Красота спасет мир

« Староюрьевская ... »
25
от
Среда, 20 июня, 2012 (Весь день)
1082
http://www.top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2012/06/20/top68.ru-krasota-spaset-mir-10526.jpg?itok=IfS418Gc
   В историко-краеведческом музее имени А.Н. Верстовского с 6 июня по 28 июля проходит выставка репродукционных изданий пятнадцати картин выдающегося художника-философа, художника-мистика, художника-странника, археолога и литератора Николая Константиновича Рериха, представленная Тамбовским областным отделением международной общественной организации «Лига защиты культуры» (председатель Е.И. Ильина).
   7 июня воспитанники экологического лагеря «Эко» (на снимке) (руководитель - Н.В. Куликова) стали первыми посетителями выставки. Е.А. Стребкова, директор музея, подробно познакомила ребят с биографией художника, рассказала историю создания каждой картины Н.К. Рериха.
Представители рода Рерихов со времён Петра Первого занимали видные военные и административные посты в России. Отец Николая - Константин Фёдорович - был известным нотариусом и общественным деятелем. Мать - Мария Васильевна Калашникова - происходила из купеческой семьи. Среди друзей семьи Рерихов были такие видные деятели, как Д. Менделеев, Н. Костомаров, М. Микешин, Л. Ивановский и многие другие.
С детских лет Николая Рериха привлекали живопись, археология, история и богатое культурное наследие Востока.
   В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени - В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.
   С 1892 года Рерих начинает проводить самостоятельные археологические раскопки и уже в студенческие годы становится членом Русского археологического общества. Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях, преподает в Петербургском археологическом институте (с 1897 по 1903 год).
Н.К. Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Сходятся старцы» (1898), «Плач Ярославны» (1893), «Начало Руси. Славяне» (1896), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» и другие.
   Знакомство с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Николая Константиновича. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса («Город строят», «Зловещие», «Заморские гости» и другие), то уже с середины 1905 года многие его картины и очерки посвящены Индии («Лакшми», «Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и другие). Древние культуры России и Индии, их общий источник интересуют Рериха как художника и как учёного. В его исторической концепции важнейшее значение имеет соотношение временных категорий прошлого, настоящего и будущего.
Н.К. Рерих ушел из жизни в 1947 году.
   Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. Основным выставочным центром полотен русского художника является музей Николая Рериха в Нью-Йорке. В России крупные собрания находятся в Третьяковской галерее, музее искусств народов Востока, Государственном Русском музее.

Фото автора.
Автор: 
Ольга Попова
Наверх