Сегодня

Пятница, 21 сентября 2018
vkontakte twitter facebook ok

Маленькая жизнь на все времена

Дата публикации: 
05.06.2012

Эта неделя пролетела буквально, как один день. Шестой театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова снова принес в Тамбов прекрасную погоду, искрящуюся незамутненным майским солнцем, и неслабые спектакли, искрящиеся талантами актеров, которые претендовали на престижные звания - «Актер России» и «Актриса России». Ни больше, ни меньше!..

Если кто-то сомневается, что Тамбов - самый что ни на есть театральный город, то последние сомнения должны были исчезнуть, стоило посетить наш театр во время любого конкурсного спектакля. В течение недели зал был буквально переполнен, а как отметили солидные столичные критики, входившие в суперкомпетентное жюри фестиваля, такой искренней, тактичной и сопереживающей публики они не видели нигде. И это отнюдь не просто комплимент нашему гостеприимному городу.
География фестиваля на этот раз оказалась не столь широкой, как в прошлом году, зато спектакли были представлены самые разнообразные, а вовсе не замшело-классические, что в предыдущий раз разочаровало многих неравнодушных ценителей театра и патриотов тамбовского форума. Теперь у нас свои самые ударные драматические и комедийные хиты представляли театры из Костромы, Самары, Рязани, Владимира и Тамбова. Ну сколько еще можно нам оставаться лишь гостеприимными хозяевами, не претендуя на пальму первенства в творческом соревновании?
Однако прежде чем началось соревнование, тамбовскую сцену оккупировали артисты столичных театров, ставших гостями фестиваля, что говорит о его невероятно растущем статусе. А в спектакле театра имени Станиславского, открывавшем фестиваль, блистал в главной роли сам Владимир Коренев, народный артист и заслуженный Ихтиандр России. И хотя с того романтически-ностальгического фильма о Человеке-амфибии минуло почти пятьдесят лет, любимого актера знают и помнят, особенно женщины, которые, говорят, в то время сходили по нему с ума. Правда, другие его роли в кино остались практически незамеченными, зато в родном театре, где актер служит уже полвека, его таланту не устают аплодировать уже несколько поколений зрителей. Тамбов не стал исключением - американский полковник в исполнении 72-летнего Ихтиандра оказался моложавым, ироничным и обаятельным, а комедия Жан-Жака Брикера «Мужской род, единственное число» - до смешного близкой нашему зрителю.
Что же касается непосредственно конкурсных спектаклей, то здесь явно преобладало трагическое начало. Зрителям предлагалось серьезно задуматься «о времени и о себе». И через классические образы персонажей Островского, и сквозь призму нашей непростой современной действительности. Однако, даже играя классику, сейчас вряд ли стоит зацикливаться на стиле позапрошлого века. Ведь на то она и классика, что актуальна во все времена, независимо от атрибутов времени. А потому Костромской театр представил свою «Грозу» местами как жутковатую психоделию в багровых тонах на фоне музыки а-ля «Pink Floyd», а Владимирский театр выдал хрестоматийную пьесу «На всякого мудреца довольно простоты» в современных костюмах и в ритме танго (!).

Но все же самые душевные аплодисменты вызвал спектакль Самарского театра драмы по пьесе А. Гурнея «Любовные письма». Показав, как можно минимумом декораций и максимумом мастерства раскачать если не «этот мир», то целый зрительный зал. На сцене всего двое, она - в красном, он - в белом. Из декораций лишь два стула - тоже белый и красный, и два экрана тех же цветов, на фоне которых происходит действие. Точнее, не действие, а жизнь, которая есть любовь. Потому что важнее любви ничего нет, просто быть не может…

Правда, герои это понимают слишком поздно. Пятьдесят лет жизни, которые Она старалась прожигать на всю катушку, а Он рационально потратить на политическую карьеру, остались позади. Карьера оказалась успешной и даже честной, что случается нечасто, он никого не обманул и не предал, кроме… самого себя и своей любви. Самого главного. Обычная история, и хотя герои живут в далекой Америке, ныне официально не жалуемой, эта история любви в письмах на фоне рахманиновского «Вокализа» не оставила в зале равнодушным никого.

Завершал конкурсную программу спектакль Тамбовского драматического театра, поставленный минским режиссером Сергеем Ковальчиком по пьесе французского классика Жана Батиста Мольера «Скупой». Солидный и международный во всех смыслах проект, приуроченный к 225-летнему юбилею театра, создавался в непростых условиях. И, похоже, груз ответственности сыграл с актерами злую шутку. По крайней мере, волнение на сцене скрыть не удалось, и первый акт вызвал нешуточное волнение среди поклонников в зале. Однако затем наступило второе дыхание, а главному герою в исполнении Юрия Томилина удалось убедить зрителей в трагедии своего счастливо-несчастного персонажа. На обсуждении спектакля столичные критики из жюри были тактичны и дипломатичны, аккуратно заявив, что, мол, вообще не являются поклонниками Мольера, но отметили «удачную сценографию постановки». Такие дела…

Раздача призов и торжественное закрытие фестиваля подарили очередную надежду. И в первую очередь на то, что в жюри появятся не только «сверхопытные» критики, но и молодые креативные, а спектаклей появится больше хороших и разных. На этот же раз лучшим актерским ансамблем был признан коллектив Владимирского театра, Тамбовский получил приз за лучшую сценографию, а претендент на главную награду Юрий Томилин стал обладателем звания «Признание». Что же касается «Актрисы России», то этот титул и сто тысяч рублей впридачу достались Народной артистке России Галине Ивановой из Владимира. «Актером России» стал тоже Народный артист Владимир Борисов из Самары за роль в прочувствованных «Любовных письмах». В чем ни у кого не было сомнений, и по поводу чего не было никаких споров. Достаточно было почувствовать затаенное дыхание зала во время спектакля, ставшего «маленькой жизнью» на все времена. А какая другая награда может быть выше?..

Автор: 
фото Павла Васильева
Виталий Полозов
Рубрика: 

Оставляя комментарий, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на сайте.

Добавить комментарий

Наверх