивенском филиале (зав. М.И.Одинцова) наряду с громким чтением детям используют такую форму как театрализация произведений. В Вяжлинском отделе (библиотекарь Е.Перепелкина) проводят День открытых дверей «Заходи сюда, дружок, в этот книжный городок», а первоклассников торжественно на празднике Букваря посвящают в читатели. Дошкольники здесь тоже не обделены вниманием. Для них организуется экскурсия «Где живут книги», проводится обзор «Для вас, ребятишки, интересные книжки», громкие чтения «Времена года в литературе для детей» и «Наши сказки».
Широкая возможность приблизить книгу к детям предоставляется библиотекарям во время летних каникул, когда работа переносится в детские лагеря и на летние площадки. В Маломоршевском филиале проводят «Презентацию летнего чтения». Программные чтения «33 секрета солнечного лета» предлагают в Вяжлинском отделе.
Активные игровые, конкурсные формы проведения мероприятий позволяют нацелить детей на чтение. Расскажу о некоторых из них: это интеллектуальная игра «Подружиться с Винни-Пухом» (Алгасовская, Кершборковская, Екатериновская библиотеки), конкурсная программа «Сказочный денек» (Левинская библиотека), звездный час «Птичьи разговоры» (Устьинский детский филиал), читательский конкурс «Знатоки книг» (Серповская библиотека), литературный праздник «Неведомая и заповедная земля» (к 120-летию со дня рождения К.Паустовского) (Новотомниковская библиотека), конкурс юных интеллектуалов «Игры на свежем воздухе» (Серповской филиал), литературное путешествие «Волшебная страна Александра Волкова (Сокольниковский отдел) и другие.
Интересную форму привлечения читателей в библиотеку использует Г.В.Королева (библиотекарь Хлыстовского отдела). В дни летних каникул один раз в неделю проводится библиотечный день «5 минут с библиотекой». А для лучших читателей подарком стал праздник «Верные друзья библиотеки», на котором самые активные из них были отмечены в номинациях: «Суперчитатель 2011 года», «Эрудит года», «За любовь к литературе», «За любовь к животным», «Самая читающая семья».
Проблему повышения престижа чтения вряд ли можно решить «с налета», но этот процесс идет гораздо быстрее, если объединить усилия семьи, школы, библиотеки.
Автор:Н. Видяпина.