Лента новостей
Статья3 февраля 2015, 16:00

Путешествие по книжным полкам, или Что читаем, господа?

2015 год объявлен в России Годом литературы. "Уваровская жизнь" решила выяснить, что предлагали читателям книжные издательства несколько десятков лет назад и какие произведения выходят в свет сегодня…

Работа предстоит масштабная

Мне нужно выяснить не только ассортимент предлагаемой в разные периоды литературы. Хотелось бы определить предпочтения читателей тех или иных лет, узнать, какими тиражами выходили книги "вчера" и "сегодня". Для этого мало проанализировать издания, хранящиеся у меня дома и в квартирах моих друзей. Но, к счастью, у меня есть отличные помощники – сотрудники городской библиотеки № 1, что расположена в ДК "Дружба". С Татьяной Алексеевной Почечуевой и Татьяной Васильевной Беляевой я знакома давно, и они с удовольствием согласились стать моими проводниками в великом и завораживающем мире русской (и не только русской) литературы. Итак, путешествие по книжным полкам начинается.

Патриотизм - в приоритете

Следовало бы заранее определиться, какой временной период брать для исследования, но сделать это сложно: откуда мне знать, насколько "старые" книги можно найти в библиотеке? В конце концов – это не хранилище древних актов, а потому принимаем решение проанализировать литературу хотя бы за последние 40 лет. Но вот сюрприз! У меня в руках произведение Н.Ф.Гарнича "1812 год". Издана 59 лет назад тиражом 75 тысяч экземпляров. Книга не для лёгкого чтения, зато полна подробных исторических фактов и будет любопытна тем, кто всерьёз интересуется войной с Наполеоном. Военная и революционная тематика вообще преобладает в произведениях прошлых лет. В 60-70-х годах был большой спрос на "Четырёх танкистов и собаку", да и любая книга, посвящённая Великой Отечественной, читалась взахлёб. Издаётся повесть Т. Игумновой "Быстролётные дни", в которой описаны процессы зарождения молодой революционной интеллигенции, происходящие в 1914–1920 годах. Почти стотысячным тиражом распространяется роман М. Прилежаевой "Под северным небом" о судьбе и работе виднейшего деятеля Коммунистической партии М.Калинина. История родной страны, подвиги наших предков, пламенный патриотизм и стремление к светлому будущему – на каждой странице. Разве плохо?

Думаем о смысле бытия

В это же время писатели начинают творить на тему… тоже патриотизма. Но, как бы это сказать… патриотизма "мирного", с военными действиями не связанного. Из-под пера Л. Кузьминой выходит повесть "Ты да я, да все мы вместе". Даже сегодня интересно почитать о выпускниках ПТУ, пришедших учениками на большой завод. Они очень разные, у каждого своя правда жизни, свой способ заработать авторитет, своё мнение. Но все они, в конце концов, признают ценность большого и, что главное, единого рабочего коллектива, хотя изначально активно пытались ему себя противопоставить. Начинают осознавать истину: поодиночке мы - никто, вместе - сила.

Повесть А. Шубина "Непоседы" тоже заставляет задуматься о смысле бытия. Молодая девушка отправляется на одну из строек Сибири, желая удачно выйти замуж за богатого геолога. Но случившиеся с ней несчастья, влияние друзей заставляют героиню пересмотреть свою жизнь и начать трудиться на благо общества и государства, отказаться от мещанских взглядов, собственной жадности.

Надо сказать, что два последних произведения написаны действительно талантливо. Никаких видимых нравоучений, захватывающий сюжет, лёгкая подача материала. Но какая глубина авторской мысли! Ничего поверхностного, и много воспитательных моментов, способных ненавязчиво показать читателю нужный и правильный (с точки зрения тех времён) образец человеческой личности.

"Три мушкетёра" - нарасхват

Восьмидесятые годы… Издательства работают ещё активнее. Они по-прежнему выпускают книги, рассказывающие о Великой Отечественной войне (спрос на них не уменьшается). Так же, как и раньше, не теряют популярности повести и романы о колхозном движении, больших стройках. Добавляются произведения, повествующие о работе учёных. Нарасхват идут "Три мушкетёра" и "Трое в одной лодке". Достать "Анжелику" – настоящая удача, "Человека-амфибию" – тоже. В библиотеки массово начинает поступать специализированная литература, например, физико-математического направления. Пособия для плотников-паркетчиков, радиолюбителей, начинающих шахматистов. Хорошо характеризует вышеупомянутый период то, что спросом пользовалась книга "Как сделать мебель самому".

Квазимодо на шпильках

Девяностые годы – перелом в стране и перелом читательских предпочтений. Книжный рынок насыщен донельзя. Хорошо то, что студентам и абитуриентам ничего не стоит найти в библиотеках учебные пособия по мировой экономике, социологии, философии. "Анжелика" – уже не дефицит. Издательства предлагают читателям новых авторов и новые жанры – большей частью развлекательные.

Иронические и просто детективы, любовные романы жадно проглатываются уваровцами. Не удивительно. Люди устали от проблем, которые повлекла за собой перестройка, человеческие ценности перекраиваются, и хочется отдохнуть за необременительным и не располагающим к серъёзным размышлениям чтивом. Новый 21 век тоже приветливо встречает создателей иронических и не иронических детективов, любовных историй. На слуху Шилова, Донцова, Воронин, Черкизов, Платова, Нестерова. Завораживают броские названия: "Бабушка на сносях", "Куколка для монстра", "Двое, не считая призраков", "Квазимодо на шпильках", "Привидение в кроссовках". Вот сейчас в моих руках произведение Дарьи Донцовой "Обед у людоеда". Как не прочесть эту книгу, если она обещает столько интересного?! В ней нет описания судьбы героя Великой Отечественной войны, нет ничего, повествующего об истории России, нет патриотизма, нет глубоких мыслей. Зато!.. Главную героиню преследует глюк – кенгуру, регулярно появляющаяся на балконе квартиры. Она (героиня) становится свидетельницей того, как кто-то выпил цианид, а потом последовало отравление её (героини) начальника. И нужно вести расследование, но этому мешают дети, иные родственники и куча непредвиденных обстоятельств. Героинины "коллеги", иными словами другие герои детектива пересыпают свою речь репликами типа "Итить твою налево". Есть в прямой речи упоминания жены кобеля на букву "с", мужа козы... Привлекательно? А то! А герои всевозможных войн подождут.

Или вот любовные романы. В них наложницы и пленницы изнывают то от любви, то от ненависти, то от тоски, по чему - не совсем понятно. Сначала они хотят бежать, потом остаться в сладком плену навечно. Иногда рожают своих детей, иногда усыновляют чужих. То выцарапывают глаза любовницам их любимых, то оставляют тех же любимых тем же самым любовницам и ждут, когда мужика почти насмерть заест его совесть. Женская психология тут расцветает буйными зарослями психологического чертополоха с намёком на определённую и явно прослеживаемую женскую дурость. Мужскую, впрочем, тоже. Но ведь занимательно! Исключительно интересно! Непредсказуемо! И загадочно! Сумеют ли герои обрести хоть какой-то разум и вместо беспрестанного оханья пойти к венцу?

Классика – на все времена

Уважаемый читатель, наверное, ты уже решил, что эта статья сообщит вам о деградации нашего общества. Раньше, мол, читали революционно-военное и очень патриотичное, а теперь – что-то из разряда неполноценно-юмористического, жестоко-детективного и слезоточиво-эмоционального, то есть, любовного. Подождите с выводами. Мы ещё не поговорили о классике.

И разговор этот я приберегла напоследок, потому что она – классика, как оказалось, выходит за все временные рамки. Её читали в 50-х годах и читают сегодня. Знаете, какой тираж был у книги "Повести и рассказы В. Короленко", изданной в 1983 году? Два миллиона экземпляров! Произведения из серии "Жизнь замечательных людей" расходились по рукам мгновенно. Народ жадно "глотал" Шаламова, Гроссмана, Ананьева. Что уж говорить о Гоголе, Чехове, Толстом, Шолохове, Тургеневе и Достоевском? Кто-то сейчас недоверчиво усмехнётся: "Ну-у-у… Так было раньше…". И, между прочим, ошибётся.

Т.А.Почечуева и Т.В.Беляева подробно рассказали мне о многих посетителях библиотеки:
– Лариса Трофимова всегда спрашивает классику. Дарья Рослякова, студентка – тоже. И Светлана Шлычкова, и многие другие. Литература советского периода, произведения Бунина, Тургенева и других известных писателей до сих пор интересуют уваровцев. Есть спрос на книги из серий "Великие полководцы", "Жизнь замечательных людей", "Династия Романовых". Пикуля берут. Поэзией интересуются. Многотомная Православная энциклопедия у нас есть, Большая Российская: раньше Большой Советской обходились.

Огорчает другое. Издательства не слишком "настроены" на выпуск серьёзных произведений. Двухмиллионных тиражей уже нет. Если раньше Ф.Достоевский выходил тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров, то современное издание его "Белых ночей" ограничено пятью тысячами книг. Немного забылись Гёте, Ремарк, Драйзер, Гашек…

Сменился и так называемый социальный состав посетителей библиотеки. В былые годы сюда приходили все. Наведывались рабочие, служащие, студенты. Теперь больше домохозяек, пенсионеров. Детишек много - это радует. Самые активные из них –кадеты, ребятишки 7–10 лет, старшеклассники, которым предстоит пройти итоговые школьные испытания и сдавать вступительные экзамены в вузы. В общем, библиотеке № 1 грех жаловаться: её посещают 3420 читателей! А теперь попробуйте сказать, что книга, бумажная, а не электронная, утратила свою популярность. Может быть немного, но далеко не глобально!


Фото автора

Автор:Олеся Харламова