Лента новостей
Статья6 августа 2012, 11:52

Связь времен и поколений в Инжавинском музее

Инжавино. Русская глубинка, каких по стране великое множество - со своим укладом, традициями, историей. Говоря о достопримечательностях родной земли, что мы подразумеваем под этим? Кроме прекрасных пейзажей - широких просторов, почти девственных лесов, чистых водоемов - это еще и значимые исторические места, вековые архитектурные строения, сохранившиеся до наших дней. С Инжавинским краем связано много выдающихся личностей… Одним словом, наши достопримечательности - то, что нам дорого, что вызывает гордость и уважение.
Жители района по праву могут гордиться Инжавинским краеведческим музеем. Его директором вот уже почти двадцать лет является Сергей Петрович ЧЕРНОВ.

ТРУДНО поспорить с устоявшимся мнением, что музеи - это храмы истории, сокровищницы памяти и традиций каждого народа. И двери этого храма открываются для того, чтобы новые поколения могли строить свое будущее, опираясь на знания и опыт предыдущих поколений.
Вот и Сергей Петрович всегда восхищался словами Николая Некрасова: «Плох тот сын, который не чтит и не помнит своих родителей, плох тот гражданин, который не чтит и не ценит своей родины».
В свое время, когда создавался Инжавинский музей, это было почти тридцать лет назад, просто назрела необходимость в появлении такого исторического центра, считает нынешний директор музея. В людях возросла в то время потребность в увековечивании памяти о наших достижениях, о нашей природе, о людях, которые оставили после себя добрый след на этой земле, которые сложили головы на поле брани, одним словом, сделали многое для Инжавинского края.
- И что удивительно - в первые годы работы музея жители абсолютно даром, без сожаления, несли все что могли. Они откликались, понимая значимость происходящего, - рассказывает директор Инжавинского музея.
- Прежде основными жителями здесь были крестьяне, - продолжает Сергей Петрович, - поэтому первые экспонаты были прямым напоминанием истории крестьянского быта. Кто половики старые нес, кто монеты, кто керамическую посуду, начиная с молочного горшка и до кубышки. Приносили вышивные скатерти, подзоры, бабушкины костюмы, сотканные еще из конопли и хранившиеся в сундуках. Все это до сих пор хранится в наших фондах.
Как рассказывает Сергей Чернов, при создании музея были привлечены лучшие специалисты того времени. Алексей Егорович Решетов - первый директор, который возглавил эту нелегкую и кропотливую работу. Ему помогали прекрасные краеведы и фотографы - Леонид Степанович Шурупов, бывший директор Красивской школы, житель Инжавина Иван Михайлович Бирюков, бывший директор Караульского детского дома Александр Дмитриевич Герасимов, Петр Михайлович Страхов, Алексей Семенович Гришин. Конечно же, были привлечены и специалисты из области. Ведь начинать с нуля, с первой витрины было очень трудно… Нужно было все показать и в то же время ничего и никого не упустить.
К построению первых композиций имел отношение профессиональный музейщик Владимир Шпильчин.
По словам Сергея Петровича, он мог отреставрировать любой документ 18-го столетия. Он знал эпохальные моменты вплоть до орфографии и шрифта того времени.

ЗА ПРОШЕДШИЕ десятилетия в музее многое изменилось, он рос, богател различными предметами старины. Один за другим открывались тематические залы, каждый отвечающий определенным требованиям. Директор называет их: историко-этнографический зал - сердце музея, современный зал, выставочный, зал природы и боевой славы.
Постоянно оформляются и персональные выставки, рассказывающие о почетных гражданах нашего поселка.
- Сейчас действует выставка, посвященная безвременно ушедшему замечательному талантливому музыканту, руководителю, композитору, написавшему немало песен о родном крае, Заслуженному работнику культуры Российской Федерации Николаю Тимофеевичу Солозобову, - продолжает рассказ директор музея. - Мы должны чтить память об этом человеке и помнить его…
Есть выставка русских народных инструментов - она сейчас находится в запасниках. Например, к 9 мая мы обычно выставляем работы красивского художника Павла Павловича Кострюкова, картины времен Великой Отечественной войны или картины местных художников, в которых отображена эпоха войны.
В настоящее время пополняемость музейного фонда не такая активная, как прежде. Инжавинцы не спешат расставаться с семейными реликвиями бескорыстно. Как заметил мой собеседник: «Время энтузиастов прошло». Таких людей остались единицы. Некоторое время назад музей получил новые экспонаты - патроны, каски пробитые, ленты пулеметные с поля боя со времен Великой Отечественной войны. Поисковой деятельностью и раскопками занимается наш земляк, ныне врач одной из Московских больниц Андрей Палатов.
Благодаря выделенным администрацией района средствам, музей приобрел у чернавских старожилов народные костюмы начала двадцатого века.
Музей также гордится коллекцией подлинных вещей ХIХ века, принадлежавших дворянскому роду Дохтуровых. Исторические ценности музею подарила Вера Ивановна Дохтурова, супруга одного из потомков великого полководца Дмитрия Сергеевича Дохтурова.
Спрашиваю: какая связь между известным генералом и Инжавинской землей?
- Дохтуров не является нашим земляком, он даже никогда здесь и не жил, - рассказывает Сергей Петрович. - Имение, в котором он жил, находилось под Москвой. Сейчас это Чеховский район, Давыдовская Пустошь (там, кстати, и похоронен сам Дохтуров). Это было имение князей Оболенских, которое отец подарил своей дочери Марии Петровне. После свадьбы молодожены поселились именно там. Сама Мария Петровна похоронена на эмигрантском кладбище «Сент-Женевьев-де-Буа» в Париже. Кстати, в первое свое президентство Путин возлагал на ее могилу цветы.
Так вот, внук генерала Дохтурова, Николай Петрович Дохтуров, еще в царское время был направлен в Кирсановский поземельный уездный банк. В Кирсанове у него родились двое детей - Сергей и Наталья. С образованием Инжавинского района потомок Дохтурова Сергей Николаевич с супругой Татьяной Сергеевной, кстати, тоже из дворянской семьи, переехали в Инжавино. Дом в Кирсанове он оставил своей сестре Наталье, а мебель привез с собой. Уже здесь у молодой пары рождаются двое детей Юрий и Лев. Второй сын умер в юном возрасте от легочного заболевания. А вот Юрий Срегеевич, я его уже хорошо помню, прожил здесь довольно-таки интересную жизнь. А в годы Великой Отечественной войны был удостоен множества государственных наград. Они с супругой Верой Ивановной жили за железнодорожным вокзалом, в обычном домике. Увы, сейчас никого из них уже не осталось в живых. Но у нас сохранилась фотография, на которой запечатлен момент передачи этих исторических ценностей в наш музей.
Сергей Петрович замечает, что у Веры Ивановны Дохтуровой была возможность за большие деньги передать эти вещи в Бородинский музей, что под Москвой. Но она решила иначе - и Инжавинский краеведческий музей принял в дар ценнейшие экспонаты двухсотлетнего возраста: саксонский фарфор, вазы венецианского стекла, мебель и многое другое.
- Естественно не без сожаления, со слезами на глазах Вера Ивановна расставалась с фамильными ценностями. Ведь это не просто вещи, а память, а с памятью нелегко расставаться, - вспоминает директор музея.
Кстати, в этом году мы передали на временное хранение в Тамбовский областной музей 12 предметов быта, посуду, медали, личные вещи полководца для выставки, посвященной Дмитрию Дохтурову, оформленной к двухсотлетию Бородинского сражения.
- А сам Дмитрий Сергеевич Дохтуров прославился тем, что командовал 2-й армией, заменив смертельно раненого Петра Ивановича Багратиона, - поясняет директор музея. - Это был величайший полководец, герой Отечественной войны 1812 года. Не даром портрет этого генерала и ныне украшает военную галерею в Эрмитаже и помещен рядом с портретом фельдмаршала Кутузова. И хотя Дмитрий Сергеевич не является нашим земляком, но его потомки навсегда связали судьбу с Инжавинской землей. Эта экспозиция долгие годы будет хранить память о том времени, о роде Дохтуровых, о великих защитниках русской земли.

КРОМЕ всего вышеперечисленного, в музее имеется богатейшая коллекция картин, написанных современными профессиональными художниками. Дело в том, что пять лет назад в нашем районе проходил пленэр художников, посвященный юбилею Мстислава Добужинского. В течение десяти дней художники из восемнадцати регионов России переносили на полотно шикарные виды с Барской горы, красивые места Карандеевки и Криволучья…
В выставочном зале музея можно полюбоваться видами на старую мельницу в селе Карай-Салтыково, дом Петрова-Соловова и терновскую церковь. Великолепна работа «После дождя», где на холст перенесены семеновские ивы. Как замечает Сергей Чернов, эти картины - тоже история родного края, в них отражена действительность нашего времени - быт, архитектура...
Здесь же действует постоянная выставка-распродажа картин и медальонов нашего местного художника Николая Карасева. Отдыхающие из Инжавинского санатория с удовольствием приобретают их как сувениры. Действительно, а почему бы не купить гипсовый медальон с изображением Тамбовского волка - одного из символов Тамбовщины.
Спрашиваю: для кого вы проводите экскурсии?
- Контингент различный. В первую очередь школьники, отдыхающие санатория «Инжавинский». Приходят и гости поселка, но больше по-одиночке или небольшими группами. В этом случае не получается полной экскурсии, она проходит в форме беседы. Чаще всего посетителей интересуют исторические названия населенных пунктов. Всегда спрашивают, почему ваш поселок называется Инжавино? Понятно, если бы это была «Петровка» или «Михайловка». А «Инжавино», замечают они, и слово какое-то нерусское. Я подробно объясняю, откуда оно к нам пришло.
Спрашивают часто, что означает устойчивое выражение «Тамбовский волк». Конечно же, говорю, не потому, что у нас люди, как волки. Вообще, это связано с ведением хозяйства, особенно в конце XIX начале XX веков. Тамбовщина всегда была аграрной губернией. И основным занятием здесь было сельское хозяйство: пчеловодство, растениеводство, животноводство. И к тому же очень ценились шкуры степных волков. К декабрю зверь покрывался густым лоснящимся мехом. Поэтому на Тамбовщине велся активный отстрел степного волка. Шкуры потом везли в Москву. Ведь такую роскошь могли себе позволить только богатые люди.
МНОЖЕСТВО вопросов слышу об истории и назначении тех или иных предметов, у каждого есть своя легенда…
- Сергей Петрович, как вам удается помнить все и, не мешкая, отвечать на любые вопросы?
- Я когда пришел сюда работать, первое время мне действительно было страшно: как не растеряться во время экскурсии? А ведь среди посетителей бывают и профессора, и ученые, и работники министерства культуры, МИДа, отдыхающие в нашем санатории. Так что даже там знают о наших литературно-музыкальных гостиных с Заслуженным работником культуры Российской Федерации Алефтиной Дробышевой.
И вот когда такие люди задают тебе вопросы, надо так ответить, чтобы соответствовать уровню. Поэтому все время приходится быть начеку: уметь ответить и знать, что ответить. Даже сейчас, когда за плечами уже большой опыт, до сих пор, выхожу на сцену и волнуюсь. То же самое чувствую, встречаясь с экскурсантами. Я считаю, что перед любым посетителем важно «не ударить в грязь лицом». Поэтому порой приходится как ученику что-то повторять, перечитывать по несколько раз, изучать дополнительную литературу.
Я не могу остановиться на одном уровне, стараюсь узнавать что-то новое. Тесно общаюсь с директорами других музеев. Ведь новые знания всегда полезны. А принимать советы я не считаю зазорным.

НАШ краеведческий музей можно назвать центром культурной жизни поселка Инжавино, одной из главных достопримечательностей. Гости района в первую очередь идут сюда. Поэтому «храм истории» должен и выглядеть соответственно. В минувшем году здесь полностью отремонтировали выставочный зал. В этом году преобразилось фондохранилище, установили пожарную сигнализацию, камеры видеонаблюдения, имеется и спецсигнализация, которая связана с дежурной частью. Отремонтировали крышу, фундамент, выложили плиткой центральную дорожку при входе в музей.
Как признается Сергей Петрович, сделано много, а предстоит еще больше.
С музеем постоянно сотрудничают все учреждения культуры района, школы, педагоги - без этого нельзя. Немалый вклад в работу музея внесли и его сотрудники. Например, Валентина Николаевна Колобова трудится здесь больше двадцати лет.
- Мы должны помнить - без прошлого нет будущего, - продолжает говорить директор. - В этом заключается подвижничество нашего музея. У нас проводятся не только музыкальные гостиные, но и вечера поэзии, исторические мероприятия. Несколько раз отсюда торжественно провожали в армию инжавинских юношей. Губернатор Олег Иванович Бетин вручал награды нашим ветеранам Великой Отечественной, в том числе Вере Ивановне Дохтуровой, Александре Николаевне Кирсановой, Василию Николаевичу Эктову, Алексею Егоровичу Решетову и Петру Пантелеймоновичу Зорину. То есть музей еще является и центром патриотического воспитания. В нашем выставочном зале выступали выдающиеся артисты, музыканты, превращая его на время в камерный.
Музей проводит и выездные экскурсии. Их четыре: в Караул, Паревку, Карай-Салтыково и по Инжавину (архитектурное прошлое). Хотя это далеко не новые формы работы, появились здесь они сравнительно недавно. Дети, например, бывают в восторге от таких поездок.
Инжавинский маршрут начинается от вокзала. Рассказывается о его истории, о том, когда была построена железная дорога, что в 1901 году по ней уже ходили поезда. Как она связана с Борисом Николаевичем Чичериным, финансировавшим ее строительство. Об этом же вокзале, как его два раза грабил Антонов, о старинной водонапорной башне, стоящей и поныне, о двухклассной женской гимназии (ныне - поликлиника)… Объектами внимания становятся старые, сохранившиеся с прошлого века до наших дней, дома купцов Черникова, Сальникова, Ерофеева и другие.
Все говорит о том, что музей сегодня востребован. Люди нуждаются в нем. Сильно в них желание знать своих предков, историю своего края.
Недавно вот пришло письмо от нашего земляка, известного дирижера Тамбовского оркестра народных инструментов «Россияне» Николая Алексеевича Наумова. Он прислал фотографии военного времени своего отца, который родился в нашем районе, в Моршань-Ляде… Такие письма приходят отовсюду. А работники музея в свою очередь не оставляют без ответа ни одно из них - отвечают, какими сведениями или документами располагают.
Одним словом, есть что показать и рассказать не только туристам, но и самим инжавинцам. Главное, чтобы у них самих было четкое желание почувствовать связь времен и поколений, окунуться в атмосферу истории и памяти.

Автор:Надежда САМСОНОВА