Лента новостей
Статья21 августа 2012, 16:54

Уха по рахманиновски

Пятого августа наша редакционная бригада выехала в Ивановку, чтобы посетить Музей-усадьбу С.В.Рахманинова и принять участие в Дне ухи. Прибыли за полчаса до начала мероприятия, и директор музея А.И.Ермаков провёл для нас небольшую экскурсию.

Мы проходим по комнатам барского дома. За последние два месяца здесь многое изменилось. Александр Иванович останавливается возле выставки русских самоваров: она будет работать до первого сентября, сотрудники музея рассказывают детям, как "разводить" самовары, как они устроены. А.И.Ермаков указывает на один из экспонатов:
- Посмотрите, это наш родной ивановский самовар. Он был в совершенно жутком виде. Опытный тамбовский реставратор Владимир Павлович Середа помог нам привести его в порядок. Отличный мастер.
В столовой отреставрированы стулья и пианино. В гостиной -новинки: подсвечники конца девятнадцатого-начала двадцатого века. Директор музея обращает наше внимание на гарнитур:
-Он находится в завершающей стадии реставрации: привели в порядок дерево, сделали перетяжку. Но самые важные изменения у нас произошли в библиотеке. Вчера мы выложили на стол вот эти уникальные издания Гёте. А это книжный шкаф генерала Соколова. Обратите внимание на картину - она у нас только пятый день. Полотно одного из немецких художников XIX века. С ним ещё работать и работать: очень много повреждений на самом полотне, на раме.
Во время экскурсии мы узнали о возвращении в усадьбу старого дивана, о пополнении коллекции произведений. О новинке нынешнего летнего сезона - вечерних музыкальных вечерах в Ивановке: по выходным дням здесь устраиваются концерты фортепианной музыки. Позже Александр Иванович Ермаков посоветовал нам погулять по парку.
Согласились с радостью, в воздухе уже чувствовался запах ухи. Вы знаете, чем отличается она от рыбного супа? Тем, что готовится на "живом" огне. В тихом тенистом уголке парка ещё несколько часов назад был разведён костёр. Пламя уже закончило свой неукротимый яркий танец, оно сделало свою работу, превратив дрова в жаркие янтарные угли. Над кострищем на решётке установлен вместительный чугунок - там томится уха из карпа. Аромат притягивает многочисленных гостей, и если взрослые способны проявить сдержанность, то ребятишек от костра просто не оттащить. Они готовы подбрасывать в огонь веточки, а узнав, что этого не требуется, говорят о крайней необходимости сфотографироваться рядом с чугунком. Сообщение о том, что уха из карпа ещё не скоро будет подана на стол, огорчает всех. Потом приходит недоумение: почему, если кушанье не готово, женщины в фартуках ставят на столы солонки и блюда с мелко порубленной зеленью? Почему они нарезают хлеб и лимон?
Всё становится ясным через несколько минут: сотрудники музея горазды преподносить сюрпризы! Первым блюдом идёт уха по-рахманиновски из форели, карп подождёт. На стол ставят огромную кастрюлю, рядом ёмкость с отварной, только-только из бульона красной рыбой. Сначала в тарелки выкладывается форель, потом наливается сама уха. По желанию угощение сдабривается долькой лимона. Гости Ивановки выстраиваются в длинную очередь. Время ожидания скрашивает "лекция" Александра Ивановича Ермакова. Оказывается, Сергей Рахманинов, не приемля охоту, очень любил рыбалку. Иногда случались казусы. Рыбу, которую ловил композитор, должна была чистить только Наталья Александровна. Сами понимаете, она не была в восторге от увлечения мужа и частенько отдавала улов любимому коту Дормидонту. Однажды супруга Рахманинова и домашний питомец были застуканы на месте преступления. Дормидонт был примерно наказан. С тех пор кот постоянно появлялся на пути хозяина, шипел, явно высказывая своё к нему отношение.
Так или иначе, Сергей Рахманинов обожал уху, рецепт его любимого блюда дошёл до наших времён. Примечательно, что оно готовилось с добавлением коньяка. Почему? Тут много версий. Опытные рыбаки говорят, чтобы отбить вкус тины. Люди, разбирающиеся в химических процессах, утверждают: спиртное позволяет лучше вытягивать масла и жиры из рыбы, осветляет бульон, убирает горечь, которую дают во время варки жабры. Но все сходятся во мнении: алкоголь, добавленный в уху, здоровью не вредит, он быстро выпаривается.
Пир на весь мир - так можно охарактеризовать то, что происходит сейчас в Ивановке. Ребятишки, которые в большинстве своём первое кушать не любят, уплетают уху за обе щеки. Охарактеризовать кушанье не могут:
- Ну, она такая…
И снова утыкаются носом в свои тарелки. Взрослые от детей не отстают. Признаются:
-Обедали дома, но от такого аромата аппетит сразу просыпается.
Все присутствующие сходятся во мнении: подобную уху на собственной кухне не приготовить. Разве что рыбный суп. Даже чай, который сегодня разливают из самовара, кажется особенно духовитым и вкусным. Может, всё дело не только в мастерстве поваров, но и в обстановке, в атмосфере, что царит в Ивановке? На эту мысль наших корреспондентов навёл разговор с директором Борисоглебского историко-художественного музея Юрием Александровичем Апальковым. Он любит Ивановку, по-доброму завидует возможности и способности Александра Ивановича Ермакова устраивать для посетителей Музея-усадьбы такие праздники:
- Всё это так важно именно сегодня, во времена поклонения золотому тельцу, во времена бездуховности. Для человеческой души необходимо растворение в природе, связь с ней. Мероприятия, подобные сегодняшнему, позволяют нам на какое-то время вернуться в прошлое, почувствовать, понять, ощутить все прелести неторопливого, умиротворённого бытия наших предков, узнать и принять их традиции, забыть о постоянной спешке, о грузе проблем. Посмотрите вокруг: здесь есть всё для счастья. Свежий воздух, напоённый ароматом роз, вкуснейшая уха на столах в тени деревьев, общение, дружеские улыбки, отсутствие необходимости куда-то спешить…
Трапеза подходит к концу, гости оценили уху и из форели, и из карпа. Но домой никто не спешит. Час на прогулку по парку, а потом все желающие смогут присутствовать на концерте, посвящённом памяти Валентины Толкуновой. До конца праздника ещё несколько часов…

Фото автора.
Автор:О.Харламова