Лента новостей
Статья6 августа 2012, 11:26

Он просто жил для людей, или Ностальгия по юности

15 августа 1931 года - родился Микаэл Таривердиев, композитор.


Бывают встречи с людьми, которые оставляют особо яркий и неизгладимый след в твоей жизни. Даже, если ты с ними не разговаривал, а только слушал, открыв рот и забыв обо всем. Именно такой была моя встреча с композитором Микаэлом Таривердиевым, с дуэтом Галины Бесединой и Сергея Тараненко в заснеженном таежном поселке Восточный, который находился в 12 километрах от Тынды на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Было это так.
Где-то тридцать лет назад, по просьбе члена штаба ЦК ВЛКСМ на центральном участке БАМа Татьяны Денисовой - неизменного организатора фестивалей гитарной песни и других не менее интересных мероприятий, мне довелось срочно помочь организовать встречу-концерт вышеназванных артистов со строителями комсомольско-молодежного СМП 592 (строительно-монтажного поезда) треста «Тындатрансстрой».
Впрочем, особо организовывать никого и не пришлось. Стоило только объявить, кто вечером приедет, и клуб поселка за короткое время набился до отказа задолго до назначенного часа. Некоторые приехали сразу с вахты, в рабочих спецовках, грязные, усталые и голодные. Но, видимо, так была велика тяга к музыке, к песням, что молодые строители решили отложить ужин в столовой, в которой, кстати, пришлось ждать их и после закрытия несколько часов. Столько длился концерт.
А игравшего и сильно уставшего композитора М. Таривердиева и дуэт Г. Бесединой и С. Тараненко все не отпускали, умоляя исполнить что-нибудь еще. И они вновь и вновь откликались на просьбы. А в коротких промежутках между исполнением песен, музыки в помещении стояла такая тишина, что казалось, жужжание комара можно было услышать. Хотя откуда ему взяться, если за окном под минус 40 градусов. А строители припозднившейся комсомольско-молодежной бригады снимали с себя полушубки, телогрейки, сваливая их у входа, чтобы уплотниться.
Проходы между рядами кресел и «галерка» без мест за ними были забиты тоже до отказа.
Ничего этого я не видел и не слышал, весь уйдя в музыку, виртуозно исполняемую гениальным Микаэлом Таривердиевым, и песни - уникальным, без превеуличения, дуэтом Галины Бесединой и Сергея Тараненко. На все остальное обратил внимание потом, когда ближе к ночи концерт закончился.
Я еще не знал, будучи уверенным, что мне медведь на ухо наступил, что теперь буду узнавать эту музыку везде и всюду с первых тактов, что она будет звучать во мне, как и услышанные песни, долгие годы. И когда мне будет радостно, и когда плохо.
Вот и теперь мне не надо даже закрывать глаза, чтобы увидеть вдохновенную игру великого композитора, его яростные руки на фортепиано. Не надо настраиваться, чтобы услышать в себе музыку лауреата восемнадцати международных премий, народного артиста России М. Таривердиева. А какие были его импровизации на концерте! Жаль, что их никто не записывал. Эта музыка живет во мне с того самого дня. Странным образом она соединилась и с великолепным исполнением песен вокального дуэта Бесединой и Тараненко.
Cпустя несколько десятилетий, как вчера помню их вдохновенные лица. Помню, кажется, даже родинку на лице Г. Бесединой и ее лучистые, и как тогда отчего-то показалось, страдающие глаза.
Участники дуэта не просто пели и играли на музыкальных инструментах, сменяя М.Таривердиева. Все они жили, дышали этой музыкой, этими песнями. И даже громовые аплодисменты строителей БАМа после каждого их выступления казались чужеродными, лишними, нарушая созданную музыкой неповторимую атмосферу восторга, счастья, а иногда звенящей тоски, или манящей мечты.
И жаль, что наша молодежь не слышит теперь, хотя бы с телеэкранов, задушевные песни этого талантливого, уникального дуэта. Почему-то современное телевидение его игнорирует многие годы, а зря. Однажды только, недавно увидел запись их концерта по телеканалу «Мир». И был снова в восторге. Нахлынули воспоминания. А может меня одолевает ностальгия по юности, по прошлому? Скорее всего - забота о будущем. Тревожит бездуховность части нашей молодежи.
Не случайно в России по данным Роспотребнадзора потребляют алкоголь (включая пиво) е-же-днев-но 33% юношей и 20% девушек. Вот результаты бездуховного воспитания части нашей молодежи и пагубного действия на нее рекламы алкоголя. Между тем злоупотребление алкоголем в юности увеличивает в пять - шесть раз риск развития алкоголизма и преждевременной смерти. Алкоголизация населения - это необъявленная нам война! И хорошо, что в стране начинают бороться с этим, а в области ограничили время и места продажи алкоголя.
Да и какое будущее без прошлого и настоящего? А в настоящем песенки-однодневки бесталанных исполнителей никогда не заменят мастерство и талант настоящего вдохновения.
Музыка Микаэла Таривердиева - это не только музыка к кинофильмам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Король-Олень», «До свидания, мальчики» и другим, но и к ряду опер. Все его произведения неподражаемы, и узнаваемы с самого начала, как он сам. В конце двадцатого века, уже после его смерти, вышла книга Таривердиева с символическим названием «Я просто живу». А он и, правда, просто жил и творил для людей свою жизнеутверждающую музыку. И верю, точнее, убежден, что в душе многих, как и в моей, он оставил яркий, как комета, памятный след на всю жизнь, за что я благодарен ему и по сей день. И даже не сожалею, что забыл на том концерте про все, в частности, и про фотоаппарат. Память живее. И вновь во мне неповторимо звучат мелодия и слова: «Музыка. Это музыка. Всюду музыка…» Как будто это было вчера, а не три с лишним десятилетия назад.

Автор:Владимир ТОПОРКОВ