Лента новостей
Статья31 июля 2012, 09:33

Судьбы

Мишку в армию провожали всем селом. Весельчак, балагур, гармонист, он был душой любой компании. К девчонкам, сверстницам своим, относился ровно, никого не выделяя, и в то же время ни одна из них не могла сказать, что он ей не нравится.
За столами народу было очень много - и молодых парней, и пожилых мужчин. Все наперебой давали ему советы, что и как он должен делать, особенно в первые месяцы службы, так было принято в деревне. Проводы в армию были чуть ли не праздником.
Мишка поднялся из-за стола, прошёл в другую комнату и вышел оттуда с гармошкой:
- Вот что, гости дорогие, до отхода автобуса есть ещё время, хочу я на прощанье поиграть на гармошке, когда ещё придётся взять её в руки. И придётся ли?
- Михаил, - отвечали ему гости, - а мы вот с песней все пойдем к автобусной остановке. Пусть, кто не пришёл сюда, видят и слышат, что ты с чистой душой и открытым сердцем идёшь в армию.
Вскоре от Мишки пришло первое письмо. Писал он, что попал служить в учебное танковое подразделение, будет механиком-водителем танка. В казарме чисто, односпальные кровати. По субботам, а иногда и в понедельник утром -баня, с заменой белья и постельных принадлежностей. “Раз в 10 дней выбиваем матрасы, хотя пыли в них нет. Кормят очень хорошо, каждый день мясо, утром - обязательно сливочное масло, хлеб белый и чёрный вдоволь, вечером, как правило, рыба. И каши разные всегда, картошка - только пюре, правда, на воде приготовленная, но за день так намаешься, что съедается быстро и с аппетитом. Есть и свободное время, можно телевизор посмотреть, но, как правило, в это время все пишут письма домой. Командиры об этом сразу предупреждают, чтоб написали о первых впечатлениях, о воинской части и обязательно указывали обратный адрес. Говорят, о трудностях напишите потом, когда примете присягу и будете полноценными защитниками своей Родины”.

Отец перечитал письмо ещё раз, отдал матери:
- Почитай, вроде бы пока всё хорошо.

Он с гордостью говорил односельчанам, что Мишка его - танкист, механиком-водителем будет, это ему не на гармошке играть. И загадочно улыбался.
За делами, за житейскими хлопотами как-то стало забываться, да и Мишка писал всё реже и реже. Нет времени, служба круглые сутки. И вот когда зацвела сирень, родители Мишки что-то делали в огороде, к ним прибежал, запыхавшись, Васютка, пацанёнок, что живёт с матерью недалеко от автобусной остановки и так громко прокричал:
- Вы вот работаете, а там Мишка ваш идёт в военной форме!
Родители, побросав инструмент в огороде, выбежали на дорогу. Мать хотела побежать встречать, но отец нестрого крикнул:
- Куда? Иди на стол собирай, с дороги человек, а я встречу.
Мишка подбежал и обнял отца:
- Что, батя, не ждал?
Отец чуть-чуть грубовато и с долей гордости:
- Мог бы и написать или телеграмму дать, что едешь.
- Да, знаешь, батя, я и сам не знал. У нас проверка весенняя была. В армии это всегда весной и осенью. Ученья с боевой стрельбой, а потом индивидуально каждый механик-водитель сдаёт вождение танка. Так получилось, что я занял первое место в полку и мне объявили отпуск с поездкой на родину и прямо на полигоне выдали проездные документы. И вот я здесь.
- Молодец, сынок. Занять первое место в полку - это многого стоит.
Мишка продолжал что-то говорить, а отец смотрел на него и отметил для себя, что сын возмужал, окреп и в суждениях самостоятельнее стал. Он спросил:
- Куришь, сынок?
Тот покачал головой.
- Ну, теперь не научишься. Первые полгода в армии трудно, а потом идёт всё как по накатанной дорожке.
И продолжая начатый разговор, добавил:
- Михаил, а ты знаешь, что твой дед тоже был танкистом. И погиб в 1943 году в знаменитом бою под Прохоровкой. У нас с матерью хранится извещение о его гибели, а потом позже вручили нам орден Красной Звезды. Так что в тебе, сынок, гены деда, тот тоже хотел быть первым во всех делах.
А я служил в автобате водителем бензовоза в роте подвоза ГСМ. Служили три года, тогда и я тоже получил отпуск за лучшее содержание автомобиля.
10 суток отпуска пролетели так быстро, что Мишка не успел посетить всех друзей и родственников. Провожая его обратно до автобуса, родители просили почаще писать письма. А Мишка ответил им словами песни:
- Отслужу, как надо, и вернусь!
И вот, когда родители стали считать дни до его возвращения, получили от него письмо, что домой он не вернётся, а останется здесь. Отец побежал на почту и дал телеграмму: “Пропиши подробнее, как собираешься дальше жить”. Через некоторое время получили письмо, в котором Мишка писал, что женится, и если у родителей есть возможность, то он приглашает их на свадьбу такого-то числа. Отец перечитал письмо вслух ещё раз и спросил:
- Мать, ты что-нибудь поняла?
- А что понимать, девушка у него там и он женится.
- Да это я и без тебя понял. Почему раньше ничего не писал и почему так быстро.
Жена в ответ:
- Да кто их, молодых, поймёт сейчас. Это раньше - ухаживания, вздохи под луной, знакомство с родителями, потом сватов засылают. А сейчас – “мы женимся”. И не думают, как дальше жить, пусть родители голову ломают. У него ведь нет никакой специальности и образование - одна школа.
- А, может, у них того? - сказал муж.
- Что того?
- Ну, приспичило их, дело-то молодое. Вот поедешь и посмотришь, того или не того. Да не напивайся там. Всё разузнай, брательника возьми с собой. Он-то уж точно за словом в карман не полезет и в обиду себя не даст. Да и Мишке он крёстный и на свадьбе быть обязан. Ты сходи на почту, закажи переговоры, спроси Мишку, чем мы можем помочь.
Муж с обидой:
- Какие переговоры? Он служит, а не в телефонной будке сидит. Поедем на день-два раньше и там на месте всё решим. Продуктов из дома возьмём побольше, самогонки, деньжат наскребём сколько есть.
- Балбес, - с горечью продолжил отец, - мог бы написать, сколько человек будет на свадьбе.
Купив билет на поезд, дали Мишке телеграмму: “Встречай”. Встретил он их почему-то в гражданской одежде. Мишка на их изумлённый взгляд ответил:
- За хорошую службу, отец, меня демобилизовали в первую очередь.
И на вопрос “Куда мы поедем сейчас?”, Мишка сказал:
- К родителям невесты.
Встреча была дружественно-настороженной, больше осматривали друг друга. Крёстный Мишки первым заговорил:
- Ну, крестник, давай знакомь и говори, кто есть кто.
Отец Мишки заторопился, засуетился:
- Мы тут кое-что привезли и надо бы в холодное место кое-что поместить, хотя хозяйка и присолила, и крапивой обложила, и чистой тряпицей обернула. Мишка, банки с соленьями поставь, чтоб не на солнце были, а вот баранину, свинину, гуся и двух уток с курами надо бы в холодильник.
Родители невесты с изумлением смотрели, как всё это выкладывается на кухонный стол, обратились к Мишке:
- Зачем всё это? Ты разве не написал, что у нас всё есть?
Крёстный и здесь нашёлся, что сказать:
- Мы знаем, что у вас всё есть. Свадьба будет?
Все закивали головой, а он продолжил:
- А это для разнообразия на столы, домашнее, деревенское, без консервантов.
И торжественно поставил на стол две трёхлитровые банки с прозрачной жидкостью:
- Сахарный, первачок,70 градусов. Сам мерил.
Все заулыбались, а мать невесты проговорила:
- Всё! Может, с дороги руки помоете и в комнату пройдёте. Стол накрыт, как, оцените сами. За столом и поближе познакомимся и всё обговорим.
За столом они узнали, что свадьба будет в кафе, всего 30 человек. Уже всё оплачено, фотограф будет и на регистрации, и на свадьбе. Машина для молодых и автобус для гостей тоже будут. Тамада будет вести свадьбу. Крёстный спросил:
- И что, это тоже за деньги?
- А как же? - ответила мать невесты.
Отец Мишки почесал голову и как бы виновато говорит:
- Вы уж извините нас, но деньгами мы не богаты. Конечно, мы привезли немного.
Отец невесты перебил его:
- Не волнуйтесь вы так. У нас дочь одна, мы с женой и дочь сама работаем. Всё уже оплачено, и для дочери нам ничего не жалко. Мы ждали этого дня, когда она познакомит нас с будущим мужем. И дождались!
Регистрация брака и свадьба прошли как по расписанию. Тамада что-то всё говорил, было весело, шумно, но отец Мишки и крёстный так и не могли вспомнить ни одной шутки. Они после так и сказали - балаган какой-то. Ни одного свадебного обычая, кроме “Горько!”, не соблюли. Они пытались сделать всё, как в деревне, но им сказали: приедем к вам, там вы будете руководить и вести свадьбу!
- Я на работе, - заявил тамада, - не мешайте мне.
Отец Мишки и крёстный отметили, что невеста уже беременная и не на первом месяце. Животик скрывала с трудом. Мишке с родителями невесты повезло. Отец работает на заводе. С ним вместе будет работать и Мишка. Сначала учеником газоэлектросварщика и одновременно при заводе будет учиться в техникуме. Мать - воспитательницей в детском саду. И жить будут молодые пока с родителями.
Мишка обратил внимание, что после свадьбы жена стала как-то отдаляться от него. Заметила это и мать жены и объяснила Мишке, что это связано с беременностью. А родится ребёнок, ему, Мишке, внимания будет ещё меньше.
- Вспомни поведение своих родителей и будь готов к этому.
Через какое-то время родилась девочка, и дали ей имя Яна. Мишке это имя было непривычно, но подумав и произнеся вслух Яна Михайловна, он посчитал его созвучным и соответствующим времени. Он был рад, но вот отношения с женой не улучшались, он пытался помогать, но чаще слышал, чтоб не мешал. А вскоре жена заявила, что грудью дочь кормить не будет. Ей нужно для будущей работы беречь фигуру. И на все уговоры и матери, и отца, и Мишки отвечала - нет. Жена не работала, но и не стремилась выполнять домашние дела. Всё ложилось на плечи матери.
В один из дней родители жены объявили, что купили им двухкомнатную квартиру и жить будут недалеко от них. Мишка был рад и попытался обсудить с женой, что купить в первую очередь. Ответ жены его озадачил - она не собиралась и не желает переезжать от родителей. А он может и там жить, ей всё равно. Мишка никак не мог понять такого отношения к нему. Он помнил слова матери жены, но чтобы с рождением дочери жена настолько охладела к нему, да, как ему казалось, и не рада рождению дочери. Он чувствовал, что причина в другом, но боялся об этом не только говорить, но даже запрещал себе думать.
Отец жены практически в ультимативной форме потребовал переезда и на все возражения дочери говорил:
- У вас семья. Михаил работает и неплохо зарабатывает. Учитесь жить самостоятельно. А мы только мешаем.
Жена первое время просила Михаила купить что-либо в дом, переставить мебель, и с удивлением узнала, что её муж прирождённый кулинар и мастер на все руки. В такие минуты Михаил думал, ну, наконец-то, увидела, оттаяла, и старался ничем не разрушить этот микроклимат.
Яна росла быстро и была очень смышлёной. В два года она уже знала все буквы, умела считать. В один из дней Михаил как бы в раздумье сказал жене, что он где-то слышал или читал что один ребёнок, это не ребёнок, два ребёнка, - это полребёнка, а вот три - это уже ребёнок. Такой грубой тирады слов, он не слышал со дня своего рождения. Жена заявила, что у него животный инстинкт, и они с дочкой уходят к матери. Михаил был обескуражен и огорчён. Он не мог понять и объяснить вспышку агрессии жены.
На работе тесть поинтересовался, что случилось, и сказал:
- А ты вечером тоже приходи к нам.
Родители жены встретили его дружелюбно, мать жены успела шепнуть, что дочь обиды не таит и даже рассказала, как хорошо он готовит пищу. На семейном совете решили, что Яна будет жить у бабушки и с ней же будет ходить в садик. Жена Мишки вернётся на работу. А Мишке сказали:
- Ну, а вы сами спланируйте, как дальше жить и чем занять свободное время.
Мишка закончил техникум, и его назначили бригадиром. По совету тестя он поступил в заводской институт. Он рассказал об этом жене, на что она ответила: - Когда я за тебя выходила замуж, уже тогда отец сказал, вот будет, мол, смена на заводе. Я не знаю, чем ты так покорил моих родителей, что они в любом вопросе на твоей стороне. Ты на меня не обижайся, но нет у меня высоких чувств к тебе и детей рожать от тебя я не буду. Мне безразлично, будешь ты жить со мной или разведёшься. И давай жить каждый своей самостоятельной жизнью без всяких обязательств и предрассудков.
Мишка возразил:
- Но у нас дочь. Ей нужен отец.
- Это дочь моя и тебя она со временем забудет.
Мишка не был готов к такому объяснению и ушёл из дома. Так продолжалось несколько дней, пока тесть снова не заговорил с ним. И узнав в чём дело, он сказал:
- Ну, это мы быстро решим. Ты бы, Михаил, построже с ней, показал бы свой характер.
- Нет, не могу я с ней грубо или жёстко обращаться. Не научили меня этому родители, и у нас в доме никогда я не видел и не слышал ругани и ссор, по крайней мере, при детях.
Тесть советовал Михаилу:
- Бери-ка ты отпуск и езжай к родителям. Да так, чтоб я об этом знал и ты. А там посмотрим.
Мишка накупил подарков и уехал. Родители были рады его приезду, но спрашивали, почему один, мог бы и внучку привезти. Вечером, когда собрались родственники за столом, все разговоры были вокруг Мишки. Как ему живётся, чем он занимается, а его жена, и какие отношения с родителями жены? Мишка отвечал, иногда невпопад, а сам думал, какие там отношения? Из-за стола поднялась родная тётка Мишки и громко так сказала:
- А ты, Миша, ничего в деревне не забыл?
На неё все замахали руками, а отец Мишки проговорил:
- Засиделись мы тут. Не до разборок нам. Давайте расходиться. Отпуск у сына большой и, я думаю, мы ещё не раз встретимся.
Когда родственники ушли, Мишка спросил мать, о чём это тётя Дуня хотела сказать?
- Да выпила она, а язык без костей, вот и мелит, сама не знает что.
- Да нет, мама, что-то вы от меня скрываете.
- Ложись спать, утро вечера мудренее, - ответила мать.
Наутро за столом Мишка стал расспрашивать о своих сверстниках. Мать отвечала:
- Кто уехал, кто умер, девчата почти все вышли замуж, и только Людка Резничиха осталась здесь. Родила мальчика, назвала его, между прочим, Мишкой, а вот кто отец, так и не знаем. Трижды к ней засылали сватов, всем отказала. Должно принца ждёт на белой машине. Даже, как записано отчество, не знаем. Брат в сельсовете работает, ну, скоро в школу пойдёт, всё равно узнаем. А мальчишка очень смышлёный растёт.
- А какой год ему?
- Да, вроде, шесть скоро будет.
Через два дня Мишка, никому ничего не сказав, уехал.
Жена, на удивление Мишки, встретила его радушно.
- Ну что, нагулялся? Можешь и дальше продолжать. Приехал отец Янки, и мы с ним решили пожениться. Я уже документы на развод подала.
- Какой отец? Что ты несёшь?
- Неужели ты до сих пор не догадался, что это дочь не твоя, и почему я ни разу не поехала с ней к твоим родителям. Они-то сразу увидели бы. Это родители настояли, чтоб я срочно вышла замуж. Отец у меня старомодный. И это он всё организовал и твою досрочную демобилизацию, и свадьбу. Ты родителям очень понравился. И на все мои возражения мать говорила: “Поживёте, свыкнитесь, а любовь, она позже придёт”. Но видно я не такая, не смогла я тебя полюбить всем сердцем и душой. Хотя ты мужчина очень порядочный и хороший.
Мишка стоял в растерянности и спросил:
- Дочь у родителей?
Жена кивнула головой.
- Родители знают о твоем решении?
Она снова кивнула головой:
- Я не ждала, что ты так рано вернёшься, но отец обещал тебе комнату в общежитии. Я думаю, ты поступишь как настоящий мужчина и квартиру оставишь нам с дочкой, тем более, большая часть денег была родительской. Мишка не знал, что говорить и делать.
- Конечно, ты правильно всё решила, чем жить с нелюбимым человеком, лучше… Родители меня с детства учили и говорили, надо жить так, чтоб людям, находящимся рядом с тобой, было приятно и комфортно. Давай соберём мои вещи, и я уеду в заводское общежитие.
У общежития его встретил тесть.
- Что так рано приехал, до конца отпуска ещё много дней? Или…
И Мишка ответил - или.
- Ну, ты располагайся здесь, а я после работы загляну, и мы всё обсудим.
Три месяца Мишка ждал развода. Однажды тесть ему сказал:
- Я мог бы ускорить, но думал, что дочь одумается.
Мишка в резкой форме ему сказал:
- А вы знали, что Яна не моя дочь?
Тесть помолчал, а потом сказал:
- Я, Михаил, помогал тебе и буду помогать. Видно, судьба так распорядилась. Любое твоё решение приму, каким бы оно не было.
Мишка снова приехал к своим родителям и рассказал им всю правду о своей женитьбе. Мать всплакнула, а отец сказал:
- Не покушаешь горького, не почувствуешь сладкого. Проживём!
Через некоторое время Мишка обратился к родителям:
- Можно сватов засылать.
- К кому? - спросила мать.
- К Людке Резничихе. Сын её Мишка - это мой сын. Помните, я в отпуск солдатский приезжал?
Мать в ответ:
- Вот об этом, сынок, тебе и хотела сказать тётя Дуня.

Автор:Г. НИКИТИН