Лента новостей
Статья10 июля 2014, 14:13

Под пологом небес лазурных

Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, и Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили на него. Вышу можно променять только на Царство Небесное.

Святитель Феофан Затворник.


Когда вы хотите испытать упоительные мгновения редкой душевной тишины и покоя среди испепеляющей скверны окружающего мира, бремени страстей человеческих, водоворота событий, жёсткой и порой жестокой борьбы за место под солнцем, поезжайте-ка в Вышу, что расположена недалеко от места впадения одноимённой речушки в голубку Цну. Места эти и вправду самая что ни на есть Русь изначальная, пропитанная смолистым лесным ароматом, перепаханная возвышенностями и холмами, усеянная деревеньками и небольшими городками с размеренной, неспешной провинциальной жизнью. В этих благословенных местах располагается Свято-Успенская Вышенская пустынь - обитель, прославленная пребыванием чудотворного образа Казанской Вышенской иконы Богородицы, где жив милый сердцу дом святителя Феофана Затворника, духовный причал всех ищущих свою единственную тропочку к храму.

Где прохлады спасительный кров…

Всё в нашей жизни предопределено и не случайно. Не случайной была и эта поездка в Вышу, которая в круговерти повседневных дел несколько раз откладывалась и переносилась, не возбуждая трепета души от чего-то невыполненного. Внешней причиной тому была совершенно нестандартная жара (не наблюдавшаяся синоптиками аж 117 лет), установившаяся практически с Пасхи. Любое движение в безводном пыльном пространстве представлялось немыслимой пыткой:

Пылает асфальт, словно угли в печи,
Вокруг духота, даже близко к ночи,
Природный недуг сей непобедим,
И каждый со зноем один на один…
Забыты дороги, на выезд пути…
Машины стремятся быстрее уйти
Подальше от центра и от домов
К местам, где прохлады спасительный кров.

Любое посещение святых и благодатных мест - эта истина известна даже неопытному путешественнику - сопряжено как с искушениями, так и с чудесами. Разве не чудо, что поездка наша пришлась на праздник - Духов день, да и дорожку нежданно-негаданно окропил скупой, но такой желанный дождик. Путь без малого в три сотни километров оказался коротким за разговорами и неясным ожиданием чего-то очень значительного и важного.

Серо-соломенная пожухлая трава, скрюченные, или, как говаривала бабушка, «сжулябленные» листочки на деревьях и кустарниках… Природа по обе стороны шоссе являла собой невесёлое начало лета. Промелькнул за окнами машины 460-летний город Шацк, и вот наконец поворот на Вышу, куда ориентировал не просто дорожный указатель, а чудо чудное и диво дивное - ветряная мельница, словно спорхнувшая на мгновение с полотен голландских мастеров. Дорога вырвалась из лесного плена, и перед взором появилось село, доминантой которого на холме возникли строения и храмы православного монастыря.

Духовный центр

Свято-Успенская Вышенская пустынь была форпостом в распространении христианской веры среди бывших язычниками финно-угорских племён, мордвы. Первые упоминания о монастыре в письменных источниках относятся к 1625 году, когда монахи мужского монастыря обратились к царю Михаилу Фёдоровичу с просьбой о переносе обители с левого берега реки, затапливаемого весенним паводком, на другое, более безопасное место. В грамоте матери царя, Марфы Иоанновны, пустыни было пожаловано новое - нынешнее - место.

Монастырь, расположенный в глухих, безлюдных, малообжитых местах, был очень беден, по той причине и был в 1724 году упразднён, а братия приписана к Николо-Чернееву монастырю. Ранний период забвения продолжался около трёх лет, обитель открылась, но самостоятельность приобрела лишь с 1764 года. В XIX веке с переходом Вышенского монастыря в ведение Тамбовской епархии открывается его новая страница и подлинный расцвет как духовного центра. Уходили в Лету дни и годы, в просинь небес устремлялись один за другим Троицкий храм с четырёхъярусной колокольней, пятиглавые Казанский (каменный) и Успенский храмы, пятиглавый Христорождественский собор, трапезная и братский корпус, башенная каменная ограда. В монастыре действовали аптека и богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор.

Годы забвения

Время подчас немилосердно, расцвет и взлёты сменяются падением и убогостью запустения. Лихолетье постреволюционных вихрей не обошло обитель, она была закрыта и разорена. «Старый мир» в прямом смысле этих слов уничтожали новым, молодым поколением - на месте вытесненной монашеской общины в храмах размещали поочерёдно детский городок и детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическую «колонию» и областную психиатрическую больницу. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня. Сейчас, когда находишься перед величественным, искрящимся в золоте солнечных лучей Казанским собором, купол которого свечой устремлён в небеса, злой шуткой и невероятным обманом кажется его фото и описание в недавние 90-е годы, где говорилось, что на куполах и кровле храмового здания росло около 400 берёз. Велись долгие, мучительные и безрезультатные переговоры о передаче Успенской церкви, в которой размещалась психиатрическая больница, монастырю. Закончились они трагично: в 1996 году купол церкви обрушился, похоронив под обломками больных людей. Только суровый исход дал чёткое понимание, что Божие должно быть отдано Богу. На рубеже 80-90-х годов осквернённые, поруганные и порушенные храмы были наконец переданы по принадлежности - для организации женского монастыря.

Выша - воплощённая вера русского народа

Вышенская святыня возрождена и предстаёт во всём своём великолепии, хотя восстановительные строительные и внутренние реставрационные работы продолжаются и поныне. Работа эта кропотливая. Правду говорят: разрушать - не строить, многие ценные архитектурные и художественные детали повреждены и утрачены. Являясь памятником историко-культурного наследия, Выша не просто предмет культуры, это - воплощённая вера русского народа. Внутреннее пространство обители уже сияет чистотой и цветами, как и расцветают в утренней росе души всех приходящих в обитель любви и надежды.

Под пологом небес лазурных,
Под сенью вековых дерёв,
Вдали от тягот в море бурном
Обрёл святитель мир и кров.

Угодник Божий Феофан

Вышенская пустынь знаменита ещё и тем, что в её стенах в молитвенном служении и литературных делах 28 лет жизни провёл великий угодник Божий святитель Феофан Затворник. Об этом периоде, о «светозарном житии» в обители рассказывается в музее, который расположен в отреставрированном Феофановском корпусе. Место, как никакое более, отвечает этому предназначению: именно здесь жил и работал святитель Феофан, каждый кусочек этого деревянного особняка излучает атмосферу тех лет, не отдаёт, а скорее дарит тепло, любовь и уважение ко всем вступающим на порог этого дома. Здесь всё живо и свято ещё и потому, что большая часть зримого выполнена руками угодника Божия: выточенные балясины деревянной лестницы, ажур балконной решётки в рост человека, чтоб нечаянный суетный взгляд ненароком не потревожил уединение пребывающего под охраной стен затворника, умело подогнанные друг к другу и отшлифованные половицы настила в комнатах; иконы, написанные святителем, и немые слушатели и главные собеседники Феофана Затворника - книги.

Первые шесть лет пребывания в обители провёл владыка Феофан как простой монах, «горел как свеча или неугасимая лампада пред ликами Христа, Богоматери и святых». С началом Великого поста 1873 года епископ Феофан уединился в своём флигеле окончательно. «Ибо затвор что есть? - писал он. - То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет». В одной из келий была устроена домовая церковь во имя Богоявления Господня. В этой «святая святых» музея - всё как и раньше: небольшой деревянный престол, жертвенник и иконы Спасителя, Божией Матери «Феодоровская» и «Казанская», написанные Феофаном Затворником.

Читать, чтобы получить назидание

Библиотека святителя - зрелище необыкновенное, настоящий приют отдохновения. Во время жизни владыки Феофана она слыла одной из богатейших частных библиотек, составляла тысячи томов, множество журнальных подшивок. Всё самое удивительное, что выходило в печати, пополняло этот фонд. Практически вся пенсия владыки тратилась на книги духовные, труды по церковной истории, философии, искусству. Более половины книг - в оригинале. Высокий ум святителя заключался ещё и в умении собеседовать с книгами на их родном языке: греческом, французском, еврейском или арабском.

Как жизненно звучат слова Феофана Затворника для современных людей, утративших искусство работы с книгой как с предметом культуры, носителем духовности, подчас уникальным творением рук человеческих: «Читать нужно с усвоением и чувством, без этого чтение - сеяние при дороге. Читанное провесть надо до чувства и вывести урок для себя… Читать надо не затем, чтобы память набивать разными сведениями и понятиями, а затем, чтобы получить назидание».

Свободное от духовных подвигов время посвящено творческой деятельности, оставившей после кончины Святителя богатейшие богословские, научные, переводные и поучительные плоды по христианской нравственности, изъяснению Слова Божия, переводные писания о духовной жизни основателей и великих учителей христианского аскетизма. За этот научный и исследовательский взгляд все духовные академии Русской православной церкви, Берлинское братство избрали владыку Феофана своим почётным членом, а Петербургская академия присвоила ему в 1890 году учёное звание доктора богословия.
В свой полувековой юбилей Феофан затворник пишет: «…Вы мне напомнили о моём долге благодарить Господа за все милости его ко мне, во всё течение жизни моей мне оказанные. …Юбилей службы. Киев, Новгород, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Константинополь и ещё Санкт-Петербург, Тамбов, Владимир… И, кроме этого, во всех местах немало милостей Божиих. Верх же всех милостей то, что Бог привёл меня в Вышу».

Непрестанно молится за нас

В редкие минуты отдыха от духовных трудов находил владыка несказанное удовольствие в рукоделии: рисовал, столярничал, шил и даже… музицировал, не имея абсолютно никакого специального образования. В одной из комнат флигеля – фисгармония. Это громогласное творение святитель в шутку окрестил «гуделкой», что тем не менее позволяло ему подбирать по слуху любимые мелодии.
Всю земную жизнь святитель любил уединение, в котором он и умер в день престольного праздника его келейного храма - Богоявления Господня - под именем Феофан, что значит «Богом явленный». Да и сейчас святитель духом своим по-прежнему пребывает в благословенной обители и непрестанно молится за нас, грешных.

Для Господа труд, Он даёт и силу

…Есть определённый смысл в том, что минуты радостного удивления кратковременны, а вот их послевкусие остаётся надолго. В одном из писем о паломничестве Феофан Затворник писал: «…Для Господа труд, Он даёт и силу. И после что-нибудь даст… Как только вы загадали сходить к Нему, уж посматривает на вас, когда начнёте путь, тем более будет смотреть, и ещё больше, когда к нему в обитель придёте, перенесши благодушно и с радостью труды путешествия…»

…Неописуемой была наша радость, когда за машину «зацепилась» при выезде из Вышенской обители опухшая от избытка влаги туча, орошая радостными громовыми раскатами и буйными дождевыми рыданиями весь обратный путь до Тамбова и истосковавшуюся по живительной влаге землю. Так и осталась она у нас погостить, пока не превратится в невесомое облако из лебяжьего пуха под короной многоцветной радуги и позовёт нас в дорогу - обратно, на вышенские холмы, где небо ближе и рассвет ясней…
Автор:Ирина Теплякова