Лента новостей
Статья18 июля 2012, 15:45

Настоящее определяет будущее и уходит в прошлое

Недавно представители средств массовой информации и духовенство тамбовского края на ежегодном, восьмом по счету, форуме сверили направления своей деятельности. Поскольку средства массовой информации такие же властители дум, как и Русская православная церковь, на них накладывается великая миссия – в первую очередь, не навредить, а во-вторых, позвать за собой народ на разумное, доброе, вечное.
Вектор же соработничества на ближайшую перспективу определил объявленный Президентом страны Год истории России, просто обязывающий осмыслить многие эпохальные события, которые произошли в нашем Отечестве, и, рассуждая о прошлом, перенестись в наше время.
Мичуринский Феодосий, открывая форум, в своем докладе под названием «Год истории в России: уроки прошлого и проблемы современности» обозначил причины, по которым в этом году воздается должное истории. В 12-м году семнадцатого и девятнадцатого столетий с разницей в 200 лет произошли два судьбоносных события в истории нашего Отечества. Отзвуки этих веков в определенной степени ощущаются и в настоящее время. Одно из них – это преодоление смутного времени в 1612 году, когда польские войска были изгнаны из Московского кремля. А вместо предложенного интервентами и предателями-боярами польского королевича Владислава в стране на целых триста лет воцарилась династия Романовых. Другое – вторжение и скорое изгнание из России миллионной великой армии народа, ведомой досель непобедимым полководцем императором Наполеоном Бонапартом.
Несмотря на большой отрезок времени, который разделяет эти два события, заметил владыка, их объединяет много общего. И в том, и в другом случае имела место широкая интервенция стран Европы в Россию. В обоих случаях в начале нашествия врагам Российской империи способствовал значительный успех и взятие самого сердца нашей страны – Москвы. Но в обоих случаях этот успех оказался ложной, так называемой пирровой победой.
Захват Москвы способствовал превращению войны во всенародную, отечественную. А к этому европейцы оказались не готовы. Что в конечном итоге лишило их каких-либо шансов на победу. Как следствие, поляки и французы были позорно изгнаны из пределов нашей Родины.
Данные примеры из истории позволяют сделать вывод, что главная победа над противником была одержана нашими доблестными предками не в области военного искусства, а, прежде всего, силой и мощью народного духа и единения.
Владыка особо подчеркнул, что в двух этих событиях решался извечный вопрос, стоящий перед русским самосознанием до настоящего времени, вопрос отношения России к западной цивилизации и ее ценностям.
С давних пор Запад с его материальной структурой служил примером для подражания богатого класса Российского государства. Известно, что смутное время в значительной степени явилось следствием стремления боярской верхушки ограничить самодержавную власть русских царей по образцу соседнего польского государства, где власть королей существенно была ограничена аристократией.
Двести лет спустя вторжению французов предшествовал период длительного увлечения французской культурой. Достаточно вспомнить, что императрица Екатерина переписывалась с французскими вольнодумцами, идейно подготовившими грянувшую затем великую французскую революцию. А великий русский поэт Пушкин свои первые слова произнес на французском языке.
Приход кумиров не с дружескими объятиями, а с оружием способствовал духовному отрезвлению народа, на многие годы определив развитие отечественного самосознания.
Вспоминая славные и трагические страницы истории, проецируя бесценный отечественный опыт на современную жизнь, владыка призывал правильно отнестись к тем вызовам, которые характерны для настоящего времени. Весьма тревожными из них в текущем году, напомнил он, стали беспрецедентные глумления над национальными религиозными святынями, произошедшие по всей стране, – пожалуй, впервые за несколько десятилетий. Вызывают сожаления не только сами факты вопиющего кощунственного поведения лиц, участвовавших в возмутительных действиях, но и снисходительно добродушное отношение к случившемуся определенной части нашего общества. Это свидетельствует, по словам владыки Феодосия, о действенности либеральной идеологической прививки, которая была сделана нашему обществу в последние годы, о ее пагубном воздействии на сознание человека.
Согласно идеологии либерализма жизнь должна выглядеть как одно сплошное развлечение. Но давно уже установлено, напомнил владыка, что отсутствие твердых нравственных принципов и устоев в человеческом обществе неизбежно приводит к его деградации.
И Церковь активно включилась в очень важную для всей страны созидательную деятельность, направленную на преображение человека на основе Богом данных Евангельских ценностей, на укрепление духовной безопасности общества, сохранение единства Российского государства. В этом ее просветительская миссия и историческая ответственность. Не все готовы признать за Церковью право на такую активную роль, однако иного пути у Церкви нет, подчеркнул владыка. По мысли святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, защита своей паствы и созидание народной жизни на христианских началах является неизменным долгом нашей Церкви во все времена. И в тихие мирные дни, и в дни решающего выбора Русская православная церковь всегда была и будет со своим народом.
Но самому народу не следует забывать свою историю. Ибо, как заметил начальник пресс-службы и информации администрации области В. А. Шуняев, история – это та наука, которая жестоко наказывает тот народ, который своей истории не знает. И он привел несколько примеров из истории, в том числе и нашей страны. «Если бы руководители государства в 90-х годах хорошо бы знали свою историю и отношения Кавказа с Российской империей, то вряд ли бы имели первую чеченскую войну с такими колоссальными потерями. Потому что все уже было не так давно: в XIX веке то же самое произошло на той же самой территории по тому же самому сценарию. Разве что оружие было другое.
Если бы нацистская Германия не отвергла прошлое, начиная строить новое, то она внимательно бы читала завещание Бисмарка, который, оберегая и охраняя своих потомков, говорил: «Дети мои, упаси вас Господь воевать с Россией». Если бы они это знали, тогда, наверное, не было в таком проявлении Второй мировой войны с ее колоссальнейшими жертвами, понесенными Германией во имя не понятно чего».
И он поделился своими мыслями о миссии СМИ не только в Год российской истории, но и дальнейшие годы. По его словам, разве можно допустить, чтобы общество галопирующим темпом превращалось в Иванов, не помнящих родства.
Да и как иначе назвать тех, кто выбрасывает семейные альбомы. Реликвии, датированные 18… годом, нашел в мусорном контейнере заместитель председателя Общественной палаты Тамбовской области профессор ТГТУ В. Ф. Пеньков. И, по его словам, Год истории – не только инструмент осмысления исторических ценностей, но и повод осмыслить свое понимание истории. Ведь она складывается не из одних великих дат, но и отдельно взятой семьи, из каждодневных событий.
Красноречивы были выступления и других великолепных ораторов: протоиерея Игоря Груданова – заведующего отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии, слова которого вынесены в заголовок, П. П. Щербинина – заведующего кафедрой ЮНЕСКО по правам человека и демократии института права ТГУ им. Г. Державина, д. и. н., профессора, преподавателя Тамбовской духовной семинарии.
Опытом сотрудничества с отделами епархии при освещении обозначенной на форуме темы, а как заметил В. А. Шуняев, региональные средства массовой информации уделяют истории родного края очень много внимания, делились главные редакторы «Колокольного звона» В. В. Сереев, Рассказовской районной газеты – Е. А. Чернова, духовно-образовательной программы «Ступени» на телеканале «Новый век» – С. В. Нишуков, а также заместитель главного редактора «Тамбовской жизни» В. А. Марков, призвавший в связке с историей изучать литературу, которая в отличие от первой отражает не только события, но и передает колорит того времени, позволяющий понять его дух.
Как отмечалось многими, форум стал в нашей области интересной формой общения, дискуссионной площадкой для обсуждения острейших тем, как, например, в этот раз. Ведь, как заметил П. П. Щербинин, изучение истории, в том числе нашего тамбовского края будет поднимать дух, возвышать нравственные качества и способствовать тому, чтобы людям было интересно жить, чтобы мы хорошо смотрели не только в наше будущее, верили в настоящее, но лучше познавали прошлое.

Автор:Л. Кондратова