Лента новостей
Статья15 августа 2012, 11:59

Шаги навстречу

- Жесть! - восклицание, означающее высшую степень проявления эмоций, звучало на этой выставке в вечер ее открытия довольно часто. И здесь это было оправдано как в переносном, так и в прямом смысле слова - жесть, выбранная в качестве своеобразного «холста» для картин художника, стала сама произведением искусства. «Новая галерея» в очередной раз смогла эпатировать тамбовскую публику, представив экспозицию под суперлаконичным названием «Ирина Затуловская. Живопись».

Лаконизм, а точнее обезоруживающая простота названия вовсе не случайны, а напрямую перекликаются с «неслыханной простотой» работ московской художницы Ирины Затуловской. Однако работы эти ныне представлены в собраниях лучших музеев России и зарубежья - в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, в самых престижных художественных музеях Финляндии, Голландии, Польши, Италии. Это не говоря уже о различных наградах художницы, включая престижную премию «Мастер».

Дело в том, что «простота» эта совсем не так проста. Чтобы ее постичь и чего-то в этом направлении достичь, художнику приходится пройти школу как классической живописи, так и испытать на себе искушение самого «замороченного» авангарда. Этот путь проходили такие знаменитые мастера как Михаил Ларионов, Нина Гончарова, Юрий Фальк. Правда, Ирина Затуловская не пыталась кому-то подражать, а пришла к столь естественному искусству вполне естественным путем, найдя гармонию в материале и том, что можно изобразить на нем. Она уверена, что красота живет вокруг нас, живет в самых, казалось бы, непримечательных вещах. Надо их только заметить. Но в этом и есть миссия художника - отсечь от камня все лишнее.
Правда, Ирина Затуловская использует не камень, а в основном жесть и дерево. Это предметы, к которым человек уже когда-то приложил руку, они сохранили дух времени и информацию, заложенную тогда. А изображение на старой двери или фрагменте забора - всего лишь продолжение самого материала, раскрывающее для нас его внутреннюю суть. Вы можете с этим соглашаться или нет, но не поверить в это невозможно. Надо лишь внимательнее приглядеться, и тогда осколки времени сойдутся в пространстве, чтобы ты к ним смог прикоснуться. Не бойтесь обжечься, и у вас получится!

Произведения Ирины Затуловской в Тамбове оказались впервые. Было это непросто, но энергия арт-директора «Новой галереи» Ирины Бирюковой и организаторские качества соавтора проекта Владимира Пенькова, похоже, не знают границ. Экспозиция стала продолжением миссии «Новой галереи», знакомящей тамбовчан с наиболее яркими образцами современного искусства, начатой в свое время выставками Сергея Горшкова, Андрея Бильжо и произведениями из коллекции небезызвестного Марата Гельмана. Эти авторы не просто присылали свои работы, но и сами их представляли в городе на Цне. Не стала исключением и Ирина Затуловская. Ее слегка смутило внимание прессы: «Я ничего такого не изобретаю - все это уже было изобретено в народном искусстве…». И, может, потому художнице очень понравился наш Тамбов. И не просто понравился внешне, а тоже стал источником вдохновения. Включая вполне прагматичную сторону дела.

К примеру, у старого деревянного дома на улице Кронштадтской близ католического костела мастер не могла пройти мимо лежащих на земле старинных досок. И они теперь станут основой будущих работ. Ведь для этого нужно не просто дерево, а живая плоть времени…

«Чуть листья расцветут Глядишь - уже увяли Весна и осень Радость русская В печали…»

Эти строки в духе японской поэзии написаны самой художницей. Возможно, в них и заключен смысл большинства ее картин, написанных в столь необычной и непривычной большинству манере. Но она не хочет кому-то понравиться, тем более большинству. Художник и зритель должны идти друг к другу. И если есть возможность сделать эти шаги, то в этом уже есть смысл...

Автор:Виталий Полозов