Сегодня

Суббота, 25 ноября 2017
vkontakte twitter facebook ok

Уникум школьного музея

Номер газеты: 
20
Дата публикации: 
16.05.2012
О роли музея Паревской школы в героико-патриотическом воспитании граждан

     Он расположен в небольшом не отапливаемом здании рядом с Паревской школой - теперь филиалом Инжавинской общеобразовательной. Кто хотя бы один раз его посещал, навсегда проникался его уникальностью, где история села предстает во всей полноте. А также - неуемностью настоящей подвижницы в деле краеведения, его организатора - учителя Татьяны Ивановны ТЮРИНОЙ. Недаром в прошлом году она награждена памятной медалью «Патриот России». Сегодня она рассказывает о роли этого музея в героико-патриотическом воспитании школьников.


 

Патриотизм -
не только любовь
к Родине


     В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Одним из способов формирования и развития патриотизма и является музейная деятельность. А.Н. Толстой говорил: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание с ней её счастливых и несчастных дней».
     - В последнее время очень часто на представительствах различного уровня можно услышать фразу: будущее - за знанием и интеллектом. С одной стороны, это так. Но я уверена, что для нашей сегодняшней молодёжи не может быть достойного будущего без любви к Родине, какие бы трудные времена она ни переживала. И это не громкие слова. Губительные реформы девяностых годов двадцатого столетия пагубно отразились не только на промышленности и сельском хозяйстве. Повсеместно были разрушены не только сотни музеев и комнат боевой славы, а в целом подорваны традиции воспитания молодого поколения в духе патриотизма и любви к родной земле. Такие родные и близкие сердцу каждого слова «Родина, «Отчизна», «гражданственность», «патриотизм» стали своего рода изгоями. Дело дошло до того, что их стали стесняться произносить вслух.
     В последние годы положение дел меняется в лучшую сторону. Это замечательно. На сегодняшний день есть ещё немало детей, которые, строя свои планы на перспективу, связывают их именно с нашей страной и со своей малой родиной. И с этой точки зрения, сегодняшний музей возложил на себя важнейшую общественную миссию - через историко-культурное просвещение содействовать духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, привитию понимания общечеловеческих ценностей и народных традиций, эстетическому отношению к миру, тем самым, формируя нравственность, гражданскую позицию, чувство патриотизма и высокую духовность.
     Человек, как дерево, цветёт и растёт вверх. Пока живут корни, пока питает земля - своя, родная, единственная, неповторимая. И знать, кто жил на ней до тебя - наша насущная, нет, даже не обязанность, а потребность. Именно отсюда и месяцы работы в архивах разного уровня, в том числе и областных, и упорное хождение по окрестным селам и улицам нашего села с надеждой встретить нужного собеседника. В ходе поиска дети всё записывают, слушают, фотографируют, впитывают в себя самое-самое, случайно-обыденное и может быть ничего не значащее для других, но очень важное для себя. И многое открывается детям впервые.
 

Духовный мост


     Паревка - место совершенно удивительное. Это не только радость природной гармонии, не только заповедная территория, но, прежде всего, это земля творческого люда. В таких местах исцеляется и тело, и душа, укрепляется здоровье и дух человеческий.
     Чего только стоит чудесный Ключёвский родник! Посетив его хотя бы однажды и испив чудодейственной воды, думаю, у ребят не остается никаких сомнений, что они живут поистине на святой земле. И как после всего увиденного им не любить эту землю! А любить её - это значит знать её прошлое, жить её настоящим и думать обязательно об её будущем.
     Паревский музей истории села пользуется уважением односельчан. Более того, он является единственным учреждением, занимающимся сохранением и изучением историко - культурного наследия нашего села. Воспитательно-образовательное значение таких островков культуры очень велико. Ведь именно здесь для очень многих происходит первое прикосновение к духу народа. Наш школьный музей хранит самое святое, что есть у человека - память, об историческом прошлом своих земляков. А память, как известно, связывает поколения. Это духовный мост через годы, десятилетия. И силу свою, и храбрость, и красоту, и мужество - весь дух свой человеку помогает обрести священная память о защитниках родной земли.
 

О подвигах,
о доблести, о славе


     Итогом активной патриотической работы является «Комната боевой славы» наших земляков. На базе этой «Комнаты» в школе создана детская организация «Весёлый Улей», которая живёт и работает под девизом:
«За всё, что свято,
мы на себя
ответственность берём.
И всё, чем Родина богата,
в общий Улей мы несём!»

     В нашем музее практически всё сделано или найдено ребятами, чья искренность в отношении к событиям, происходившим на их земле, передаётся и всем его посетителям. Музей наш создавался не ради отчётности и презентации, а ради воспитания подрастающего поколения на народной культуре, на святых обрядах и традициях, на святой памяти о каждом нашем земляке-защитнике Отечества. И поэтому школьный музей будет жить и развиваться, искать новые, интересные, прежде всего, самим детям, формы и технологии в своей работе. Главное - продуманность действий, любовь к своему делу - и успех обязательно придёт.
     Пройдет немного времени, и мы отметим 70-летие Великой Победы. В связи с этим возрастает роль школьного музея по героико-патриотическому воспитанию молодёжи. Неоценимую помощь по достойной встрече этой знаменательной даты нам окажут бесценные материалы и реликвии, хранящиеся в нашей «Комнате боевой славы». Они являются неиссякаемым источником по патриотическому воспитанию школьников. Здесь хранится память о наших земляках-героях, начиная с первой мировой войны и заканчивая страшными и шокирующими событиями войны чеченской. Но самые обширные экспозиции рассказывают о героических событиях Великой Отечественной войны. Они расположены в хронологической последовательности и имеют следующие названия: «Отстоявшие Москву», «За Волжскую твердыню», «В блокадном Ленинграде», «Участники Курско-Орловской операции», «Анников М.Е. - Герой Социалистического труда», «Партизанское движение», «Штурмовавшие Берлин», «Никто не забыт, ничто не забыто. Мемориальная доска Памяти», «Только он не вернулся из боя», «Паревцы - труженики тыла», «Школа в годы войны».
     Стараниями детей собран богатый материал о военной истории села, позволяющий на местном материале изучать и лучше понимать историю Великой Отечественной войны. Каждая из перечисленных экспозиций представлена картой боевых действий, фотодокументами участников великих битв, их боевыми и юбилейными наградами, архивными документами, личными вещами участников боевых сражений. Здесь хранится рукописная Книга Памяти о каждом нашем земляке - участнике этой войны, бережно написанная детскими руками.
     Мы стараемся помочь каждому ребёнку занять активную жизненную позицию, вовлекая его в поисково-исследовательскую, экскурсионную и информационно - пропагандистскую деятельность. Через конкретные дела патриотической направленности создаём детям все условия для самовыражения и самореализации личности. На базе школьного музея регулярно проводятся тематические и обзорные экскурсии, устные журналы, общешкольные линейки, уроки мужества, уроки и вахты Памяти, конкурсы рисунков и песен, чтецов и викторины, школьные вечера патриотической направленности. Экспозиции музея постоянно обновляются и расширяются, чему способствует поисково-исследовательская деятельность учащихся. И поэтому школьный музей будет жить и развиваться, искать новые, интересные, прежде всего самим детям, формы и технологии в своей работе.
 

Экспонаты говорят


     Мы стараемся так построить свою работу, свои экскурсии, чтобы каждая вещь, каждый экспонат музея «заговорил», чтобы что-то можно было посмотреть, а что-то и потрогать и подержать в руках, и, если хотите, использовать на уроке, как вещественное доказательство или как бесценное наглядное пособие. И в этом отношении наш музей особенный, он становится как бы живым. Мы придерживаемся следующего правила: экскурсовод должен выстроить лишь сценарий, что-то пояснить, уточнить, а главными действующими лицами должны стать посетители музея. И тогда, покидая музей, у детей, да и у взрослых возникнет ощущение внутреннего открытия, эмоциональной, личной причастности к теме.
     Каждый год, а к юбилейной дате особенно, готовим цикл мероприятий. Они проходят в течение учебного года. Это и исторические игры, конкурсы инсценированных песен времён войны, военно-спортивные игры, праздничные огоньки, литературные гостиные по творчеству земляков - тамбовцев, участников войны, а также конкурсы детского рисунка, концерты на дому у ветеранов и тружеников тыла.
     Надолго запомнится ребятам музейный урок памяти, посвящённый самым драматическим в истории современной России чеченским событиям, который назывался «Живая рана России». Он был посвящён светлой памяти нашего земляка, выпускника нашей школы Евгения Анатольевича Бонарёва.
 

Поколения
объединяет память


     Память Победы объединяет все поколения. Ведь Великая Отечественная война стала не только самой страшной, но и самой близкой бедой, потому что коснулась каждой семьи. Молодому поколению, сегодняшним школьникам очень трудно, а порой и невозможно представить тот масштаб трагедии, что пережил наш народ, ту глубину страданий, через которые ему пришлось пройти, и ту высочайшую степень мужества и героизма, которые проявляли изо дня в день участники войны, чтобы отстоять наше Отечество.
     Наша задача - помочь современным школьникам увидеть историю своими глазами и прочувствовать сердцем войну, сформировать у них настоящие человеческие ценности.
     Взять простые фотографии экспозиции «И в тылу ковалась победа». На детей смотрят очень добрые и всё понимающие женские глаза. В них видна та добрая и тихая красота, которая не стирается с годами. А сколько горя и лишений выпало на эти хрупкие женские плечи в годы военного лихолетья! У этой экспозиции ребята начинают понимать, что совершить подвиг можно не только в пылу рукопашного боя или за штурвалом грозного самолёта, но тихо и незаметно на очень маленьком клочке земли, именуемом Паревка. Подвиг этих женщин и детей не имеет отношения ни к пушкам, ни к бомбам, ни к кулакам, ни к бицепсам. Он вообще не имеет ничего общего со злом и насилием. Он происходит из светлых высот любви к своему Отечеству, к своему ближнему.
     Личностное переживание истории Отечества должно происходить через переживание своего семейного рода, своей малой родины.
Павел Флоренский так говорил в своих «Завещаниях»: «…Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей, книг и т.д. Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные, всех тех, кто имел отношение к семье, роду. Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями, так чтобы ничего не было мёртвого, неодухотворённого».

 

Здесь воспитывается
личность

 


     Музей, безусловно, обогащает учебно-воспитательную деятельность школы, расширяет познавательные горизонты детей. В то же время это требует от учителя дополнительных усилий по разработке и поиску новых форм и методов работы.
     Современное общество требует от каждого всё большей инициативы, знаний и творчества. И всё большее внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся. Работа в школьном музее, поисковая и исследовательская деятельность - это не только отдых от тяжёлого напряжённого умственного труда на уроках, это не только солнце и природа. Это, может быть, самое главное - воспитание, социализация личности, радость общения и со своими сверстниками и представителями разных поколений. Это нравственно-духовное становление личности ребёнка. Вовлекая детей в поисково-исследовательскую деятельность, мы стремимся создать в коллективе условия для воспитания самостоятельности, творческих и личностных качеств подростков, навыков самоорганизации. Подводя итог исследовательской работы, отмечаем качественные личностные изменения, которые происходят с детьми в период их работы, уровень освоения народной культуры, её ценностной основы.
     Исследовательская работа формирует у детей интерес к этнографии, к историческому прошлому своего края как основе духовной жизни и объекту небольшого научного исследования. В процессе экспедиционной и поисковой работы учащиеся овладевают исследовательскими умениями: от поискового уровня у младших школьников до аналитического у старших учащихся. При этом дополняется и обобщается словарный запас самих учащихся. Готовя сообщения, доклады, рефераты по самым разным школьным предметам, школьники учатся работать с современными техническими средствами. Они фотографируют экспонаты, сканируют старые документы и фотографии, работают с компьютерными графическими программами. Все эти приёмы повышают интерес к исследовательской деятельности.
     Итогом исследовательской работы наших школьников являются ежегодно проводимые краеведческие конференции и литературные гостиные. Они проходят, как правило, в конце учебного года. Лучшие краеведы школы награждаются почётными грамотами и небольшими ценными подарками. Результаты своих исследований учащиеся используют очень часто на итоговой аттестации по истории, литературе, географии, МХК.
     Таким образом, наш музей может быть использован в качестве дополнительной площадки для развития творческих способностей детей и повышения их гуманитарных знаний. Учащиеся нашей школы были неоднократными победителями районных и областных конкурсов исследовательских работ по краеведению. Лучшие работы Кристины Свиридовой, Марины Пятых, Наталии Гладких, Инны Свиридовой, Ксении Доник опубликованы в ежегодных сборниках лучших работ учащихся области по краеведению «Я землю эту люблю», «Тамбовский край, ты - часть моей России».
 

Музей -
живой организм


     Музей в школе должен быть живым - живым в смысле постоянного поиска не только новых экспонатов, но и новых форм и методов музейной педагогики, которая позволяла бы непрерывно держать детскую аудиторию, пробуждать и поддерживать в ней интерес к творчеству и обучению.
     Конечно, не все ребята, которые увлечены сейчас краеведением, станут впоследствии экскурсоводами или работниками музеев, но интерес к большому делу, сопричастность к которому они ощутили, работая в школьном музее, сохранится у них надолго. А чувство патриотизма, воспитанное не нравоучениями, а конкретной совместной деятельностью, высветит у детей и все остальные положительные качества растущей личности - любовь к жизни, доброе отношение ко всему, что их окружает.
     У каждого музея должна быть своя изюминка, своя душа, что-то такое, что отличает от другого, то единственное и особенное, что посетитель может встретить только у нас. У нас душа музея родилась и срослась вместе с нами, педагогами и учащимися. Пусть иногда бывает трудно, пусть не всегда хватает времени и средств, но в наш музей приходят неравнодушные люди, творческие педагоги и любознательные дети. Именно они своей деятельностью доказывают, что музей в селе особенно востребован и нужен всем: от маленького ребёнка до главы местной администрации.

Рубрика: 

Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на сайте.

Добавить комментарий

Наверх