Лента новостей
Статья12 декабря 2013, 10:00

Победа мимолётная...

Победа мимолётная...
– А знаешь, мы с самого начала были уверены, что победишь именно ты! – с этими словами Алексея Моргунова наперебой поздравляли музыканты оркестра имени Осипова, – пожалуй, самого именитого оркестра страны. А он стоял и только смущённо улыбался, ещё так до конца и не осознав объявленное несколько минут назад решение высокого жюри. Простой преподаватель Тамбовской детской музыкальной школы № 2 стал победителем I Всероссийского конкурса дирижёров оркестров русских народных инструментов, организованного Правительством и Министерством культуры России. Конкурса, сравнимого с которым по значимости, сложности и уровню участников, в нашей стране ещё не было. Такой вот триумф. Так вышло. Хотя в жизни ничего случайного не бывает...
Похоже, многие в нашем славном городе и области тоже ещё толком не осознали, какую победу принёс молодой дирижёр нашему краю. Если уж сравнивать, то параллель по значимости здесь можно провести лишь с известным всем Международным конкурсом имени Чайковского. Со всей страны на финальное творческое соревнование в Москву съехались самые лучшие дирижёры самых солидных и именитых оркестров. И каково было удивление и участников, и высокого жюри, когда они узнали, что Тамбов представляет дирижёр... детского оркестра народных инструментов, составленного из воспитанников, с которыми он занимается, преподавая в музыкальной школе. Тем более что дирижировать на конкурсе надо было самим прославленным Национальным академическим оркестром русских народных инструментов имени Н.О. Осипова.

– Сказать, что волновался, – это значит ничего не сказать, – признался Алексей, – Перед оркестром имени Осипова можно было испытывать лишь трепет, ведь в Тамбове я занимался только с нашим небольшим детским коллективом. Правда, приходилось однажды дирижировать нашими «Россиянами» и оркестром из Астрахани. Но в коллективе имени Осипова восемьдесят человек и все супермузыканты!

Однако, как оказалось, это и помогло. Есть много общего между оркестром, состоящим из детей, и оркестром из музыкантов высочайшего класса. В этом Алексей Моргунов убеждён. Самое главное, что зависит от дирижёра — дать музыкантам почувствовать настроение произведения, его дух, звуковую окраску, которая идёт опять же от настроения. Разница лишь в том, что у ребятишек ещё не хватает техники, а эти именитые музыканты могут сыграть все.
– Но музыканты – это не клавиши рояля у пианиста, хотя дирижёр так же должен «владеть» оркестром, как пианист владеет роялем. Ведь каждый музыкант – личность, и этот общий язык надо найти со всеми. Как в знаменитом фильме Феллини «Репетиция оркестра», – уверен Алексей.

Всё это, конечно, так. Вот только времени на нахождение общего музыкального языка согласно условиям конкурса выделялось всего двадцать минут. Это включая само исполнение произведения. В первом туре надо было исполнить с оркестром две композиции, доставшиеся тебе по жребию. Алексею выпали «Симфоническая поэма» Фомина и «Русская рапсодия» Шиндарёва. Музыканты знают, насколько сложны эти вещи. Но контакт был найден, причём произведения эти в дирижёрской интерпретации тамбовского участника зазвучали новыми красками, приятно удивившими не только жюри, но и самих музыкантов оркестра. Они потом подходили и жали Алексею руку, а он думал, что это всем так жмут после выступления. Оказалось, что вовсе не всем, просто музыканты первыми чувствуют, кто действительно достоин победы.

– Что мне помогло в конкурсе? Мои преподаватели в музыкально-педагогическом институте и в первую очередь Алексей Иванович Артемьев, которому я обязан всем. Собственно ради таких преподавателей я и поехал учиться в Тамбов из Челябинска. Это определяет всё дальнейшее твоё отношение и к музыке, и к жизни. А ещё сыграл роль опыт выступлений - благодаря нашему проекту театра-студии мы объездили с представлениями всю область. А такой опыт, он дорогого стоит.

Для второго тура, где можно было выбирать произведение самому, Алексей Моргунов взял «Утёс» Рахманинова, вещь редко исполняемую и суперсложную. Может, потому и очень редко исполняемую. Но здесь дирижёр почувствовал уже полное единение с оркестром, которому было просто интересно играть. Ну а прошедшие в третий тур конкурсанты должны были удивить жюри, исполняя одну и ту же пьесу – увертюру к опере Россини «Сорока-воровка». И Алексей удивил, создав на несколько минут в известном произведении совершенно необычный музыкальный образ. Создал, что называется без оглядки на жюри, которое было за спиной. Потому что перед ним был знаменитый оркестр, с которым он уже стал единым целым. К тому же Алексей знал, что его любимый преподаватель Алексей Иванович Артемьев тоже в зале, специально приехал на финал. А перед ним проиграть было уже никак нельзя.

Так пришла победа. Причём абсолютная. Вторую премию, несмотря на сильнейший состав участников конкурса, жюри решило не присуждать никому – настолько было очевидно преимущество тамбовского дирижёра. А премия – не просто звание лауреата и 240 тысяч рублей, но и возможные приглашения в самые лучшие коллективы страны, которые уже стали поступать. Но... когда Алексей Моргунов вернулся в Тамбов, его ребята первым делом спросили: «Вы от нас не уедете?». И он ответил: «Надеюсь, что нет...».

Как-то после удачного концерта один мальчишка из его детского оркестра признался, что сегодня у него мурашки бежали по спине – «так здорово мы играли!».Конечно, преподаватель заметил недостатки, но эти мурашки, возможно, лучшая оценка его труда. И куда от этого уйти и уехать?..

А впереди у детского оркестра Тамбовской музыкальной школы № 2 – выступление в Сочи в рамках культурной программы Олимпиады. Оркестр оказался единственным тамбовским коллективом, удостоенным такой чести. Впрочем, главное остаётся в душе. А это та самая вечная музыка, ради которой стоит побеждать и стоит жить...
Автор:Виталий Полозов