Мягкое добросердечие, легкая ирония, язвительный сарказм – это настоящие жемчужины русской речи… Но увы… Они уже давно не ласкают наш слух, не будят в душе светлые мысли. Грубые, бранные слова, беспрестанно слетающие с уст современной молодежи и людей почтенного возраста, обрывистые убогие фразы, не заканчивающие мысль, негативно воздействуют на невольного случайного слушателя и вызывают в душе отторжение, неприятие всей этой бравурности, посредственности. И думаешь: «Как деградировал человек в своих словах и языковых проявлениях. И это в век компьютеров и мобильных телефонов… Отсутствие культуры речи – негативное явление нашего времени. А ведь культура речи – часть общей культуры человека.
Прав К.Г. Паустовский, который сказал: «Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его».
Основные качества хорошей речи: содержательность, точность, логичность, выразительность, чистота, эмоциональность. Попытаемся дать очень краткую характеристику каждому из этих составляющих.
Итак, речь должна быть содержательной. Нужно иметь, что сказать. Это должно быть интересным и новым для адресата. Без этого речь превратится в пустословие, болтовню. Вспомним высказывания классиков: «Она (проза) требует мыслей и мыслей – без них блес-тящие выражения ни к чему не служат» (А.С. Пушкин).
На мысли, дышащие силой,
Как жемчуг нижутся слова.
(М.Ю. Лермонтов)
Правилу следуй упорно:
чтобы словам было тесно,
мыслям – просторно.
(Н.А. Некрасов)
Вот и «пища» к размышлениям. Вот и надо задать себе вопрос: «А когда я в последний раз читал книгу? А знаю ли я современных авторов? Может, надо обратиться к литературе, искусству, чтобы можно было что-то интересного сообщить собеседнику».
Очень важным качеством хорошей речи является точность.
Речь должна отражать знание предмета речи – темы. Точность изображения действительности – результат наблюдательности. Поражает точность наблюдений и простота описаний природы у мастеров художественного слова: «Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит». (Н.А. Некрасов). «Птицы засыпают – не все вдруг – по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки». (И.С. Тургенев).
Не следует употреблять и слова, значение которых вам не вполне понятно. Это создает неблагоприятное впечатление. Например, надо говорить: «Опять идет дождь», а не «Обратно идет дождь», так как слово «обратно» в литературном языке имеет значение «ведущий назад».
Речь должна быть логичной. Ведь речь строится по определенным законам и в ней необходимо соблюдать правила логики. Примером нарушения логических правил может служить следующее предложение: «В ларьке продавали груши, помидоры и фрукты». В один ряд поставлено более общее (родовое) понятие (фрукты) и более частные (видовые) понятия (груши и помидоры). При таком построении фразы из ряда фруктов исключаются груши.
Известный каламбур «Шел дождь и два студента. Один в калошах, другой в университет» основан на игре двух значений глагола «идти» и многозначности предлога «в». Комический эффект создается соединением логически несоединимого. Неожиданное переосмысление обычных вещей и вызывает смех.
Обязательным качеством хорошей речи является правильность, т.е. соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, морфологических, синтаксических, стилистических и др.). Отступление от литературных норм должно быть мотивировано целями и условиями общения.
Нередко именно нарушения норм литературной речи придают высказыванию особую выразительность. По-видимому, это и имел в виду А. Пушкин, когда писал: «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю…»
Речь должна быть выразительной.
Выразительность речи создается не только умением выбрать самые точные и уместные в речевой ситуации слова, но и широким употреблением пословиц, фразеологизмов, крылатых выражений и художественно-изобразительных средств. Особенно часто звучат в устной речи и украшают письменную, фразеологизмы: «И уж так она счастлива, так счастлива – ног под собой не чует». (Ф. Абрамов.)
Мастеров художественного слова отличает умение использовать многозначность слова, особенно его переносные значения, олицетворения, метафоры, гиперболы и т.д.
Не обгорят рубиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
(С. Есенин)
Чистота речи предполагает отсутствие в ней слов и выражений, не являющихся литературными. Совершенно неприемлемы в литературной речи ругательства, грубые слова, слова – «сорняки».
Неуместны в хорошей речи и диалектизмы, если они употребляются без надобности, вместо слов, известных литературному языку: броюсь вместо бреюсь, кажный вместо каждый, а также слова хочем, ужасть, отсюдова, ндравится, хужее, калидор, булгахтер и т.д.
Не украшают речь жаргонные слова и выражения типа тащусь, крыша поехала, по кайфу и т.п.
Нарушает чистоту речи злоупотребление иностранными словами, которых в последнее время особенно много в СМИ: рейтинг, консенсус, плюрализм, и т.д.
Речь сильнее воздействует на собеседника, если в ней выражено отношение говорящего к тому, что он произносит, если речь эмоциональна. Эмоциональная окраска создается интонацией, восклицательными предложениями, вводными словами и выражениями.
Таким образом, культуру речи составляет умение свободно пользоваться богатством языка в соответствии с целями, содержанием, и задачами высказываний. Чем глубже вы проникаете в тайны языка, тем выразительней, точнее и совершеннее становится ваша речь.
Вдумайтесь в совет классика русской литературы: «Чему нужно учиться? Экономии и точности языка, освобождению, очищению его от неудачных, грубых провинциализмов, местных, а также и словесных фокусов, сочиняемых молодежью из побуждений, должно быть «эстетических»… (М. Горький).
Год культуры в Тамбовской области просто обязывает не коверкать «великий и могучий» язык, а бережно относиться к каждому произнесенному слову, ценить его чарующую красоту и глубокий смысл. Русский язык - богатство народа и соблюдение речевого этикета – долг каждого гражданина, любящего свою страну.