Лента новостей
Статья9 октября 2014, 12:00

Музей есть выражение памяти

На просторах Тамбовщины расположился живописный Знаменский район. Историческими корнями Знаменка уходит в "золотой" XVIII век. Именно тогда за особые заслуги перед Отечеством императрица Екатерина I пожаловала генерал-поручику Артемию Григорьевичу Загряжскому 25 тысяч десятин пашни, лугов и лесов.

На протяжении трёхсот лет менялись владельцы, строй и в целом жизнь сельчан. Со знаменской усадьбой связаны значимые в истории страны имена. А.С.Пушкин, Ф.А.Васильев, А.Н.Плещеев, С.В.Рахманинов, Строгановы, Г.Плеханов и другие.
В усадьбе "Знаменское" расположился районный краеведческий музей.
МБУК "Знаменский районный краеведческий музей" действует на основании Устава организации с 1992 года.
Основная цель деятельности - сохранение объектов исторического и культурного наследия, обеспечение беспрепятственного доступа к ним населения в целях приобщения к истории и культуре Знаменского района.
В настоящее время музей выполняет ряд значимых социокультурных функций: хранение, исследование, экспонирование, популяризация культурного и художественного наследия - произведений искусства из своих фондов, из фондов других музеев и частных коллекций. В основном здании музея созданы многоуровневые экспозиции: "Там, где родилась Натали…" в круглом зале; Мастерская ХХ века: Живопись. Поиски и эксперименты А.Левшина; "История и культура населения Знаменского района XIII - начала XX вв"; "Трагедия и подвиг. Век XX".
Экспозиция в основном здании выстроена по хронологическому принципу, что даёт возможность проследить развитие исторического пласта на протяжении нескольких столетий. В зале временных экспозиций регулярно открываются выставки произведений художников Тамбова, России и зарубежных стран.
ТАМ, ГДЕ РОДИЛАСЬ НАТАЛИ...
Парадная овальная зала - самое просторное помещение в доме, с большими окнами и анфиладами предназначалось для приёма гостей и балов. На стенах - фамильные портреты: И.А.Загряжский, А.И.Загряжский, дядя Н.Н.Гончаровой, копии портретов Н.Н.Пушкиной и А.С.Пушкина. В музее экспонируются несколько музыкальных инструментов, два из которых представлены в экспозиции. В центральной части зала представлены рояли (один рояль периода XIX века - экспонат, другой - ХХ столетия для музыкальных номеров). Находящийся в экспозиции инструмент изготовлен в старинной фортепианной фирме эпохи Российской Империи, существовавшей в Москве, приблизительно с 1870 по 1917 годы AlexanderUslall&Co (Александр Услаль и Компания). "A.Uslall" был первым роялем из России, получившим Золотую Медаль в США, на выставке в Новом Орлеане в 1884 году.
Одним из атрибутов парадной залы было зеркало. Напольное зеркало, экспонирующееся в музее, периода XIX века, конечно не из этого зала, но оно объясняет посетителю, что зеркала придавали зале более нарядный и блестящий вид, отражая предметы украшения залы (вазы, картины, цветы, богато отделанную мебель, канделябры, люстры и др.), зрительно увеличивали их количество.
Экспозиция не освещает всю биографию Н.Н.Гончаровой, но темы объединяются как внешней, хронологической канвой, так и комплексом смысловых отношений между разными документальными рядами. Экспозиционный рассказ сочетает в единое целое разного типа экспонаты (бытовые, документальные и изобразительные).
ПОИСКИ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ ЛЕВШИНА
Имя Алексея Ивановича Левшина хорошо известно в Тамбовской области. В уютном зале музея расположились 20 картин мастера. Творческий мир Левшина складывался из реальных впечатлений от тамбовской природы. После знакомства с творчеством Иванова "Явление Христа народу" в его жизни произошёл переворот.
Коллекция картин, находящаяся в фондах нашего музея, написана в период творческого подъёма художника - 60-70-е годы XX века. По своему содержанию картины относятся к разным жанрам - натюрморт, пейзаж, портрет. Большая часть произведений написана темперой. Темперные краски при высыхании светлеют. Приёмы живописи темперой разнообразны. Характерные наложения слоёв, где нижний слой просвечивается сквозь верхний, придавая картинам некоторую яркость и бархатистость - вот основа работы с темперными красками. Свою работу художник проводит на белом грунте, чтобы выдержать живопись в светлой гамме. Отсюда прозрачность и воздушность большинства работ А.И.Лёвшина - "Старые вётлы" (1967г.), "Памятник Зое" (1967г.), "Вётлы на берегу Цны" (1967г.) При помощи лессировки автор добивается надлежащего тона. Интересны и натюрморты Алексея Ивановича. В них ощущается не просто любование цветами, овощами, фруктами, их формой, цветом, но и прежде всего их особая эстетическая значимость для художника, идущая от крестьянства, из детства.
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА. ХХ ВЕК
Согласно концептуальной направленности материал представлен тремя разделами, которые размещены в одной комнате.
Первый раздел "Археологическое прошлое края XII - XIII вв. И стали станом на Онузе…" расположен в горизонтальных витринах. Представленные здесь материалы археологических раскопок рассказывают о древних жителях Никольского городища. Обнаружены фрагменты керамических сосудов, изготовленных как на гончарном круге, так и вручную. Орнаменты на посуде отличались большим разнообразием: гребенчатые штампы, волны и линии в различных комбинациях. На основании анализа раскопок было сделано заключение, что городище появилось, по всей видимости, в середине XII века и просуществовало до середины XIII века. Древняя пограничная крепость, известная ныне как Никольское городище и, возможно, встречающаяся в летописях как Онуза, была уничтожена огнём, и жители надолго покинули окрестные места.
Второй раздел "Фрагмент интерьера быта крестьян. XIX век" рассказывает о жизни, быте, труде и обрядах крестьян. Фрагмент зала, где располагаются экспонаты музея, оформлен в виде крестьянской избы, включающей в себя весь набор жизненно необходимых в крестьянском быту вещей, самого различного назначения. В зале расположены две экспозиционных витрины, в которых собраны предметы повседневного быта крестьян, сгруппированные по принципу как целевого назначения, так и техники изготовления. Одна витрина посвящена домашней крестьянской одежде и утвари; другая - жизненно необходимым предметам прядения и ткачества, а также документам и фотографиям 19 века. В интерьере широко представлена посуда из дерева и керамики: глиняные горшки, кубышки для растительного масла, кринки, кувшины, горлачи и коргачи для пива и воды. Экспозицию дополняют коллекция расшитых рушников, один прядильный станок, деревянный сундук с предметами быта и ряд других важных атрибутов крестьянского быта. Этнографический материал, собранный за годы работы музея, лёг в основу традиционного интерьера крестьянской избы.
В третьем разделе "Фрагмент интерьера быта врача XIX - нач. XX вв." представлен быт человека среднего достатка начала ХХ века. Он представляет собой инсценировку "картины" в драматургическом действии экспозиции, где представлена мебельная коллекция 1910 года, печатный материал (книги, журналы, газеты), изобразительный материал (фотографии, открытки), нумизматика.
ТРАГЕДИЯ И ПОДВИГ
Данная экспозиция представлена как система из нескольких зон: “Смута и лихолетье”; "В огне гражданской войны"; “Коллективизация”; “Грозные годы Великой Отечественной войны”; "К заветной цели"; “Люди, прославившие Знаменскую землю”.
Каждый раздел разместился в различных витринах, как настенных, так и горизонтальных напольных. События Первой мировой войны, тридцатых годов представлены в горизонтальных напольных витринах различными подлинными и копийными материалами. Тематические комплексы "В огне гражданской войны" и "Мы наш, мы новый мир построим" размещены в витрине в виде флага. Революционные события 1917 года и гражданская война, знаменующие становление нового, советского государства, представлены экспонатами, которые "прочитываются" как символы тех лет. А вот и важные с точки зрения становления основ советской государственности документы - "Декрет о мире", "Декрет о земле"; фотографии, плакаты, документы…
Для иллюстрации Великой Отечественной войны создан архитектурно-художественный комплекс, где разместилась фотография детей с ужасом в глазах - начало войны. Это позволяет сделать плавный переход к эпизоду эвакуации в Знаменку Рогачевского детского дома из Белоруссии. Представлены предметы военного времени - снаряды, одежда, боевые награды и фотографии ушедших на фронт знаменцев.
Концепция выставки "К заветной цели" выстроена чередой настенных и напольных витрин и состоит из четырёх разделов. В данных разделах отражена история Знаменки в различные периоды, начиная с послевоенного и заканчивая современностью. Историю развития посёлка "рассказывают" вещи тех лет: фотографии, документы, книги, дипломы, грамоты. Об успехах деятельности знаменцев говорят экспонируемые награды: орден Октябрьской революции, орден Трудового Красного Знамени, орден "Знак Почета", серебряная медаль ВДНХ и др. Большое внимание уделено людям науки - представлен ряд наглядных учебных пособий В.Кокорева, Ю. Позднякова, И.Казьмина. Современная жизнь района, достижения людей в различных сферах отражена в одном из разделов экспозиции.
Экскурсия по музею заканчивается у фотоколлажа "Люди, прославившие Знаменскую землю". Среди фотографий исторических лиц и наших современников предметы, которые их близкие доверили музею. Это не только семейные реликвии, но и память о родных дорогих людях. Задача выставки - рассказать средствами изобразительного искусства о творчестве художников и артистов, уроженцах Знаменского района, об отдельных этапах их творчества.
"Музей, - как писал Н.Фёдоров, - есть выражение памяти… не о потере вещей, а об утрате лиц…"
Автор:Материал подготовлен хранителем фондов Натальей КОРОСТЕЛЁВОЙ